Поселение евреев на территории беларуси

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) полагает, что народ, проживший на определённой территории пятьсот лет, считается коренным. Приняв эту точку зрения, мы можем обозначить евреев, как коренных жителей Беларуси. Высказываются различные точки зрения касательно даты появления евреев на территории Беларуси, однако бесспорным фактом является куда более чем пятисотлетнее их проживание на этих землях. Нет согласия среди исследователей и по вопросу происхождения евреев, поселившихся на территории Беларуси.

Не имея возможности углубляться в подробный разбор всех гипотез и предположений касательно этих важнейших вопросов, мы обозначим источники, в которых все желающие смогут отыскать необходимую информацию. Множество довольно любопытных гипотез содержат следующие работы: — касательно даты поселения: (работы Э.Г. Иоффе "Страницы истории евреев Беларуси", Минск, 1996 и "Литовские евреи" С.А. Бершадского, СПб., 1883.) — касательно происхождения: т.н. "хазарская концепция" изложена в следующих работах: Dr. Ignacy Schipper. "Studya nad stosunkami gospodarczymi zydow w Polsce podczas sredniowiecza" (Lwow, 1911) и А. Кестлера "Тринадцатое колено" в сборнике "Открытие Хазарии" (М., 1996).

Для описания первых лет жизни евреев в Великом княжестве Литовском (Беларусь являлась частью это государства) необходимо, прежде всего, обратиться к письменам источникам, первым из которых является грамота (привилей) князя гродненского, Трокского Витовта брестским евреям. Привилей был выдан Витовтом 24 июня 1388 года в Луцке. Выдача грамот, которые регулировали положение евреев на определенной территории, не являлась исключительным явлением (достаточно вспомнить грамоты герцога Фридриха евреям Вены (1244), князя Болеслава Калишского (1264) и короля казимира Великого евреям Польши). Тем не менее, мы не можем не подчеркнуть особенностей привилея Витовта, отметив его сходство с грамотой Болеслава Калишского. Литовский историк Стасис Лазутка в своём исследовании "Привилегия-судебник 1388 года евреям великого князя Литовского Витаутаса" говорит о привилее Витовта, как о начале литовского права, отмечает данный документ как уникальный источник ранней восточно-европейской истории еврейского народа, расселившегося в это время (XIV век) на территории от Чёрного до Балтийского моря. Лазутка отмечает, что привилей Витовта брестским евреям как о единственном для этих территорий правовом акте, в котором речь идёт о евреях, как о едином народе.

В грамоте Витовта были заложены те основные принципы проживания евреев в Великом княжестве Литовском (дело в том, что до конца XV столетия этой грамотой пользовалось большинство евреев государства). Так, христианин за убийство еврея нёс наказание, как за убийство шляхтича. Необходимо отметить, что употребляемое в разных статьях привилея "яко шляхтичу" (т.е. распространение одних норм права и на евреев, и на шляхтичей) вызывало острые споры. Многие исследователи пытались доказать, что знаменитое "яко шляхтичу" является позднейшей вставкой. Привилей Витовта гарантировал неприкосновенность личности еврея, свободу богослужения и выполнения обрядов, руководствуясь декретами римских пап, запрещал обвинять евреев в употреблении христианской крови, закладывал основы знаменитой "автономии" еврейской общины, регулировал вопросы суда, обеспечивал широкую свободу хозяйственной деятельности и т.д. Как отмечает Э.Г. Иоффе "таким образом, по законам, изданным Витовтом, евреи составляли в Великом княжестве Литовском класс свободных жителей, находившихся под непосредственным покровительством великого князя и местных высших властей.

Предполагая, в следующих статьях более подробно остановиться на вопросах еврейской автономии, суда и т.д., в данном материале хотелось бы уделить внимание свободам хозяйственной деятельности евреев. Привилеем евреям разрешалось приобретать движимое и недвижимое имущество, особенно много внимания уделялось залоговым операциям. Под залог разрешалось брать любые вещи, исключение составляли лишь церковные и окровавленные. Если вещь, взятая евреем под залог, являлась краденной, то первый обязан был принести присягу о том, что он не знал о её происхождении. В таком случае еврей не нёс ответственности. 18 июня 1389 года Витовт выдал привилей гродненским евреям. Данный привилей определили границы поселений еврейской общины, синагога же и кладбище были освобождены от обложения налогами. Лазутка отмечает значительную узость данного документа по сравнению с брестским. Гродненский привилей регулирует только торговые отношения в одном городе.

Итак, в 1388-89 годах появились документы, определившие условия жизни евреев в ВКЛ. Своими привилеями Витовт стремился не только обеспечить спокойное существование уже проживавших на территории государства евреев, но и привлечь новых еврейских подданных, способных пополнить очень и очень слаборазвитый торговый класс государства, направить свои капиталы во благо Великого княжества. Витовт — великий и мудрый правитель руководствовался не религиозным фанатизмом и нетерпимостью, его куда более заботило процветание его государства. Жили ли евреи на территории ВКЛ до времени правления Витовта? На этот вопрос с определенной долей уверенности можно ответить утвердительно. Так, в авторитетнейшей "Еврейской энциклопедии" издательства "Брокгауз-Ефрон" (1908-13) упоминается о том, что в Бресте евреи жили со времён отца Витовта Кейстута (умер в 1382 году). Из каких стран прибыли евреи в Великое княжество Литовское? Большинство историков придерживается точки зрения о том, что евреи прибыли на земли Великого княжества Литовского из Западной Европы, где против них в XIV веке были учинены жесточайшие репрессии. Тяжёлым было положение евреев в Богемии, а ещё более в Германии, которую захлестнули страшнейшие эпидемии чумы, в распространении которых были обвинены евреи. Евреи вынуждены были покидать насиженные места и отправляться на Восток. Многие оседали на территории Польского королевства, другие переселялись в Великое княжество Литовское. Переселение евреев из Польши в ВКЛ усилилось после Кревской унии 1385 года, в результате которой Великий князь Литовский Ягайло стал польским королём, вступив в брак с Польской королевой Ядвигой.

