Ищите вино, а не мехи для него
Те, кто пытался скопировать первоначальную славу Армии Спасения, по большей части провалились. Те, кто пытался скопировать Уэльское Пробуждение, зачастую становились жалкими карикатурами изначальных возрожденцев. Кажется, не существует ни единого примера в истории Церкви, когда мехи Церковной организации были построены прежде, чем новое вино было дано. Это вовсе не обязательно означает, что такое не может быть сделано, просто это еще не было сделано и кажется наименее вероятным. Те, кто пытался построить мехи сначала, часто оказывались выбитыми из колеи и были не в состоянии получить новое вино, когда оно приходило. Господь никогда не ограничивает себя действием по заранее предусмотренной формуле. Существует общее качество для всех тех, кого мощно использовал Святой Дух — они были способны услышать движение Святого Духа и желали двигаться по пути, который Он для них избирал в то время и для того места.
Для сегодняшней Церкви очень важно понять уроки этого великого пробуждения, чтобы быть готовой к величайшей жатве из всех. Как Господь наш Иисус свидетельствовал «…жатва есть кончина века» (Матф.13:39). Важные уроки Уэльского пробуждения должны сочетаться со знанием тех многочисленных путей, которые Господь избирал для действия в других местах и в другие времена, если мы хотим их правильно понять. Все эти знания должны быть получены со смирением, чтобы понимать, что мы не можем знать или понимать все, что может быть узнано или понято о путях Бога. Мы должны быть открыты для того, чтобы действовать таким образом, который мы не понимаем или о котором никогда прежде не слышали.
Эван Робертс очень боялся планов (нам не нужно бояться, ибо страх не от Бога: «...ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1:7), так же Иисус всегда говорил: «...не бойся» (Мар.5:36; Лук.5:10; Лук.8:50; Лук.12:32; Деян.18:9; Деян.27:24). Нам нужно быть очень чуткими к голосу Духа Святого, если Ему что-либо угодно, наша ответственность исполнить это точно и в срок), построенных человеком или организацией, что и сделало его подходящим сосудом для того, что Господь намеревался совершить в Уэльсе в 1904 году.
Когда, наконец, была организована кампания в связи с его приездом в Ливерпуль, это было хорошим примером бескомпромиссного решения Эвана идти по пути, который он выбрал. Комитет оказал на него давление, чтобы он установил определенное время своего приезда. Он отказался сделать это. Когда же он отправился в путешествие, он предупредил комитет лишь за четыре дня до своего прибытия. Даже тогда, когда 100 000 жителей этого английского города страстно стремились услышать его, он настоял на том, что не может знать, в какой из переполненных Церквей он будет говорить в данное время.
Дэну Робертсу и Сидни Эвансу только исполнилось по двадцать лет, когда началось пробуждение, но им суждено было быть использованными для снятия великого урожая. Они делали все так же, как Эван. Они ежедневно упорно искали волеизъявления Господа, чтобы идти туда, куда Он велел им.Они знали, что без присутствия силы Святого Духа они ничего не смогут выполнить. Когда приезжали на место, они иногда проповедовали, иногда нет. Иногда они хранили молчание в течение всей службы, которая зачастую длилась четыре или пять часов.
Глава 3
НИКАКИХ СУПЕРЗВЕЗД
Во время Уэльского Возрождения люди приходили, чтобы встретиться с Богом, а не с суперзвездой. Они заполняли Церкви до отказа, не зная даже, будет ли там евангелист или нет. Иногда Эван Робертс приходил на встречу и сидел на первом ряду, не говоря ничего в течение трех часов. Затем он вставал, проповедовал и молился минут десять или пятнадцать и садился. Но иногда он мог проповедовать все время или молиться все время. Иногда он сидел молча на протяжении всей встречи. Независимо от того, что делал Эван, люди попадали под влияние Святого Духа.
