Глава II. Нет основания для расторжения брака, который был начат сообща
Он же о прелюбодействующих супругах (II, 4—5).
«Дозволяется прогнать жену по причине ее прелюбодеяния, но прежние узы должны сохраняться. Поэтому тот будет повинен в прелюбодеянии, кто возьмет себе разведенную из-за блуда. ...Она станет свободна, если ее муж умрет...»
Глава III. Когда муж расстается с женой или жена с мужем по причине прелюбодеяния, запрещается иметь другую [другого]
Он же по поводу послания Павла к коринфянам: «Апостол сказал: «А вступившими в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем; если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим» (1 Кор. 7, 10 — 11). Может случиться, что разведется по той
причине, которую допускал Господь. Женщине позволено оставить мужа по причине его прелюбодеяния. А мужу разве не позволено: что мы ответим на сказанное далее: «И мужу не оставлять жены? Почему не добавил: «Кроме, как по причине прелюбодеяния», что допускает Господь? Не потому ли, что хотел, дабы мы поняли одинаковость правила [для мужчин и женщин]: если прогнал [что разрешено в случае прелюбодеяния], то пусть остается без жены или соединится с женой?»... § 1. Господь же разрешил оставлять жену в случае прелюбодеяния. Но, разрешая, не приказал...»
Глава VII. Прелюбодейкой является та, которая при живом муже выходит за другого
О том же Иероним к пресвитеру Аманду:
«Отбрасывая всякие оговорки апостол яснейшим образом определил, что женщина прелюбодействует, если при живом муже выходит за другого... Пока живет муж, будь он прелюбодеем, содомитом, человеком, погруженным во всяческие гнусности, продолжает считаться мужем, хотя бы и был оставлен женой за все эти пороки. Ей же не подобает выходить за другого...
Глава X. Подтверждается, что прелюбодействует тот, кто оставляет жену из-за ее прелюбодеяния и берет новую
То же Августин о прелюбодействующих супругах (I, 9): «Совершенно неверно, когда кто-то говорит: «Если человек не знает, то и не грешит [ведь есть грехи по незнанию, хотя и менее значительные, чем те, о которых известно]». Так же неверно: «Если муж развелся с женой по причине ее прелюбодеяния и взял другую, не прелюбодействует». Ибо прелюбодействуют те, кто, оставив из-за прелюбодеяния предыдущих, берут новых, но в гораздо меньшей степени, чем те, кто разводятся не из-за прелюбодеяния и берут себе новых».
Часть II. Грациан. Итак, имеются степени прелюбодеяния, а именно: как прелюбодей совершает более тяжкий грех, чем развратник, так тяжелее проступок того, кто, не будучи разведен со своей, приводит другую, чем того, кто, оставив свою, познал другую. Тяжелее также грех того, кто, имея жену, прикасается к жене ближнего своего, чем того, кто, не имея жены, бесчестит ложе другого, или, будучи женатым, прикасается к
свободной. Но всех их превосходят кровосмесители в том, что грешат против природы.
Глава XIII. Тяжелее грехи, которые считаются противоестественными
То же Августин в «Исповеди» (III, 8):
«Грехи, которые против природы, каковым был Содомит -ский, всегда и везде вызывали отвращение и подлежали наказанию. Если бы все народы предавались ему, то подпали бы осуждению по Божественному закону за это преступление, потому что Бог создал людей не для такого соединения друг с другом. Тут нарушается общность, которую мы должны иметь с Богом, ибо природа, создателем которой он является, оскверняется извращенной похотью...»
Глава XXV
Не подобает расторгать брак по причине болезни или телесного увечья.
То же Николай [I] к Карлу, епископу Майнцскому: Часть VI. «Те, кто заключили брак, будучи здоровыми, и один из них впал в безумие, или бешенство, или в какую-либо другую болезнь, не могут расторгнуть свой брак по причине этого недуга. То же следует знать о тех, кто был ослеплен врагами, или лишился членов, или был ранен варварами».