Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)
Тема | Всего | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа (компьютерное тестирование, работа с образовательными ресурсами Интернет-репозитория ( КОПР) и пр.) | ||
лекции | практи-ческие занятия | интерак-тивные занятия | |||
1. Введение. Предмет и задачи курса | |||||
2. Культура первобытности и цивилизаций древности | |||||
3. Мировая культура Средневековья | |||||
4. Мировая культура Нового времени | |||||
5. Мировая культура в новейший период истории | |||||
Итого: |
6.2. Содержание разделов дисциплины по темам в текстовом формате
Тема 1.Введение. Предмет и задачи курса «Культурологии»
Культурология в системе наук о человеке, обществе и природе. Предмет и задачи курса. Сущность, структура, функции и исторические типы культуры. Религия как важнейший феномен духовной культуры человечества.
Тема 2. Культура первобытности и цивилизаций древности
Становление человека и важнейших элементов его культуры в эпоху первобытности. Особенности первобытного сознания и культуры. Истоки искусства и религиозных представлений. Основные культурные достижения первобытности.
Качественный скачок в культурном развитии народов Древнего Востока при переходе от первобытного к цивилизованному образу жизни. Отличительные особенности и выдающиеся достижения древневосточных культур: египетской, месопотамской, индийской и китайской. Эволюция религиозного сознания на Древнем Востоке. Возникновение классических учительских религий «эпохи оси»: иудаизма, зороастризма, буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма.
Предпосылки возникновения и характер развития античной греко-римской культуры. Общее и особенное в культуре Древней Греции и Древнего Рима. Шедевры античного искусства. Влияние греко-римской культуры на последующее развитие европейской цивилизации. Становление христианства в античном мире.
Тема 3. Мировая культура Средневековья
Определяющая роль религии в культурном развитии народов мира в эпоху классического средневековья. Влияние христианской церкви и христианского учения на культуру стран Западной Европы, Византии и Руси в классический период. Отличительная особенность культурной эволюции католического мира от православного. Специфика русской средневековой культуры. Шедевры искусства и выдающиеся представители европейского, византийского и русского средневековья.
Культурный прорыв европейцев в эпоху Возрождения. Научно-технический и технологический прогресс - главный фактор опережающего развития европейской цивилизации. Гуманисты и титаны реннесанса. Секуляризация культуры и церковная реформация – важнейшие тенденции эпохи. Итальянское, северное, византийское и русское возрождение – общее и особенное. Шедевры эпохи.
Пути формирования мира средневековой исламской культуры на Востоке. Возникновение ислама и его влияние на характер культурного развития арабов, монголо-татар и турок в Средние века. Динамизм и традиционализм в культуре ислама, её синкретизм. Шедевры исламской средневековой культуры и её выдающиеся представители.
Особенности становления буддистского культурного региона на Дальнем Востоке, Индокитае, Цейлоне, Тибете и Монголии в Средние века. Культурный феномен средневековой Японии. Влияние европейских колонизаторов на традиционные культуры Востока в Средние века.
Тема 4. Мировая культура Нового времени
Научно-техничский прогресс – главный фактор культурной динамики западной цивилизации нового времени. Научная революция в Европе и формирование современной картины мироздания. Выдающиеся ученые Нового времени и их важнейшие открытия. Деформация религиозного сознания европейцев. Снижение влияния церкви на образование и культуру. Вклад эпохи Просвещения в культурное развитие Запада. Стили и направления в литературе и искусстве Западной Европы в Новое время. Мировые шедевры эпохи.
Наращиваниекультурного и технологического отставания Востока от Запада в Новое время. Отход от традиционализма в ходе культурной модернизации восточных обществ.
Культурное сближение России с Европой в начале эпохи Нового времени. Культурная модернизация России при Петре I и Екатерине П. Формирование феномена многонациональной российской культуры в Новое время и её выдающиеся представители. Демократизация российской культуры в XIX веке. Шедевры русского барокко, классицизма, романтизма и реализма в искусстве.
Тема 5. Мировая культура в новейший период истории
Тенденции культурной универсализации в мировом цивилизационном процессе Новейшего времени. Ускорение темпов научно-технического прогресса и наращивание отставания от него духовно-нравственного развития человечества. «Новый гуманизм» и его выдающиеся идеологи. Модернизм: стили, представители, шедевры. Художественно-эстетические представления постмодернизма.
Кризисные явления в российской культуре «серебряного века». Идеалы, шедевры и корифеи советской культуры. Проблемы культурного развития России в постсоветский период.
Практические занятия
Практические занятия по дисциплине «История мировых цивилизаций» проводятся в целях более глубокого усвоения и закрепления студентами полученного на лекциях учебного материала, формирования общеисторической культуры, развития навыков историко-культурного мышления, овладения основными приемами ведения дискуссий, полемики, диалогового мышления.
Запланированное на их проведение аудиторное время в объеме 4-х академических часов предполагает проведение данного занятия в интерактивной форме, в виде дискуссии.
Интерактивные занятия
Темы (по выбору преподавателя) | Часы |
Эволюция религиозных представлений человечества в эпоху Первобытности и Древности | |
Культурные пути Востока и Запада в Средние века | |
Великие мыслители и ученые Нового времени, изменившие мир | |
Специфика культурного развития России в Новейшее время | |
Итого: |
Форма проведения занятий | Коды сформированных компетенций | |
Дискуссии | ОК-1 ОК-2 ОК3 ОК-4 ОК-6 ОК-9 ОК-11 |
6.5. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами