Правильное использование методик обучения
Этапы обучения
1. Инструкция
2. Реакция ребенка
3. Заключение
4. Короткая пауза перед следующей инструкцией.
Инструкции
От того, как вы предъявите инструкцию, может зависеть ее исполнение. Если ребенок обратил на вас внимание, услышал инструкцию и в состоянии ее выполнить, скорее всего, он так и сделает. Прежде чем предъявить инструкцию, добейтесь внимания (назовите имя ребенка, установите зрительный контакт, дотроньтесь до ребенка). Инструкция должна быть четкой, немногословной, сформулированной в виде утверждения и произносить ее надо только один раз. Если задание содержит слишком много слов, ребенок может не уловить ключевых слов. Вот пример неудачной инструкции: «Эвелин, ты можешь прекратить бегать и сесть, чтобы мама смогла надеть тебе туфли?» Правильно будет сказать: «Эвелин. Сядь!» Если ребенку предстоит выполнять задание впервые, соблюдайте единый порядок слов каждый раз, когда его предъявляете. После того, как ребенок проявит понимание инструкции, варьируйте слова, чтобы достичь обобщения.
Реакция ребенка
В ответ на задание ребенок может отреагировать тремя способами: верно, неверно и совсем никак. В среднем, давайте ребенку 3-5 сек., чтобы начать отвечать. Если ребенок начинает реагировать неадекватно (неверно отвечает или вовсе пытается покинуть свой стул), сразу же переходите к заключению.
Заключение
Заключение, или реакция взрослого будет зависеть от реакции ребенка. Если ребенок реагирует верно, немедленно предоставьте стимулятор (похвалите, обнимите или сопровождайте свою радость наградой).
Если ребенок реагирует неправильно или совсем никак, необходимо эффективная подсказка или физическое руководство. Например, можно отреагировать словесно, сказав мягко: «Нет» или «Не так» или повторить инструкцию, при этом, физически направляя ребенка на верные действия (Это называется корректирующим этапом). Физическое руководство может состоять в касании руки или взяв в свои руки руки ребенка, вы можете выполнить нужное движение. Самое важное, чтобы тот вариант, который вы выберете, сработал с первого раза. Повторение подсказки или физического руководства приведет к тому, что ребенок не поймет, что ваши просьбы надо исполнять с первого предъявления. Физическое руководство может помочь ребенку понять, что значат ваши слова. Если он понимает, но предпочитает не отвечать, физическое руководство способствует тому, чтобы он понял, что надо подчиняться. В любом случае оно на пользу ребенку. Поначалу вслед за корректирующим этапом похвала должна быть не так эмоциональна. Когда станет понятно, что ребенок вас понимает, приберегите вознаграждение только для правильных ответов по первому предъявлению (т.е. до этапа коррекции).
Интервал между предъявлениями инструкций
Промежуток между заключением (вознаграждением или исправлением) и следующим упражнением называется интервал. Соблюдайте четкую паузу в 3-5 сек. перед следующей инструкцией. Это поможет вам дать понять ребенку, что вы закончили с одной просьбой и теперь приступаете к другой. Во время этой паузы хвалите ребенка за усидчивость и дайте возможность поиграть/съесть стимулятор. В это же время записывайте результаты предыдущего упражнения в свою таблицу и готовьте материалы и стимуляторы для следующей инструкции.
Приемы обучения
Иногда поведение, которому вы хотите научить, не получается или не получается достаточно часто, чтобы его хвалить. Например, мы не могли повысить разговорчивость Эвелин, используя только стимуляторы, потому что нельзя было поощрять реакции, которые не возникали или проявлялись редко. К счастью есть разные приемы, которые позволяют подбадривать. В этом разделе мы остановимся на методах формирования, подсказки и сокращении подсказок. Выбранный метод должен соответствовать уровню развития ребенка, стилю усвоения и навыкам, которым вы будете учить.
1) Формирование
Это прием, который используют, когда ребенок еще не имеет в своем репертуаре нужного навыка. Этот прием опирается на те навыки, которые ребенок уже усвоил, закрепляет их, а затем только усиливает все большее и большее сходство с требуемым навыком. Например, чтобы сформировать у Эвелин навык имитации слов, учитель сначала закреплял имитацию движений рта (открыть рот, округлить губы и т.д.) Когда Эвелин уже могла уверенно повторять эти движения, она получала вознаграждения за произведение любого звука, независимо походил ли он на тот, что произносил преподаватель. Постепенно учитель добивался все большей схожести с заданным словом. Как показывает этот пример, формирование и вознаграждение чередовались для достижения нужного результата. Помните, что прием формирования требует большого терпения. Часто нужны недели и месяцы для формирования навыка.
2) Подсказка
Некоторым детям нужна дополнительная помощь, чтобы выполнить желаемое действие так, чтобы вы его вознаградили. Подсказка – это прием инструктажа, способствующий правильному выполнению действия. Подсказка может осуществляться параллельно с инструкцией (моделирование реакции), во время ответа ребенка, чтобы снизить ошибки или после ответа, чтобы показать, что от него ожидалось. Риск в использовании подсказок состоит в том, что ребенок может стать зависим от них. Добиваться самостоятельности помогает прием сокращения подсказок (см. следующий раздел).
Существует несколько типов подсказок: вербальные, моделирующие, физические, с помощью жестов и за счет расположения предметов ближе к ребенку.
Вербально : Джеффри учили называть предметы так: Учитель, подняв чашку, говорит: «Чашка. Что это?» Постепенно слово «чашка» произносится все тише, остается только вопрос. Этот же прием учитель применял, чтобы научить Джеффри, когда и чей ход в игре. Когда ребенок сделал свой ход, она останавливалась на мгновение, а затем говорила: «Теперь моя очередь», чтобы Джеффри отдал ей кубик. И опять постепенно подсказка должна «угасать».
Моделирование представляет собой точную демонстрацию действия. Например, когда учите здороваться, учитель показывает, как поздороваться с другим человеком за руку после инструкции. Однако этот прием применим лишь тогда, когда ребенок умеет имитировать.
Физические подсказки варьируются от «рука в руке» до легкого прикосновения к плечу, чтобы «дать старт» – частичная подсказка. Многим детям очень нужны физические подсказки. Например, учитель применял полное физическое руководство, обучая Эвелин очень простым заданиям. Сначала она предъявляла инструкцию: «Встань», короткая пауза, полная помощь при поднятии и награда за несопротивление. Помощь при вставании снижалась, пока Эвелин не научилась вставать по жесту.
Подсказки-жесты – это указание на нужный предмет, взгляд в нужном направлении, движение или прикосновение к объекту.
Подсказки способом расположения . Например, при инструкции: «Покажи красный мяч», его следует положить в самую выгодную позицию по отношению к ребенку, а остальные мячи подальше.
3) «Угасание» подсказок
Постепенное снижение подсказок . Сначала «рука в руке», потом все с меньшими усилиями. Или начав с локтя, передвигайте свои руки в последующих упражнениях к запястью ребенка, поверх ладони, потом к пальцам, пока помощь совсем не понадобится.
От наибольшей к наименьшей . (Полная физическая подсказка – жест или моделирование – вербально). Команда «Встань». Поднимите ребенка (несколько раз) Потом, произнеся инструкцию, покажите рукой снизу вверх (несколько раз до успешного результата). Наконец, жест рукой должен стать почти незаметным, и останется только команда.
От наименьшей к наибольшей . Сначала ребенку предоставляется свобода в выборе. Потом учитель постепенно помогает все больше, пока ребенок не отреагирует правильно. Так Джеффри учили выбирать любимые предметы во внеучебной ситуации. Этот прием не подходит для обучения совершенно новым инструкциям. Когда Джеффри хотел пить, он показывал на сок. Учитель сначала применил «прием отсрочки»: он остановился на секунду, посмотрел на ребенка, ожидая, не попросит ли он словами. Если ребенок молчал, учитель спрашивал, что он хочет. Если опять молчание, учитель говорит: «Скажи: «Хочу сок».
Анализ сложных инструкций
Если вы хотите научить ребенка более сложным действиям (играть самостоятельно в течение 10 минут или раскрасить рисунок без помощи взрослого), добивайтесь этого по этапам. Сначала добейтесь, чтобы ребенок раскрашивал ¼, затем ½, потом ¾ рисунка. Ставя перед собой задачу, таким образом, вы скорее увидите, есть ли прогресс.
