Виды божественного откровения

СМЫСЛ СЛОВА БОГОСЛОВИЕ

1) Богословие как Богооткровение – слово Бога о Самом Себе

2) Богословие как учение Церкви или какого-то отдельного богослова о Боге

В древней Церкви собственно богословием называлось учение о Пресвятой Троице. Остальные части вероучения (о творения мира, о воплощении Бога Слова, о спасении, о Церкви, о Втором Пришествии и т. д.) относились к области Божественного домостроительства или Божественной икономии (οίκονομία) греч. — искусство управления домом; οίκος — дом, νόμος — закон), т. е. деятельности Бога в творении, Промысле и спасении мира. Первым слово «богословие» ввел в христианский лексикон апологет второй половины II века Афинагор Афинский.

ВИДЫ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ

1) Естественное, которое осуществляется через:

· самопознание;

· рассмотрение природных закономерностей;

· историософию.

2) сверхъестественное – через Откровение, выраженное в Свящ. Писании и Свящ. Предании.

СВЯЩЕННОЕ ПРЕДАНИЕ – ЭТО СОХРАНЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЦЕРКОВЬЮ БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ.

Носителем Св. Предания есть Церковь: «Живым носителем и хранителем Предания является вся Церковь в ее кафолической полноте; и нужно пребывать или жить в Церкви, в ее полноте, чтобы разуметь Предание, чтобы владеть им. Это и значит, что носителем и хранителем Предания является весь народ церковный, по выражению известного “Послания восточных патриархов” 1848 г. Народ, т.е. вся Церковь, — Церковь как кафолическое тело» - говорит прот. Георгий Флоровский.

Частным случаем соотношения двух видов Богопознания является вопрос о Священном Писании и святоотеческом наследии, которые по способу происхождения можно отнести к сверхъявственному откровению, а по способу усвоения (во всяком случае, первичного) – к естественному Богопознанию.

· Состав Священного Предания (Формальное выражение Предания):

1. Исповедания веры:

· Свт. Григория Неокесарийского. Составлено оно примерно между 260-265 гг. по Р. Х. В этом исповедании рассматривается прежде всего вопрос о Пресвятой Троице. Одобрено VI Вселенским Собором.

· Свт. Василия Великого (Против ариан, IV в.)

· Прп. Анастасия Синаита (VI в.), краткий катихизис.

· Свт. Софрония, патриарха Иерусалимского (VII в.) О Св. Троице, двух волях Христа, одобрено VI Вселенским Собором.

· Исповедание свт. Григория Паламы, 1351 г. В этом исповедании в краткой форме выражено общецерковное учение по всем основным богословским вопросам, в частности, по вопросам, касающимся споров относительно природы Фаворского света и вопроса о границах богопознания; одобрено Константинопольским Собором 1351 г.

· Исповедание святителя Марка Эфесского на Ферраро-Флорентийском Соборе 1439-1440 гг. Обстоятельное изложение православного учения, особенно по спорным с католиками вопросам, таким, как главенство папы, filioque и т. д.

· Исповедание Патриарха Константинопольского Геннадия Схоллария в XV в., которое после взятия Константинополя турками. Патриарх Геннадий Схолларий представил турецкому султану Мухамеду II.

2. Символы веры:

· Апостольский Символ веры

· Никео-Цареградский Символ веры

· Афанасьевский Символ веры (не принадлежит свт. Афанасию. Время написания 5 век)

Nota bene!Отличия исповеданий от символов: 1) обычно более пространны, чем символы; 2) очень часто носят полемическую направленность; 3) никогда не употреблялись в литургической жизни Церкви.

3. Апостольские Правила и каноны древней Церкви.

4. Определения и правила Вселенских Соборов и некоторых Поместных Соборов, принимаемые всей полнотой Вселенской Церкви:

· IV Вселенский Собор — орос о модусе соединения 2-х природ во Христе;

· VI Вселенский Собор — изложение учения о двух волях и двух энергиях во Христе;

· VII Вселенский Собор — вероопределение об иконопочитании.

· Константинопольский Собор 879-880 гг. при святом Патриархе Фотии Константинопольском.

· Константинопольский Собор 1076 г.против Иоанна Итала.

· Константинопольский Собор 1117 г. На нем рассматривали заблуждения монаха Нила и митрополита Евстафия Никейского.

· Константинопольский Собор 1156-1157 гг. рассматривал заблуждения архидиакона Сотериха Пантевгена, нареченного Патриарха Антиохийского. Спор касался его учения о Евхаристии.

· Константинопольский Собор 1166-1170 гг. (он проходил в два этапа: в 1166 и 1170 годах рассматривался один и тот же вопрос). Спор касался истолкования стиха из Евангелия от Иоанна (Ин. 14, 28) «…Отец Мой больше Меня». Обвиняемой стороной на Соборе были архимандрит Иоанн Ириник и митрополит Керкирский Константин.

· Константинопольский Собор 1180 года, так называемый собор о "Боге Мухаммеда".

· Константинопольские Соборы XIV в. 1341, 1347, 1351 гг. были посвящены спорам о природе Фаворского света.

· Иерусалимский Собор 1672 г. был собран против Константинопольского Патриарха Кирилла Лукариса, который обнаружил в своем богословии сильное влияние кальвинизма.

5. Литургическая жизнь Церкви: чинопоследования богослужений и уставы церковных служб.

6. Церковное искусство: иконопись, музыка, гимнография, архитектура и т. д.

7. Мученические акты и жития святых.

8. Древние церковные истории: церковная история Евсевия Кесарийского, исторические труды Сократа, Евагрия, Феодорита Киррского и других.

9. Творения святых отцов и учителей Церкви.

10. Древняя церковная практика: уставы, касающиеся келейных молитвословий, постов поклонов и т. д., богослужебные правила, благочестивые обычаи и традиции.

11. Православные «символические книги»:

Nota bene!

a. «Исповедание веры» свт. Петра Могилы

b. Послание Восточных Патриархов

c. «Катехизис» свт. Филарета Московского

Наши рекомендации