Во время пробуждения существовали и солисты, и дуэты, и особые певцы, но они редко объявляли, где они будут петь. Иногда они прибывали на место, где ожидалось, что они будут петь, но у Святого Духа были другие планы и они хранили молчание или просто молились. Те, кто был свидетелем их службы, говорят о том, что, если они все же пели, то это был Святой Дух. Это было пробуждение, когда Господь Иисус Христос Сам был центром всеобщего внимания: «…слышно стало, что Он в доме» (Марк.2:1). Молодые работники знали, что это Святой Дух сошел, чтобы свидетельствовать о Христе, и еслиевангелист или евангелизационная кампания станет центром притяжения, Святой Дух уйдет.
Эван Робертс знал, что он популярен и боялся рекламы, потому что знал, что это отвлечет внимание от Одного, Кто есть настоящий Источник Возрождения. Он боялся газетных репортеров. Он боялся низкопоклонничества. Много раз он уходил от встреч, когда чувствовал, что люди приходят, чтобы увидеть и услышать его, вместо того, чтобы прийти за Богом. На встречах, где он чувствовал, что он — центр внимания, он молился в духовной агонии, чтобы люди устремили свой взгляд на Христа и только лишь на Него одного, если нет — Святой Дух покинет их. Хотя Эван Робертс стал в то время самым публикуемым проповедником в мире, он постоянно отказывался давать интервью репортерам, которые приезжали со всех концов Земного шара. Он отказывался фотографироваться и позволял делать свои фотографии только членам своей семьи. Он знал, что это пробуждение дал Бог, а не он, и, что если люди начнут превращать его в идола, то Слава уйдет.
Он даже не отвечал на многочисленные просьбы, которые поступали от издательств со всего мира, страстно желающих написать его биографию. Он невероятно боялся, что, сделав это, он может украсть даже небольшую часть Господней славы, которая принадлежит лишь Ему.
ГОВОРИТЬ ИЛИ НЕ ГОВОРИТЬ
Будучи ведомым Духом, также важно знать, как и когда говорить, а когда не говорить. Эван Робертс был прекрасным примером этой чувствительности к Господу. Во время встречи он зачастую сидел среди людей, не говоря ни слова. Гости со всего мира были потрясены, наблюдая, как он дает возможность течению очень многочисленных собраний быть продиктованным целиком и полностью чувствительностью к Духу, в то время как они пели, молились или исповедовались.
Ф.В. Мейер, опытный и известный Христианский лидер, наблюдая его на собрании, объяснял: «Он не пойдет впереди Духа Божьего, но будет стоять поодаль, оставаясь на заднем плане, до тех пор, пока не будет абсолютно уверен, что Дух Божий движет им». Затем он добавил: «Это выдающийся урок для нас! Тот, кто знает, когда не говорить, когда говорит, делает это с большим авторитетом».
Христианские лидеры, пришедшие с другого конца Земли, стояли в благоговейном страхе и обожании, преклоняясь перед Богом, являясь свидетелями возрождения. Генерал Уильям Вут, Джипси Родни Смит, Ф.Б.Мейер и многие другие известные Божии люди прибыли, чтобы восхититься этим великим посещением. В большинстве случаев они молились или произносили несколько слов. Иногда они сидели безмолвно на встречах, пока молодые люди или даже дети молились, пели или исповедовались в Духе. Божии люди, которые прибыли, быстро поняли, что это пробуждение не то, что приходит через великие проповеди или великих проповедников. Это была сверхъестественная работа всего этого, вместе взятого, но с другой стороны, взятого отдельно одно от другого. Делает им честь тот факт, что большинство из них быстро стали отдавать себе отчет в том, что сама их личность будет помехой на встречах, и предали себя Святому Духу. Прекрасное проповедование любимо всеми, кто любит Слово Божие, но эти великие проповедники знали, что их замечательное проповедование никогда не создавало тот эффект Присутствия Господа, с которым они столкнулись в Уэльсе.
ДЕТИ ВОЙДУТ В ЦАРСТВИЕ
Мы наблюдаем в девяностых годах двадцатого века движение, направленное на то, чтобы дать образование и научить детей и юношество различным путям Бога, чтобы помочь им стать активными членами Тела Христова. Это движение от Бога и это очень значимо, но Уэльское Пробуждение было совершенно другим. В Уэльсе дети и юноши страстно желали дать знание своим родителям, обучить взрослых путям Господа. Господь сказал, что мы должны стать как дети малые, чтобы войти в Царствие: «…истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Матф.18:3,4), возможно, у них есть чему поучить нас, и эти знания больше, чем те, которые мы можем дать им!
