Как создать свой собственный моноспектакль
Процесс разработки моноспектакля такой же, как и процесс создания нового стэндап-материала. Не начинайте «смешно», начинайте «глубоко». Нетрудно представить себе аудиторию, сидящую с каменными лицами и в полном молчании, пока вы исследуете серьезные темы, но слишком скорые мысли об этом могут задушить вашу креативность.
Упражнение: начиная процесс – выбор истории
Составьте список поворотных моментов в вашей жизни – все моменты прозрения и значимые события. Обратитесь за помощью к упражнению «Этапы жизни» на стр. 210. Начинайте лучше с переломного события, а не со смешного, потому что гораздо проще сделать драматическую историю смешной, чем сделать что-то смешное драматичным. Вы не уверены, было ли конкретное событие по-настоящему значимым? В любом случае запишите его. Иногда, только исследуя казалось бы несущественные детали нашей жизни, мы понимаем, насколько переломными они были.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Тимом Бейгли (Tim Bagley), победителем фестиваля в Аспене в 1999 году в номинации «Лучший моноспектакль» за свое представление «Счастливые часы» (Happy Hour)
"Получив приз в Аспене за свое шоу о смерти лучшего друга, идея для моего второго шоу пришла ко мне, когда я читал книгу об особняке Playboy. Одна из девушек Playboy сказала: «Там повсюду были дворецкие, и мы все делали прямо у них на глазах, но было ощущение, как будто их там на самом деле не было». И я помню, вот я лежу в кровати и читаю это и думаю: «Знаете что, я там был и я все видел…». И я подумал про себя: «Знаете, у меня есть шоу. Я буду рассказывать о событиях в моей жизни от лица дворецкого в особняке Playboy. «Невинный Мальчик/Грязные Истории»."
Исследуя свои события
Выберите одно из ключевых событий и распишите его подробно. Не беспокойтесь о правописании или грамматике, или о том, что вы можете изменить направление и влиться в другое событие, с ним даже не связанное. Пусть ваша писанина будет настолько небрежной, беспорядочной, насколько это необходимо. Мы все хотим, чтобы наш процесс сочинительства прошел идеально с первого раза – написать все в понедельник и выступить в пятницу. Это может оказаться возможным с короткими стэндап-шутками, но при создании моноспектакля, возможно, все, что вы напишите в течение первых двух месяцев, никогда не будет использовано на сцене – это исследовательский материал.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Айрин Пенн (Irene Penn), менеджером и директором (Лайли Томлин (Lily Tomlin), Риноу (Reno), Кэйти и Моу (Kathy and Mo), Сандра Бернхард (Sandra Bernhard), Шерри Глейзер (Sherry Glaser))
"Пишите от чистого сердца, потому что если вас это не трогает, это не тронет и никого другого. Большинство из нас проходят через схожие вещи, или мы знаем людей, которые прошли через схожие вещи, и даже если ваше шоу глубоко личное, вы должны найти способ установить связь с аудиторией."
Вот несколько советов от прославленного лос-анджелесского преподавателя по созданию моноспектаклей и режиссера Марка Трэвиса (Mark Travis):
§ Не беспокойтесь о том, как событие, о котором вы пишите, будет сочетаться с любым другим событием, которые вы хотите исследовать. Если у вас есть порыв написать историю, пишите ее. Беспокойства о том «Как это будет сочетаться с этим?» просто мешают процессу сочинительства.
§ Не отвлекайтесь на мысли о том, как вы будете изображать событие, например: «У меня сцена свадьбы с участием 30 персонажей. Как я это сделаю?». Нужно еще поискать сцену, которую нельзя трансформировать так, чтобы ее мог отыграть один человек.
§ Не пишите в прошедшем времени, как например: «Я стоял на углу улицы и увидел эту женщину». Пишите так: «Стою я на углу улице и вдруг вижу эту женщину». Когда вы пишите в настоящем времени, вся ваша эмоциональная система переходит внутрь истории. Если же вы работаете в прошедшем времени, вы не только дистанцируетесь от материала, вы также дистанцируетесь и от аудитории.
В своем отмеченном наградой моноспектакле «Счастливые часы» (Happy Hour), Тим Бейгли (Tim Bagley) изображал несколько любящих выпить членов своей дисфункциональной семьи на семейном сборище. Шоу основывалось на болезненном событии – смерти друга. «Пока я сочинял, у меня не было плана. У меня не было никакой формы. Я просто писал и верил, что в какой-то момент я смогу все это систематизировать».
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РАЗГОВОР с Тимом Бейгли (Tim Bagley)
"Я просто начал писать о смерти моего друга – я писал как подорванный, спал днем и сочинял ночью. В тот момент я не знал, какова моя тема или как это все взаимосвязано".