У всех, кто собирается начать переписку, возникают какие-то сомнения
СОМНЕНИЯ
Поскольку мы все когда-то сами начинали, эти сомнения были и у нас. Вот как мы их обобщили.
Первое. Вопрос времени. Пытаясь вовлечь в переписку новых людей, мы часто сталкивалась с распространенным ответом: и рад бы, да времени совсем нет. Но по нашему коллективному опыту перепиской вполне может заниматься человек, который в наше время и так загружен очень сильно. Время – это не проблема. Даже с самой ближайшей колонией Вы будете переписываться не чаще раза в 1.5-2 месяца, а с удаленной – раз в два, три месяца. Совсем немного! А представьте, какую пользу оно приносит! Это очень маленькая милость, которая Господом очень дорого ценится!
Второе. Переписка не должна вестись на домашний адрес.Сейчас это кажется очевидным, но по началу ты думаешь, что писать будут тебе домой и это вызывает опасения. Можно писать на адрес Института, или, если это удобнее, на какой-нибудь почтамт, мимо которого часто ходишь, до востребования.
Третье. Страх «медицинский». Письма приходят от туберкулезников и возникает вопрос, не передается ли эта зараза через письма? Это искушение чистой воды, ведь кто позволил бы им писать на волю, если бы это распространяло туберкулезную заразу? Никто. Сейчас даже за детьми с «плохой» реакцией манту сразу устанавливают надзор, что уж говорить о специальных туб.больницах в местах заключения. В справочнике дополнительно можно прочитать, что туберкулез легких распространяется аэробным путем, т.е. туб. палочки живут во влажной среде, заражение может произойти при непосредственном контакте с больным.
И, наконец, самое сильное сомнение, которое возникает – страх последствий. Это едва ли не самое сильное препятствие на пути к такому служению. Как же оно формулируется? Вот, пожалуй, одна из лучших формулировок. «Допустим, ты пишешь верующему осужденному прекрасные письма, рассуждаешь о любви Христовой, а он освободится, приедет и будет справедливо желать, чтобы ему эту любовь явили. И что?» Ответ на это есть. Здесь все дело в ответственности. Кто ответственен за жизнь, за ошибки и победы христианина в заключении? Кто ответственен за его устройство после освобождения? Мы, взявшиеся его поддерживать в трудную минуту, не ответственны. Понять это и смириться с этим очень важно. За его жизнь, трудности и победы ответственен без сомнения лишь он сам и Господь. За его устройство ответственна государственная система. Это достаточно жесткая позиция, но она необходима, чтобы не было искажений в отношениях и вытекающих проблем. Если вы внутренне стоите на такой позиции, то постепенно вы передаете это ощущение и вашему корреспонденту. Он не будет стремиться переложить на вас ответственность, в том числе и духовную («Наставьте меня на истинный путь, научите, как…»). Он сможет, безусловно, попросить вас помочь, поучаствовать, подсказать, но это будет помощь ему, ответственному за себя. При этом вы, естественно, можете ему помогать, участвовать в его проблемах и подсказывать ровно столько, сколько вам сейчас по духовным и материальным силам. Вы вольны отказать и этот отказ ответственным человеком будет принят всерьез и спокойно.
Нашу переписку можно сравнить с беседой двух христиан, идущих из храма со службы домой. Во-первых, наше общение ограничено по времени. Далее, каждый из нас живет своей духовной жизнью и образован в свою меру, но мы можем обсуждать любые вопросы: нравственные, догматические, исторические, подстраиваясь под уровень друг друга. Мы можем спросить совета, поделиться радостью или горем, попросить молитв, но при этом мы не рассказываем какие-то подробности личной жизни и не обязательно знаем даже полный состав семьи и место работы своего собрата. Ведь это не вызывает у нас ощущения, что мы что-то не договариваем, просто нам не это интересно. Вот и христиан заключенных надо постепенно своим собственным спокойным и уверенным отношением ориентировать на такое общение. Я думаю, вряд ли его результатом может стать неожиданное появление вашего корреспондента и его непомерные требования. Но от исключений все же мы застрахованы уже тем, что переписываемся от группы поддержки при Богословском Институте.
ГРУППА
Вообще, то, что мы – группа – это очень важно. Это и поддержка, и возможность посоветоваться и обсудить проблемы, кроме того, разделенная радость – радость вдвойне, а неудача – неудача вполовину, так говорят… В группе накапливается коллективный опыт. Допустим, я переписываюсь с тремя или пятью заключенными. Это одни люди, с конкретным преступлением, семейным положением, духовным путем и т.д. Но у другого члена группы совсем «другой набор», другие корреспонденты и, следовательно, другой опыт. Это очень важно – иметь возможность воспользоваться этим опытом.
Такой коллективный опыт мы собираемся обобщить с тем, чтобы им смогли воспользоваться люди в других храмах, братствах, духовных учебных заведениях, где будет организовываться такое служение. Расширять такое служение очень нужно, ведь действительно, если мы по-настоящему хотим, чтобы христиане-заключенные не возвращались обратно в места заключения, совершив после покаяния повторное преступление, то мы должны поддерживать их всеми возможными способами и понимать, что одни священники с этим делом не справятся. Их слишком мало и они очень загружены на приходах, реально отдавать большое количество времени на необходимые беседы они просто не могут. Слава Господу, что сейчас они могут совершать в местах лишения свободы богослужения, таинства и по возможности минимально научать основам веры новокрещеных.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ
Теперь, что касается материальной поддержки наших корреспондентов. Какие-то расходы берет на себя Институт. Но, вообще говоря, когда начинаешь переписку, надо реально рассчитывать на собственный возможный минимум. Этот минимум определяется именно теми временными затратами, о которых речь шла выше. Но дальше… Это ваше творчество, ваша свобода, ваше время и ваш кошелек, в конце концов. Эта ваша жизненная реальность, которая станет реальностью и для ваших корреспондентов. В конце концов, они ведь тоже свободны и могут поискать себе спонсора. Мы стараемся как-то и материально их порадовать. Но это уже личный опыт, о котором мы можем лишь сообщить, ни в коем случае его не навязывая.
Обычная практика – собирать бандероли к большим праздникам – Пасхе и Рождеству. Ко дню ангела и дню рождения можно написать открытки, далее можно какие-то книги, важные для вас посылать, чтобы иметь возможность их потом обсудить. В Пасхальные бандероли можно вкладывать, кроме стандартного набора (чай, конфеты, сладкие плитки, бульонные кубики), кусочки артоса, сувенирчики. В Рождественские тоже что-то личное, например, шерстяные носки послали одному заключенному, который переехал из своих теплых краев на Урал. Это было немного, но он писал потом, что плакал, когда получил эту бандероль.