Таким образом, по меньшей мере, со второй половины XIV века проживают евреи на территории Беларуси. Тогда, в далёком XIV столетии не было здесь ещё крупных общин, не было знаменитых духовных лидеров и т.д. Всё это появится совсем скоро — через какие-то два-два с половиной столетия. Эта еврейская община (вместе с общиной Польского королевства) прославится на весь мир.

ЕВРЕИ БЕЛАРУСИ В XV

В предыдущей статье мы остановились на поселении евреев в Великом княжестве Литовском, особое внимание, уделив периоду правления знаменитого Витовта Великого (1392-1430) и коснулись грамоты 1388 года. Именно во времена Витовта были заложены правовые основы проживания евреев в государстве. В данной статье мы коснёмся жизни истории евреев Беларуси в XV столетии. К сожалению, об истории литовского еврейства в этот период известно совсем немного — практически нет информации о временах правления великих князей Свидригайло Ольгердовича (1430-32) и Жигимонта Кейстутьевича (1432-40), немного больше материала о жизни евреев в правление Казимира IV Ягеллончика (1440-1492).

Знаменитый исследователь литовского еврейства русский историк С.А. Бершадский отмечает, что отношение Свидригайло Ольгердовича к евреям не было враждебным. Подобный вывод он делает на основании деятельности во времена правления данного князя евреев — откупщиков таможенных и соляных доходов. Деятельность откупщиков была распространена в ВКЛ в XV столетии. Откупщики приобретали у государства (фактически, у великого князя) за определенную плату право на какой-либо откуп (исключительное право на сбор каких-либо налогов, продажу определенных видов товаров). Информацией о жизни евреев во времена Жигимонта Кейстутьевича мы не обладаем.

Куда больший интерес вызывает период правления Казимира IV Ягеллончика (1440-92). Особо следует отметить отношение этого правителя к польским евреям (польским королём Казимир стал в 1447 году). В 1453 году Казимир IV Ягеллончик подтвердил грамоту Казимира Великого, которая, однако, потом была отменена под нажимом польского духовенства (хотя сам король весьма долго сопротивлялся этому нажиму). В Великом княжестве Литовском Казимир дал лишь достаточно обширную грамоту евреям Трок (Тракая), гарантировавшую им значительные привилегии.

Во времена Казимира IV постепенно росло количество евреев в государстве, повышалось их экономическое могущество, правда, довольно медленными темпами. Этому явлению есть своё объяснение. С.А. Бершадский отмечает, что многие богатые евреи стремились стать землевладельцами, а затем принимали христианство. Например, так поступил знаменитый откупщик времён Казимира IV Ошейко из Трок. Ошейко из Трок был далеко не единственным евреем откупщиком времен Казимира. Известны откупщики-евреи из Бреста, Гродно и других городов Великого княжества Литовского. Предмет откупа различался: таможенные, питейные и мостовые пошлины, бочечный побор и т.д. Откупщики находились под юрисдикцией главного лица государства. Некоторые из них, кроме того, занимались и торговлей.

Важной отраслью экономической деятельности евреев во времена Казимира IV Ягеллончика было ростовщичество. Причём, нередко евреи ссужали и главное лицо государства. Казимир не был экономным правителем, львиная доля государственных доходов уходила на реализацию его прихотей. Король и великий князь делал большие долги, занимая деньги у многих состоятельных жителей государства. Постепенно они под разными предлогами стали отказывать королю в кредитах, ибо взимание долгов представляло собой крайне трудоёмкую процедуру. В такой ситуации на выручку Казимиру IV Ягеллончику пришли евреи, оказавшиеся куда сговорчивее. Евреи давали значительные суммы вперёд, готовы были ждать возврата целые годы и самое главное соглашались брать долги тем, чем мог выплачивать их правитель (откупами, товарами и т.д.).

Экономические отношения и интересы Казимира IV Ягеллончика и богатых евреев совпадали. Король и его приближенные оказывали богатым евреям покровительство, обеспечивали защиту. В этой связи большой интерес вызывает случай, который приводит С.А. Бершадский в своём труде "Литовские евреи". В 1472 году великий магистр Ливонского ордена Генрих Рихтенберг арестовал в Пруссии у брестского еврея Еска какие-то товары. С просьбой о снятии ареста и возвращении хозяину его имущества к Рихтенбергу обратились с ходатайством члены Литовской Рады (Государственного Совета). Среди обратившихся было и духовное лицо — епископ Виленский. Во времена Казимира IV Ягеллончика начинает создаваться почва для острого конфликта между евреями и шляхтой, который разразится в XVI столетии. Уже в те времена многие шляхтичи прониклись завистью к богатым евреям, которым покровительствовал король и великий князь, а также высшие особы государства. Казимир IV Ягеллончик умер в 1492 году, оставив своему сыну, воспитаннику знаменитого юдофоба польского историка Яна Длугоша Александру (1492-1506) значительные долги (причём во многих случаях — евреям). Начиналась новая эпоха в истории литовского еврейства. В 1495 году евреи будут изгнаны Александром из Великого княжества Литовского. О причинах и последствиях этого события мы расскажем в следующей статье.

Наши рекомендации