Историческая наука и философия истории
Наука история изучает прошлое общества, открывает тенденции и закономерности развития конкретных обществ, опирается на факты и достоверные источники
Философия истории ищет более общие закономерности исторического процесса, всемирного значения, не привязанные к конкретным обществам и эпохам (циклическое развитие, по спирали, нелинейное и пр.)
Философия вносит ценностно-нормативный подход и прогнозирует будущее на основе прошлого.
Назначение истории
1) Опыт, изучение которого может предотвратить повторение ошибок (Пример: история Второй мировой войны подвигла к созданию ООН как международного института предотвращения агрессии)
2) Без изучения прошлого невозможно осмыслить настоящее. Сравнение современных показателей и минувших.
3) История — основа традиций, культуры, менталитета народа, пример для гордости, подражания, формирования патриотизма (воспитательная роль, о ней говорил еще Геродот)
История и доистория.
Когда начинается история? Историческая наука полагает началом истории эпоху, от которой остались надежные письменные свидетельства.
Философия. История появляется, когда люди начинают рефлексировать на свое прошлое — задумываться над ним, говорить, составлять предания (эпос), делиться им. Для этого необходимо, чтобы коллектив людей начал ощущать себя единым целым — народом, племенем. История — не индивидуальна, а коллективна.
История началась, когда стал накапливаться социальный опыт, который люди передавали новым поколениям. Вместе с навыками и умениями передавали и рассказы о своих предках.
Марксизм: история начинается с появления частной собственности и классов. Для них история — это борьба классов. Следовательно, с установлением коммунистического общества история закончится.
Споры философов и историков о доисторическом времени: «золотой век» (Ж.-Ж. Руссо) или «война всех против всех» (Т.Гоббс).
Логика исторического процесса и предопределенность
Философия истории включает направления от жесткого детерминизма (причинно-следственной обусловленности исторических событий) и фатализма (предопределенность — Ж.Кальвин) до иррационализма (постмодерн).
Попытки объяснения общечеловекческой истории:
Формационый подход (марксизм)
Цивилизационный подход (Шпенглер, Данилевский, Тойнби)
Культурологический.
Стадии всемирного исторического процесса
Нелинейное развитие :
· Циклическое развитие (Джамбаттста Вико)
· Цивилизационная концепция (Шпенглер, Данилевский, Гумилев).
Линейное развитие однонаправленное
· По нисходящей (регресс): представление о «золотом веке» (Руссо), консервативное мышление
· Прогрессистские концепции: исторический процесс — постоянное движение в сторону совершенствования и развития, т.е. «золотой век» впереди (коммунизм), или уже наступил (Гегель, О.Конт)
Формационная концепция марксизма.
Формация — исторически определенный тип общества.
В основе каждой формации лежит определенный способ производства.
Закон постоянного развития производительных сил.
Позитивизм
Стадии развития духа – религиозная, метафизическая, позитивная; теологическое (традиционное), военное (аграрное), позитивное (индустриальное ) общество
Осевое время (К. Ясперс) (Гуревич, С. 314-315)
Постиндустриальное общество (Д.Белл) дополнение позитивистской (Гуревич, С. 315-316)
5 признаков постиндустриального общества:
1) создание экономики услуг;
2) преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий;
3) доминирующая роль теоретических знаний как источника нововведений и политических решений;
4) возможность достижения новой ступени социального прогресса, планирования и контроля за техническим развитием;
5) создание новой, «интеллектуальной» техники.
Волны истории (Элвин Тоффлер) (Гуревич, С. 317)