Охрана общественного порядка в тылу.
С началом войны ухудшилось положение по всем направлениям деятельности милиции. Это объясняется многими обстоятельствами. Качественный уровень кадров милиции также ухудшился: 25 % личного состава было призвано в армию в первые дни войны. Как и большинство советских людей, сотрудники милиции несли лишения войны. В докладной записке на имя председателя исполкома Ленинградского городского Совета начальник управления милиции Е.С. Грушко сообщал в декабре 1941 года, что рядовой состав работает по 14-15 часов в сутки, а командно-оперативный - по 18 часов. Ежедневно в отряде регулирования уличного движения выбывали из строя по 60-65 человек, в отрядах речной милиции по 20-25 человек, а в большинстве отделений милиции по 8-10 человек. Причиной этому были голод и болезни. Многие из них умирали. В январе 1942 года от голода умерли 166 сотрудников милиции, более 1600 были при смерти. В феврале 1942 года умерли 212 работников милиции. К 1943 году в некоторых органах милиции личный состав обновился на 90-97 процентов.
Как правило, убывающих заменяли лица, не годные к строевой службе: инвалиды, пенсионеры, женщины. Нельзя забывать и о том, что в военной обстановке на милицию были возложены многочисленные дополнительные обязанности. С начала войны наружная служба милиции (об угрозыске и БХСС и говорить нечего) была переведена на двухсменный режим работы - по 12 часов. До войны в столичной РКМ работали 138 женщин, в 1945 г. - более 4000. ГУМ НКВД СССР на время войны отменило все отпуска, приняв меры к укреплению бригад содействия милиции, организации групп содействия ИБ и групп охраны общественного порядка. Одним из источников пополнения кадров стали и работники НКВД, прибывшие с оккупированных противником территорий.
Основной задачей милиции и в годы войны оставалась охрана общественного порядка и борьба с преступностью. Проблем в это области было много, что объяснялось как ухудшением качественного состава кадров так и осложнением криминогенной обстановки, ростом преступности. В 1942 году преступность в стране возросла на 22 процента по сравнению с 1941 годом, в 1943 году - на 20,9 процента по сравнению с 1942 годом, в 1944 году соответственно - на 8,6 процента, и только в 1945 году наметилось снижение уровня преступности: в первом полугодии число преступлений снизилось на 9,9 процента.
В Москве ввели комендантский час: с 24 часов до 4 часов утра запрещалось движение транспорта и пешеходов без специальных пропусков. Приказ устанавливал время работы учреждений и организаций, зрелищных и торговых предприятий. Такие мероприятия провели и в других регионах, объявленных на военном положении. Большой поток эвакуируемых с запада на восток широко использовала немецкая разведка для заброски шпионов и диверсантов. Вражеская разведка проявляла особый интерес к Москве, потому уже в первые дни войны в Москве провели мероприятия по выявлению лиц, не имеющих права проживания в городе. Военные власти обращали особое внимание на строгое соблюдение паспортного режима.
В местах эвакуации ОВД проводили уплотнения местных жителей для подселения к ним эвакуированных.
В Москве приказом начальника УНКВД по Москве и Московской области от 26 июня 1941 г. на 12 главных шоссейных магистралях, ведущих в столицу, организовали оперативные посты и заставы для проверки и задержания подозрительных лиц. В Ленинграде создали 3 заградительные линии.
Систематически проводили массовые проверки документов на улицах и в жилых домах. Начальники органов и командиры подразделений РКМ ежедневно представляли рапорты об итогах патрульной службы за истекшие сутки с указанием количества и характера задержаний, примеров высокой бдительности, умелых действий патрульных нарядов, вскрытыми недостатками. Эти данные и результаты проверок тщательно анализировали, принимали меры к повышению качества патрульной службы. В трудных условиях поддерживали общественный порядок работники РКМ прифронтовых областей и районов. Не раз милиционеры вступали в вооруженные схватки с немецкими диверсантами, проникавшими в города.
В военной обстановке принимались особые меры для борьбы с преступностью. Лица, нарушавшие установленные правила торговли, занимавшиеся спекуляцией, скупкой промтоваров и продуктов в целях создания запасов, а также замеченные в хулиганстве, хищениях, кражах, распространявшие панические и провокационные слухи, нарушавшие работу связи, правила противовоздушной обороны, пожарной охраны и уклонявшиеся от выполнения оборонных заданий, отвечали как за тягчайшее преступление с рассмотрением дел военными трибуналами по законам военного времени. Постановлением предусматривалось сокращение (до двух суток) сроков предварительного следствия по указанным делам. Органам УНКВД и УНКГБ предоставлялось право в случаях, не терпящих отлагательства, производить обыски и аресты без санкции прокурора.