Эвану Робертсу было лишь двадцать шесть лет, когда Пробуждение началось. Его сестре Мэри, которая выполняла столь значительную часть работы, было шестнадцать. Их брату Дэну и будущему мужу Мэри Сидни Эвансу было по двадцать. «Поющим сестрам», которые были значительными участниками, было между восемнадцатью и двадцатью двумя. Тысячи молодых людей были обращены и немедленно посланы по всей стране — свидетельствовать о славе Господа. У маленьких детей были свои собственные молитвенные встречи, и они отважно свидетельствовали перед даже самыми бесчувственными грешниками. Церкви были переполнены молодыми.
НОВАЯ ПЕСНЬ
Спонтанное Богослужение, которое дает рождение новой форме Богослужения, обычно можно найти в период истинных Пробуждений. Это справедливо и для Уэльского Пробуждения. Это вряд ли могло бы случиться тогда, если бы существовал один сильный лидер Богослужения во время встречи. Лидеры Богослужения присутствовали, но они смиряли себя, понимая, что это Пробуждение не для того, чтобы родились новые суперзвезды, а для того, чтобы прославлять Иисуса.Это позволило Святому Духу давать рождение новым песням и новым формам Богослужения, которые прежде не были известны.
Многое в современном стиле Богослужения, что сейчас связывают или с движением Пятидесятницы или с Харизматическим движением, на самом деле имеет истоки в Уэльсе. Это Пробуждение происходило в Уэльсе в то же время, когда движение Пятидесятницы зарождалось на Аз уса Стрит в Лос-Анджелесе. Лидеры этих двух пробуждений, Сеймор и Бартлеман в Лос-Анджелесе и Робертс в Уэльсе, писали друг другу во время пробуждений. Существовали и другие контакты между пробуждениями, так как люди, изголодавшиеся по Богу, ринулись друг к другу в поисках Его присутствия. Естественно, они влияли друг на друга. Одной из величайших находок Уэльского Пробуждения была спонтанная форма Богослужения, названная «пение в Духе», что стало знаком присутствия Святого Духа на десятилетия. Р. Б. Джоунс, лидер возрождения, сказал о музыке: «Факт, что пока ее не услышишь, ее невозможно представить, а, услышав, невозможно описать. Не существовало никаких сборников гимнов. Никто не издавал гимны. Просто кто-нибудь начинал пение, и очень редко случалось, чтобы гимн не был в гармонии с настроением в тот момент. Начавшись, как бы движимый единым импульсом, гимн подхватывался всем собранием так, как будто за мгновение до того, как прозвучать, он был объявлен, и как будто бы все подчинялось дирижерской палочке вполне видимого руководителя. Я никогда не видел ничего подобного. Вы чувствуете, что тысяча или полторы тысячи человек перед вами преображаются в одно многоголосое существо, душа которого не разделима. Таково было абсолютное слияние настроения и цели, и это красноречиво свидетельствовало об общности, создаваемое только Духом Божьим». Другой очевидец свидетельствует: «И молитва и песнопение были прекрасны. Не было необходимости в органе. Поющие сами представляли собой орган — так тысяча скорбящих или возрадовавшихся сердец находили выражение в пении псалмов.
Глава 4
СИЛА МОЛИТВЫ
Уэльское Пробуждение было начато и поддерживалось преданностью молитве и поклонению, что также распространилось по всему мировому Христианскому сообществу. Большая часть «пламени», которое продолжает гореть в великих молитвенных движениях сегодня, может, очень вероятно, найти свои истоки в долго сверкавшей искре Уэльского Пробуждения. Молитва и восхваление сливались воедино на большинстве собраний. Джеймс Е.Стюарт писал: «Это была молитва, которая воспламеняла небеса, молитва, которая получала тут же прямой ответ. Дух молитвы так мощно изливался, что прихожане могли участвовать в ней одновременно часами! Посторонние были удивлены, услышав, как молодые и необразованные молятся с таким пылом и интеллигентностью, что их уносит к Трону Милости Духом Божьим. Вера и поклонение были бесконечными. Восхваление стало сливаться с молитвами, в то время как перед их глазами молитвы получали ответ. Часто, когда неспасенные близкие были в центре молитв, их заставляли прийти на само собрание и стать спасенными».
