Справочный материал для учителя
История возникновения знаков плюс (+) и минус (–)
– Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время простые знаки «+» и «–»? Оказывается, их история уходит в глубокую древность. Обычно виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «–», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, торговец перечеркивал столько расходных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, появился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение.
Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхождение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся и с другим мнением.
Раньше, когда знаки «плюс» и «минус» не были известны древним математикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 et 2. Для краткости стали писать 1 t 2, а потом 1 + 2.
9. Самостоятельная работа.
№ 1. Какие двузначные числа можно записать цифрами 3, 2, 4, 5?
№ 2.Чем похожи выражения в каждом столбике? Объясните, как вы будете вычислять значения сумм:
62 + 7 | 32 + 60 | 20 + 70 |
34 + 5 | 54 + 30 | 30 + 50 |
26 + 2 | 63 + 20 | 40 + 30 |
53 + 6 | 41 + 50 | 80 + 10 |
№ 3. Решите задачи.
В первых классах 78 ребят. Из них 40 изучают английский язык, остальные – немецкий. Сколько ребят изучает немецкий язык?
IV. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Какие способы сложения и вычитания двузначных чисел вы вспомнили?
Домашнее задание: учебник, с. 56, № 8.
Урок 27
сложение двузначного числа
и однозначного с переходом через разряд
Цели:рассмотреть способ сложения двузначного числа и однозначного с переходом через разряд; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умение составлять задачу по данному решению или по данной круговой схеме; развивать умение обобщать и делать выводы.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Решите задачу.
Синеглазка встречала гостей. Незнайка пришел раньше Доктора Пилюлькина, а Торопыжка раньше Незнайки. Кто пришел раньше всех?
Ответ: Торопыжка.
2. Вставьте в свободные клетки числа так, чтобы суммы по всем направлениям были равны.
Ответ:
3. Найдите «лишний» столбик.
а) | б) | в) | г) |
Ответ: 2.
4. Какая фигура «лишняя»?
Ответ: б.
5. Пирог прямоугольной формы разделите двумя разрезами на 4 части так, чтобы две из них были треугольной формы, а две – четырехугольной.
6. Сколько четырехугольников на каждом чертеже?