В январе 1942 года Пленум Верховного Суда СССР своим постановлением предложил квалифицировать кражи, совершенные у эвакуированных, как имевшие место во время стихийных бедствий, а при дополнительных отягчающих обстоятельствах (группой лиц, рецидивистом и др.) - как бандитизм.
Особые организационные, тактические и оперативные меры принимались и органами милиции. Прежде всего в городах с наиболее неблагополучной криминогенной обстановкой. Так, в Ташкент была направлена бригада НКВД СССР, которая за 40 дней работы ликвидировала банду в составе 48 человек, совершившую более 100 тяжких преступлений. К уголовной ответственности были привлечены несколько тысяч уголовников (в том числе 79 убийц и 350 грабителей). Военный трибунал вынес 76 смертных приговоров. Аналогичные операции были проведены в 1943 году в Новосибирске и в 1944 году в Куйбышеве.
Наиболее тяжкие лишения и страдания в годы войны пережили дети. Органы внутренних дел, милиция принимали самое активное участие и оказании помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей и помещали их в детские дома, приемники-распределители. Всемерно расширяли сеть детских комнат при милиции. В 1943 году в стране имелось 745 детских комнат, а к концу войны их насчитывалось более тысячи. В 1942-1943 годах милицией с помощью общественности были задержаны около 300 тысяч беспризорных подростков которых трудоустраивали и определяли на жительство работники милиции. Многие из ребят переданы на воспитание советским людям.
Свой вклад в борьбу с преступностью и укрепление обороноспособности страны внесли работники паспортных аппаратов милиции. В начале 1942 года была проведена перерегистрация паспортов в ряде местностей СССР путем вклеивания в каждый паспорт контрольного листа. В сентябре 1942 года на места были направлены методические рекомендации по осмотру и выявлению поддельных паспортов. Большую работу паспортные подразделения провели на освобожденных от врага территориях. Только в 1944-1945 годах были документированы 37 миллионов человек. В ходе этой работы выявлено пособников фашистов 8187, бывших полицаев - 10727, служивших в немецких учреждениях - 73269, судимых - 2221 человек.
Большое профилактическое значение имело своевременное изъятие оружия у населения, организация сбора оружия и боеприпасов, оставшихся на полях сражений. Эта работа развертывалась по мере освобождения территории страны от немецко-фашистских захватчиков. На 1 апреля 1944 года собраны и изъяты у населения 8357 пулеметов, 11440 автоматов, 257791 винтовка, 56023 револьвера и пистолета, 160490 гранат.
Особо важной стала в годы войны охрана собственности. ОБХСС в центре и на местах сосредоточили усилия на борьбе со спекуляцией и перекупкой товаров, дезорганизующими торговлю в условиях военного времени; с хищениями, злоупотреблениями, нарушениями правил торговли на оборонных предприятиях, хлебных запасов и порчей хлеба, денежных сумм из государственных касс и кооперативных организаций. Под особый контроль взяли заготовительные и снабженческие организации, предприятия пищевой промышленности и торговой сети. Если до войны основным объектом хищений были деньги, то в войну - промтовары, продовольствие, предметы первой необходимости. Нередкими стали вооруженные нападения на склады и магазины. Появились преступники, специализировавшиеся на кражах продовольственных карточек у граждан.
В ряде областей завышали данные на получение продовольственных и промышленных товаров, включая в списки лиц, которым карточки не полагались. Сотрудники БХСС милиции Москвы и Украины разоблачили и арестовали свыше 100 фальшивомонетчиков. Работники БХСС выезжали на разрушенные бомбежкой объекты торговли, склады, базы, следя за тем, чтобы оставшееся имущество и ценности учли, оприходовали и сдали по назначению, предотвратив уничтожение или изъятие преступниками денежных документов; контролируя правильное списание по актам уничтоженного, поврежденного и приведенного в негодность имущества. РКМ пресекала попытки прикрыть разрушениями и пожарами следы преступной деятельности. В 1942 г. работники БХСС Саратовской области изъяли у расхитителей, спекулянтов и валютчиков: наличных денег -2 078 760 руб., золота в изделиях - 4,8 кг, золотыми монетами царской чеканки - 2185 руб., иностранной валюты - 360 долл., бриллиантов - 35 каратов, серебра в изделиях - 6,5 кг. В 1943 г. органы БХСС изъяли у преступников денег св. 81 млн. руб.