Это еще подкармливало костер веры и молитвы ходатайства. Когда верующие понимали, что Бог действительно слышит их молитвы, молитва получала первостепенное значение в их жизни. И в то время как они молились с большей верой, они видели незамедлительные ответы. Когда они становились все более конкретными в своих просьбах, ответы становились еще более очевидными. Они молились за конкретных друзей или за членов семьи на одной встрече, и этот человек появлялся у алтаря, в поисках спасения на следующей встрече. Это раздувало пламя молитвы еще больше. Это, вне сомнений, раздувало огонь пробуждения.
Молитвенные собрания, которые раньше вызывали недовольство, стали центром, привлекающим города почти целиком. Встречи все увеличивались, пока не переполнялись через край, как людьми, так и благодатью. Встречи, которые предполагались, как обычные службы, быстро становились молитвенными собраниями, так как молитва стала частью каждого. Группы шедших на работу начинали молиться и к ним присоединялась все возрастающая толпа, привлеченная Духом помазания. Спонтанные молитвы начинались в магазинах, домах, и были даже случаи, когда фабрики закрывались, чтобы дать возможность рабочим молиться. На пике пробуждения все население городов совершало шествие по своим микрорайонам, утверждая Христа. Известно, по крайней мере, несколько случаев, когда население города шло в соседний город, чтобы молиться за него, и пробуждению неизбежно суждено было вспыхнуть и там. Это Пробуждение свидетельствует о том, что лишь не многое может так же наполнить энергией верующих, как открытие ими силы молитвы.
ОНИ СПАСЛИ ДУШИ
В основном молитвы этого Пробуждения были сфокусированы на потерянных. Пробуждение не может существовать без завоевания душ для Христа, и в спасении потерянных душ Уэльское Пробуждение должно считаться одним из самых эффективных и интенсивных во все времена. В этом пробуждении не было запланировано использование нескольких проповедников или как кампания по привлечению членов Церкви свидетельствовать о спасительной милости Господа нашего Иисуса Христа. Никто не обучал, как достучаться до потерянных. Просто казалось, что все Христиане в Уэльсе одновременно испытывали жгучую боль за потерянных. Радость спасения просто переполняла верующих и каждая угольная шахта, трамвай, контора, школа или магазин стали кафедрой для проповедей. Это было даже больше, чем проповедование, это было свидетельствование единоверцев, что вело тысячи тысяч к спасительной вере в Иисуса. Не существовало никаких шаблонов для свидетельствования, это просто рождалось из переполняющей радости и веры, которые не вмещались в тех, кто познал Спасителя.
Присутствие Господа в Уэльсе было таким реальным, что те, кто приезжал туда с разных концов земли, чтобы стать свидетелями этого, говорили, что присутствие лишь на одном собрании стоило этого путешествия, даже, если Эван, Дэн или Сидни Робертс в нем не участвовали. Методисты считали, что это было возрождение собраний Уэсли столетие назад. Жители Уэльса очень недосыпали, потому что боялись, что если они покинут службу, то пропустят что-нибудь удивительное. Много раз собрания продолжались до двух-трех часов утра и не завершались пока люди, а иногда это было все население города, проходили маршем по улицам с пением хвалы Агнцу!
Было просто невозможно для неверующих избежать, эти льющиеся через край свидетельствования или не быть вовлеченными в это абсолютной Любовью и рвением людей. Так же, как легко узнать влюбленного мужчину или женщину по тому, что их возлюбленный доминирует в их сознании и разговорах, Уэльс, влюбленный в Иисуса, поднял Его Имя надо всем, что могло бы привлечь человеческое внимание. Знание Господа просто омывало Уэльс, точно так же, как вода наполняет море. Когда имя Иисуса было вознесено, пришли и все люди.