Автор и название стихотворения.
История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено, литературное направление).
3. Эмоциональная окраска и жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
Тема, идея стихотворения.
Образы стихотворения.
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта,
составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
Тропы - слова и обороты, которые употребляются в образном (переносном) значении:
Эпитет - художественное определение;
сравнение – сопоставление предметов и явлений;
аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
Ирония - скрытая насмешка;
Гипербола - художественное преувеличение;
Литота - художественное преуменьшение;
олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
перифраза - описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, понятия, образа (солнце русской поэзии = А.С. Пушкин);
Паралеллизм - однородное синтаксическое построение предложений или их частей.
Стилистические фигуры:
Повторы (рефрен);
Риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
Антитеза (противопоставление);
градация (например: светлый - бледный - едва заметный);
Инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
Умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает ее сам.
Поэтическая фонетика:
Аллитерация - повторение одинаковых согласных;
Ассонанс - повторение гласных;
Анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
Эпифора - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы, архаизмы, неологизмы).
8. Стихотворный размер:
А) двусложные размеры:
'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей;
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб;
Б). трехсложные размеры:
'_ _ _ дактиль;
_ _' _ амфибрахий;
_ _ _' анапест.
_ _ пиррихий (пропуск ударения в двусложном размере)
В). верлибр (свободный или белый стих)
9. Рифма:
аабб - парная;
абаб - перекрестная;
абба - кольцевая.
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
Цветопись.
Ваши впечатления о стихотворении.
Информационное обеспечение:
Основные источники:
1.Зинин С.А. Сахаров В.И. Русский язык и литература. Литература: учебник для 10 кл.: в 2 ч. – М.: русское слово,2014.- 280 с. И 432с.
2.Курдюмова Т.Ф. и др. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень) 10 класс /под ред. Т. Ф. Курдюмовой. — М., 2014.
Дополнительные источники:
1.Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс. Практикум / под ред И. Н. Сухих. — М., 2014.
2.Лебедев Ю. В. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
3.Сухих И.Н. Русский язык и литература. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2014.
Электронные ресурсы:
А.К. Толстой / http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=47
Критерии оценки:
Чтение наизусть
Оценка "5» -твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно читает.
Оценка «4" - знает стихотворение наизусть, но допускает при чтении перестановку слов, самостоятельно исправляет допущенные неточности.
Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.
Оценка "2» - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.
Выразительное чтение стихотворения
Анализ стихотворения
Оценка зависит от содержательности анализа, умении точно формулировать свои мысли. Оценка «5» ставится, если студент анализирует стихотворное произведение по данному плану, умеет строить сравнительную характеристику, не допускает ошибок, даёт полный ясный ответ на поставленный вопрос, опираясь на авторскую позицию, приводит достаточное количество примеров, не подменяет анализ пересказом текста. Оценка «4» ставится, если студент выполняет тоже, что и на оценку «5», но допускает незначительные неточности, приводит мало примеров из текста. Оценка «3» -студент понимает суть вопроса, но не даёт прямого ответа, искажает авторскую позицию или авторский замысел, ограничивается только своей точкой зрения или анализ заменяет пересказом текста. Оценка «2» -студент не справился с заданием, не дает ответа на поставленный вопрос.