Работники милиции Ленинграда за 1944 год изъяли у преступников 6561238 рублей, 3933 долларов, 15232 рубля в золотой монете царской чеканки, 254 штук золотых часов и 15 кг золота. За этот же период разыскано и возвращено потерпевшим имущества и ценностей на сумму 20710000 рублей. Ленинградской милиции приходилось работать в наиболее сложных условиях. Подвиг ленинградской милиции был по достоинству оценен. За успешное выполнение заданий в условиях Отечественной войны, доблесть и мужество, проявленные личным составом, указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа и 2 ноября 1944 года ленинградская и московская милиция были награждены орденами Красного Знамени. Многие сотрудники удостоены государственных наград.
Большое внимание уделяли подготовке специалистов. В войну Высшая школа НКВД СССР готовила руководящие кадры для органов РКМ (одно из отделений готовило экспертов-криминалистов). Работали средние школы милиции в Ленинграде, Новосибирске, Новочеркасске, Омске, Саратове. В 1943 г. организовали специальную среднюю школу милиции в Москве для 500 человек. В Ташкентскую межобластную школу милиции направляли на учебу только женщин. Их обучали и на двух курсах Сталинградской специальной средней школы милиции.
В апреле 1943 г. разделили правоохранительную систему на НКВД СССР, НКГБ СССР и Управление контрразведки РККА «Смерш». (сокращение от «Смерть шпионам!»)
Из регионов, объявленных на военном положении, депортировали всех, признанных социально опасными как по преступной деятельности, так и по связям с преступной средой. Материалы на них оформляли в 3-дневный срок и представляли на утверждение военному прокурору и начальнику УНКВД. Организацию работ по депортации возложили на ОВД.
Вывод по 4-му вопросу:
Многие милиционеры в первые же дни войны ушли на фронт. Оставшиеся в тылу сотрудники милиции не только выполняли свои прямые профессиональные обязанности по борьбе с уголовной преступностью и охране общественного порядка, но и осуществляли ранее несвойственные им функции, обусловленные спецификой военного положения: организация деятельности истребительных батальонов, размещение охрана имущества эвакуированных промышленных предприятий, учреждений и обустройство населения и др. очень важное значение имела борьба с широко распространенными в то время детской беспризорностью и безнадзорностью и т.д. таким образом сотрудники в тылу сделали огромный вклад в общее дело победы над врагом.
Заключение
Великая Отечественная война явилась суровым испытанием для советских правоохранительных органов.
Их сотрудники внесли достойный вклад в общее дело победы над врагом: вели нелегкую борьбу с преступностью, политическим бандитизмом, воевали в рядах Красной Армии, в партизанских отрядах и соединениях, охраняли тыл действующей армии, поддерживали правопорядок в тылу.
Десятки тысяч сотрудников ОВД наградили орденами и медалями, сотни удостоены звания Героя Советского Союза. За успешное выполнение заданий в условиях Отечественной войны и проявленные при этом мужество и доблесть Указами Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа и 2 ноября 1944 г. ленинградскую и московскую милицию наградили орденами Красного Знамени.
Четко и организованно проведенные мероприятия по перестройке деятельности ОВД на военный лад в первые месяцы Великой Отечественной войны сыграли важную роль в осуществлении главных задач этого периода.
Литература
Основная:
1. Ахмадеев Ф. Х., Катаев Н. А., Хабибулин А. Г. Становление и развитие органов советской милиции и исправительно-трудовых учреждений: [Текст]: учебное пособие / Ф. Х. Ахмадеев, Н. А. Катаев, А. Г. Хабибулин – Уфа, 1993;
2. История органов внутренних дел [Текст]: учебное наглядное пособие / С. Б. Глушаченко [и др.]. – 2-е изд., перераб. и доп.; под ред. В. П. Сальникова. – М.:ИМЦ ГУК МВД России, 2004;
3. Масалимов А. С. Полиция и милиция России: документы, материалы, комментарии [Текст]: хрестоматия / А. С. Масалимов. – Уфа : УЮИ МВД РФ, 2007.
4. Малыгин А. Я. Мулукаев Р. С. Становление и развитие аппаратов Советского уголовного розыска (1917–1985 гг.) [Текст] / А. Я. Малыгин, Р.С. Мулукаев [и др.]. – М., 1991;
5. Министерство внутренних дел: страницы истории (1802 – 2002 гг.). – Санкт-Петербургский университет МВД России, Академия права, экономики и безопасности жизнедеятельности. / под. общ. Ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2001. (Т.2. С. 280–293, 382–398);
6. Мулукаев Р. С., Малыгин А. Я., Епифанов А. Е. История отечественных органов внутренних дел [Текст]: учебник для ВУЗов / Р. С. Мулукаев, А. Я. Малыгин, А. Е. Епифанов – М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. (С. 189–206,211–232, 239–259);
7. Мулукаев Р. С. Суслов В. М. Функции советской милиции по предупреждению преступлений (1917–1934 гг.). [Текст] / Р. С. Мулукаев, В. М. Суслов. – М. 1991;
8. Мулукаев Р. С. Хоботов А. Н., Суслов В. М. Становление и развитие аппаратов уголовного розыска в России (1917– 1934гг.) [Текст] / Р. С. Мулукаев, А. Н. Хоботов, В. М. Суслов – М., 1995;
9. Органы и войска МВД России. Краткий исторический очерк [Текст] – М., 1996;
10. Полиция и милиция России. Страницы истории. [Текст] / А. В. Борисов, А. Н. Дугин, А. Я. Малыгин.– М., 1995;
11. Рыбников В. В. История правоохранительных органов Отечества [Текст]: учебное пособие / В. В. Рыбников, Г. В. Алексушин. – М.: Щит-М, 2008.
Дополнительная:
1. Ахмадеев Ф. Х. История органов внутренних дел [Текст] / Ф. Х. Ахмадеев, А. И. Абдрахманов. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2003;
2. Баев Р. Р. Отдел спецпоселений НКВД/МВД СССР (1941–1959 гг.). История и правовое положение [Текст]/ Р. Р. Баев // Закон и право. –2007. – № 1. – С. 118–120;
3. Воронцов С. А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность [Текст] / С. А. Воронцов. –Ростов на Дону, 1999;
4. Глушаченко С. Б. Борьба органов милиции с преступлениями, посягавшими на ослабление боеспособности Красной Армии, в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Глушаченко С. Б. // История государства и права. – 2008. – № 12. – С. 31–33;
5. Гутман М. Ю. Правовой механизм укрепления дисциплины в органах милиции в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. [Текст] / М. Ю. Гутман, Н. П. Маюров // История государства и права. – 2009. – № 10. – С. 28–33;
6. Гусак В. А. К вопросу о классификации функций советской милиции в военный период (1941–1945 гг.) [Текст] / В. А. Гусак // История государства и права. – 2010. – № 24. – С. 2 – 4;
7. История полиции и милиции России [Текст]: хрестоматия / сост. М. Ю. Гребенкин, Б. И. Кофман, С. Н. Миронов. – Казань, 2009;
8. Еникеев А. Г. Уголовный розыск Республики Башкортостан. Очерки истории. – Уфа, 2000;
9. Емелин С. М. Основные формы содействия населения деятельности милиции накануне Великой Отечественной войны: развитие, региональные особенности, профилактиечские значение [Текст] / С. М. Емелин // История государства и права. – 2009. – № 10. –С. 33–37;
10. Емелин С. М. Обеспечение общественного порядка и борьба с дезертирством в годы Великой Отечественной войны / С. М. Емелин // История государства и права. –2009. – № 21. – С. 25–28;
11. История органов внутренних дел [Текст]: учебное пособие / Е. В. Плахтий, В. В. Перфильев, В. С. Плетников. – Екатеринбург, 2009;
12. Карагодина А. А. Деятельность органов милиции на Урале в период Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг.: научно-практическое пособие [Текст] / А. А. Карагодина, В. А. Чашников. – Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2010 – 157 с.
13. Кириченко Ю. Н. . Роль паспортных аппаратов советской милиции по розыску лиц, потерявших связь с родными и близкими в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Ю. Н. Кириченко // «Черные дыры» в Российском Законодательстве. – 2009. – № 2. – С. 152–155;
14. Костин В. И. Милиция в годы Великой Отечественной войны [Текст] / В. И. Костин. – Н. Новгород. 1995;
15. Министерство внутренних дел: страницы истории (1802-2002 гг.). [Текст] / Под. общ. Ред. В. П. Сальникова. – СПб.: Фонд «Университет», 2001. (Серия «МВД России – 200 лет»). (С. 440–450, 514–525);
16. Полубинский В. И. Уголовный розыск в России [Текст]: монография / В. И. Полубинский – М.: ВНИИ МВД России, 2006;
17. Шатилов С. П. Профессиональная подготовка кадров органов милиции в годы Великой Отечественной войны в районах тыла [Текст] / С. П. Шатилов // История государства и права. – 2006. – № 4. – С. 39–40;
18. Шатилов С. П. Правовое регулирование служебной деятельности сотрудников милиции в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Шатилов С.П. // «Черные дыры» в российском законодательстве. – 2008. –№ 2. – С. 292–293;
19. Шапорев Д. А. Основные направления деятельности Государственной автомобильной инспекции в годы Великой Отечественной войны [Текст] / Д. А. Шапорев, С. П. Шатилов // Вестник Барнаульского юридического института. – 2007. – Вып. 12. – С. 126–129.