Самому крупному отечественному историку XIX в.

«Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединять их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснять каждое явление из внут­ренних причин, прежде чем выделить его из общей связи собы­тий и подчинить внешнему влиянию, - вот обязанность историка в настоящее время, как понимает автор предлагаемого труда”. Соловьев выступает против внешнего деления и провозглашает примат внутреннего развития и необходимость изображать характеры действующих лиц в соответствии с той эпохой, в которой они проживают.)

I ГОСПОДСТВО РОДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ (от Рюрика до Андрея Боголюбского)
II БОРЬБА РОДОВЫХ И ГОСУДАРСТВЕННЫХ НАЧАЛ (от Андрея Боголюбского до начала XVII века) а) Начальное время борьбы (от Андрея Боголюбского до Ивана Калиты) б) Объединение Руси вокруг Москвы (от Ивана Калиты до Ивана III) в) Борьба за полное торжество государственного начала (от Ивана III до начала XVII века)
III ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В СИСТЕМУ ЕВРОПЕЙСКИХ ГОСУДАРСТВ (с начала XVII до середины XVIII века)
IV НОВЫЙ ПЕРИОД РУССКОЙ ИСТОРИИ (с середины XVIII века до реформ 60-х гг. XIX века)

самому крупному отечественному историку XIX в. - student2.ru

(по В.О. Ключевскому (1841-1911),

автору «Курса русской истории» в 5 частях,

вершине русской доре­волюционной мысли в отечественной истории. Он решительно порвал с традицией рассматривать историю России по царствованиям, когда в основу периодизации ставилось политическое начало. Основным фактором русской истории, около которого разворачиваются события, Ключевский назвал колонизацию: «История России есть история страны, которая колонизируется. Область колонизации в ней расширялась совместно с государственной ее территорией. То падая, то поднимаясь, это вековое движение продолжается до наших дней».)

I VIII - XIII вв. Русь Днепровская, городовая, торговая
II XIII - сер. XV в. Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая
III сер. XV - нач. XVII в. Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно- земледельческая
IV нач. XVII - сер. XIX в. Всероссийский, императорско-дворянский период

Всеобщей историей занимались и С.М. Соловьев и, хотя и в меньшей степени, В.О. Ключевский. Не имея возможности подробно остановиться на их трудах и их подходах к периодиза­ции истории, мы не можем не упомянуть о Т.Н. Грановском (1813-1855), несомненно, крупнейшем русском всеобщнике XIX в.

Исследования по отечественной истории оказали значитель­ное влияние на учебно-методическую литературу России. Причем, необходимо отметить и появление учебников, где параллельно подавалась как всеобщая, так и русская история. Наиболее популярным из этой серии был учебник И.И. Беллярминова (1837-1917), подготовившего также учебные пособия и по древней истории, и по всеобщей, и по русской, выходившими многими изданиями. Больше всего изданий выдержал его “Эле­ментарный курс всеобщей и русской истории”, вышедший в 1911 г. 39-м изданием.

Авторами учебников были такие крупные российские историки как С.М. Соловьев, В.О. Ключевский, М.М. Богословский (1867-1929), С.Ф. Платонов (1860-1933) и др. Но так получилось, что наиболее распространенными учебника­ми как по всеобщей, так и российской истории стали учебники Д.И. Иловайского (1832-1920), выдержавшие десятки изданий. Д.И. Ило­вайский получил специальное историческое образование в Мос­ковском университете, учился у Т.Н. Грановского и С.М. Соловьева, сам был историком-исследователем, ярым противником норманнской теории происхождения русского государства. Известен он трудами по истории Рязанского княжества, своим пятитомником “История России” и другими работами. Его схемы русской истории, в соот­ветствии с которыми I в. до н.э.- IX в. н.э. относились к периоду предыстории Руси. Период начинался с роксоланов, которых Иловайский относил к предкам русских. Он даже проповедовал так называемую роксоланскую теорию. Далее у Д.И. Иловайского шел киевский период - X-XII вв., владимирский - XII-XIII в., мо­сковско-литовский - XIV-XV вв., московско-царский - XVI-ко­нец XVII в. (в него входила Смута, которую он определял 1603-1613 гг.), то есть до царствования Петра I.

В практику изучения истории Отечества в современных условиях (2002), по мнению отдельных исследователей, можно положить следующую периодизацию:

Периоды Хронологические рамки Содержательные рамки
I IX - XIII вв. Образование и становление древнерусского государства
II XIII - середина XV в. Удельная раздробленность на Руси
III Вторая половина XV - XVII в. Объединение русских княжеств в единое государство, расширение русских земель
IV XVIII - начало XX в. Российская империя
V 1922 - конец 80- х гг. XX века Советское государство
VI Начало 90 - х гг. XX – наше время. Новая Россия(условное название)

" ... Такая периодизация истории России, как и все предшествующие не бесспорна, но она аккумулирует в себе многообразие точек зрения, заложенных в большинстве современных учебников...".

"...каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином".

В.О. Ключевский

СЛАЙД 6. Заключение


самому крупному отечественному историку XIX в. - student2.ru ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изученные мною материалы позволяют сделать следующие выводы:

· история - это наука о процессе развития социума, политических институтов, культуры и науки во времени и пространстве, развивающаяся наука.

· изучение истории выполняет целый ряд познавательных и интеллектуально-развивающих функций. Кроме того, история обладает огромным воспитательным воздействием. Изучение истории своего Отечества, своего народа формирует гражданские качества, национальное достоинство, позволяет понять роль личности в истории, истоки отечественной культуры и её достижения. Приобретение этих знаний помогает понять место отечественной истории в мировом историческом процессе, вклад нашего народа в мировую цивилизацию.

· история - явление многогранное и изучать её необходимо со всех сторон. При изучении истории полезно применять разнообразные подходы - формационный, цивилизационный, культурологический, социологический и другие.

СЛАЙД 7. Список источни ков

Список источников

1. Гросул В.Я. О периодизации всемирной и отечественной истории // Труды Института российской истории. Выпуск 8 / Российская академия наук, Институт российской истории; отв. ред. А.Н.Сахаров, сост. Е.Н.Рудая. М.: Наука, 2009. С. 26-69.

2. Постоянный адрес статьи: http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/12163855

Наши рекомендации