Прием цепочки
Этот прием особенно часто применяют для обучения самообслуживанию, но можно и других навыков. Чтобы составить цепочку, посмотрите на инструкцию и выпишите отдельные шаги, необходимые для обучения. Например, как помыть руки.
1. Включить холодную воду.
2. Включить горячую воду.
3. Подставить руки под воду.
4. Взять мыло.
5. Потереть мыло между руками.
6. Положить мыло на место.
7. Потереть обе руки изнутри .
8. Потереть правую руку с тыльной стороны.
9. Потереть левую руку с тыльной стороны.
10. Поместить руки под воду.
11. Потереть руки вместе изнутри.
12. Смыть правую руку снаружи.
13. Смыть левую руку снаружи.
14. Закрыть горячий кран.
15. Закрыть холодный кран.
Есть два способа цепочки: по цепочке вперед и по цепочке в обратном направлении.
По цепочке вперед
Начинаем с первого шага в списке и физически ведем ребенка к выполнению последующих шагов. Когда ребенок освоит первый шаг, начинаем обучать второму, а остальные движения подсказываем. Эта процедура повторяется, пока ребенок не начнет самостоятельно выполнять все этапы. Например, когда Эвелин учили пользоваться ложкой при еде, брать ложку было первым шагом. Учитель предъявлял инструкцию: «Пользуйся ложкой». Для обучения применяли прием подсказки, сокращения подсказки и вознаграждение за правильно выполненную команду. Остальные этапы (прием пищи) производились через физическое руководство (рука в руке). Это сокращало все потенциальные ошибки. Эвелин научилась брать ложку, затем ее учили подносить ее ко рту вслед за первым действием. Дальше опять она ела с помощью рук учителя. Так продолжалось, пока она не научилась всей цепочке.
По цепочке в обратном направлении
Это тот же принцип, но обучение начинается с последнего шага. Джеффри под физическим руководством выполнял п.п. 1-14 (см выше). Перед последним шагом учитель делает паузу, чтобы дать возможность Джеффри закончить действие (закрыть холодную воду) самому. Если же нужна была помощь, учитель следовал от наименьшей подсказки к наибольшей. Когда Джеффри стал самостоятельно закрывать холодную воду, учитель также проделывал п.14 (с горячей водой). И так всю цепочку.
Обобщение навыков
Общим для детей с аутизмом является неумение применять усвоенные навыки в ситуации, отличной от той, где их учили. Хотя навык переносится иногда в другое время, другое место, по отношению к другим людям естественным образом, это трудно предсказать. Например, дети могут научиться называть предметы, но не использовать эти слова, чтобы попросить то, что им надо. Они могут успешно пользоваться туалетом дома, но не в школе. Могут отвечать приветствием на «Здравствуй», но не на «Доброе утро». Выполнять инструкции учителя, а не другого родителя.
Само обучение в строгих рамках, когда ребенка ничего не отвлекает, необходимое на первых порах, может привести к отсутствию навыков обобщения. Таким образом,
прежде, чем вы решите, что навык усвоен, надо проверить его в другой ситуации с другими людьми, другими подсказками. Если вы считаете, что навык еще не обобщен, проверьте это, расширив набор используемых в задании предметов, сменив местоположение, в присутствии других людей. Если ребенок справляется с заданием в измененных условиях, скорее всего он применит этот навык и в естественной обстановке.
К проверке обобщения навыков, как правило, приступают, когда цель обучения уже достигнута, но со способными детьми (Джеффри) можно расширять рамки задания, как только ребенок начинает реагировать правильно. Например, его учили называть предметы в строго учебной обстановке, но одновременно в обычных условиях применяли те же инструкции (Обучение при удобном случае).
Поддержание навыка
После того, как навык усвоен, подсказки сведены к минимуму, вы убедились в его обобщении, мы рекомендуем 1 раз в неделю возвращаться к той же инструкции на протяжении 3-6 недель. Если проверки показывают, что ребенок утратил навык, тогда последний этап обучения повторяется и обобщение тоже. Если же на протяжении 3-х недель навык сохраняется, его считают усвоенным. Тем не менее, продолжайте практиковать ребенка, если выпадет подобающая ситуация.