Характеристика эпоса Зрелого Средневековья
Эпос зрелого Средневековья – героический рыцарский эпос. По сравнению с ранним Средневековьем происходит изменение сознания героев. Герои – знатные рыцари. Постепенная демократизация героев (напрмер, Сид; происходит это из-за реконкисты). Важное место в эпосе занимает изображение сеньёриально-вассальных отношений.
Ранний средневековый эпос наполнен языческими представлениями. Во время зрелого же Средневековья христианство проникает в сознание людей – следовательно, и в произведениях возникают христианские мотивы. Так, можно отметить слезный дар Роланда или Карла (они там всем войском рыдают); это происходит потому, что Роланд – вассал Господа.
В эпосе раннего Средневековья история тесно переплетается со сказкой. В зрелом ж Средневековье на первом плане – историческая основа, появляется реальность географического и исторического контекста.
Жанровые отличия: для раннего Ср-я характерна короткая эпическая песня; для зрелого же – большая эпическая поэма со сложной композицией, многочисленными персонажами.
Изменяются и способы изображения личности в литературе: если во времена раннего Ср-я героям была свойственна психологическая недоработанность, в произведении делался акцент на ситуации, то в зрелом Ср-и первонажи изображаются гораздо глубже. Роланд, Зигфрид, Сид – все они народные герои, но очень разные. Роланд неистов в отваге, Сид практичен, Зигфрид напоминает сказочного рыцаря – то есть заметна индивидуализация героев и большая разработанность характеров в плане трагической вины. Правда, этот мотив (вины) в «Песне о Сиде» редуцирован.
Еще о трагической вине. «Песнь о Роланде»: трагическая вина Роланда – в том, что он не затрубил в рог, чтобы позвать Карла, когда увидел войско Марсилий. Р. виноват в гибели французского арьергарда, потому что вовремя не захотел протрубить в рог. Но в итоге Роланд раскаивается, и раскаяние его огромно. С фигурой Роланда связано множество гипербол. Чтобы искупить свою вину, Роланд трижды трубит в Олифан с такой силой, что у него лопаются виски. В этом эпизоде автор передает внутреннее состояние Роланда через внешние детали. Смерть Роланда символична. Логика средневекового мышления основана не на подражании действительности, а отражает символы реальности. Смерть приходит к Роланду не в силу внешних обстоятельств (на нем нет ран), а в силу внутренней необходимости (очищение души через раскаяние и смерть). Трагизм смерти Роланда смягчается тем, что он попадает в рай и вручает богу перчатку, как своему небесному сеньору.
Вот то же самое, но умными словами – из энциклопедии:
В период Зрелого Средневековья продолжается развитие традиций народно-эпической литературы. Это один из существенных этапов ее истории, когда героический эпос стал важнейшим звеном средневековой книжной словесности. Героический эпос Зрелого Средневековья отразил процессы этнической и государственной консолидации и складывающиеся сеньериально-вассальные отношения. Историческая тематика в эпосе расширилась, потеснив сказочно-мифологическую, увеличилось значение христианских мотивов и усилился патриотический пафос, была разработана большая эпическая форма и более гибкая стилистика, чему способствовало некоторое отдаление от чисто фольклорных образцов. Однако все это привело к известному обеднению сюжета и мифопоэтической образности, поэтому впоследствии рыцарский роман вновь обратился к фольклорной фантастике. Все эти особенности нового этапа в истории эпоса тесно связаны между собой внутренне. Переход от эпической архаики к эпической классике, в частности, выразился в том, что эпосы народностей, достигших ступени отчетливой государственной консолидации, отказались от языка мифа и сказки и обратились к разработке сюжетов, взятых из исторических преданий (продолжая все же использовать, разумеется, и старые сюжетные и языковые клише, восходящие к мифам).
Родо-племенные интересы были оттеснены интересами национальными, пусть еще в зачаточной форме, поэтому во многих эпических памятниках мы находим ярко выраженные патриотические мотивы, связанные часто с борьбой с иноземными и иноверными завоевателями. Патриотические мотивы, как это специфично для Средневековья, частично выступают в форме противопоставления христиан «неверным» мусульманам (в романских и славянских литературах).
Как сказано, эпос на новом этапе изображает феодальные усобицы и сеньериально-вассальные отношения, но в силу эпической специфики вассальная верность (в «Песни о Нибелунгах», «Песни о Роланде», «Песни о моем Сиде»), как правило, сливается с верностью роду, племени, родной стране, государству. Характерная фигура в эпосе этого времени — эпический «король», власть которого воплощает единство страны. Он показан в сложных отношениях с главным эпическим героем — носителем народных идеалов. Вассальная верность королю сочетается с рассказом о его слабости, несправедливости, с весьма критическим изображением придворной среды и феодальных раздоров (в цикле французских поэм о Гильоме Оранжском). В эпосе отражены и антиаристократические тенденции (в песнях о Дитрихе Бернском или в «Песни о моем Сиде»). В эпико-героические произведения XII—XIII вв. проникает уже порой и влияние куртуазного (рыцарского) романа (в «Песни о Нибелунгах»). Но даже при
идеализации куртуазных форм быта эпос в основном сохраняет народно-героические идеалы, героическую эстетику. В героическом эпосе проявляются и некоторые тенденции, выходящие за пределы его жанровой природы, например, гипертрофированная авантюрность («Рауль де Камбре» и др.), материальные мотивировки поведения героя, терпеливо преодолевающего неблагоприятные обстоятельства (в «Песни о моем Сиде»), драматизм, доходящий до трагизма (в «Нибелунгах» и в «Песни о Роланде»). Эти разнообразные тенденции свидетельствуют о скрытых возможностях эпического рода поэзии, предвосхищают развитие романа и трагедии.
Стилистические особенности эпоса теперь во многом определяются отходом от фольклора и более глубокой переработкой фольклорных традиций. В процессе перехода от устной импровизации к рецитации по рукописям появляются многочисленные enjambements, т. е. переносы из стиха в стих, развивается синонимия, увеличивается гибкость и разнообразие эпических формул, иногда уменьшается число повторов, становится возможной более четкая и стройная композиция («Песнь о Роланде»). Хотя широкая циклизация знакома и устному творчеству (например, в фольклоре Средней Азии), но в основном создание эпических произведений большого объема и их сложение в циклы поддерживается переходом от устной импровизации к рукописной книге. По-видимому, книжность способствует и зарождению «психологической» характеристики, а также интерпретации героического характера в плане своеобразной трагической вины. Однако взаимодействие фольклора и книжной словесности активно продолжается: в сочинении и особенно исполнении многих произведений эпоса велико участие в этот период шпильманов и жонглеров.
Песнь о Роланде