А. Самонаблюдение без помощи инструментов
Самонаблюдение может иметь объектом как данные мускульного чувства, так и слуховые данные.
Показания мускульного чувства нелегко опознать, здесь может быть много неверного в восприятии. Для этого надо упражняться и много раз проверять себя.
Движения внешних органов легче ощутить, чем движения органов, расположенных дальше от выхода воздушной струи; поэтому полезно (без зеркала) почувствовать, как работают губы при произнесенииу, о, п, б, м и ф, в: когда работают две губы, когда - одна; сжимаются ли две губы в смычку или дают только сближение или сужение и какой оно формы: “в трубочку” (у) или “в колечко” (о).
Установив то или иное мнение и записав это по пунктам, надо взять зеркало и проделать те же опыты перед ним, проверяя глазом показания мускульного чувства.
Наблюдения над движениями языка полезно производить по контрасту, например чередуя работу задней и передней части языка, т.е. произнося несколько раз подряд такие звуки, как у –и, о – э, к – т, г – д. Для того, чтобы удостовериться, какая же часть языка работает при произнесении данного звука, полезно повторять ту же артикуляцию много раз, пока не возникнет в нужной части утомление, что сразу вызовет неприятную реакцию у произносящего и одновременно даст знать, где это происходит.
Для определения подъемов языка при произношении гласных после предварительных чисто мускульных наблюдений (которые следует фиксировать записью) можно воспользоваться опять же зеркалом и, производя те же артикуляции, проверить зеркалом степень раствора рта.
Очень любопытны опыты с горящей свечой. Если нужно удостовериться в том, что при м и н ротовой проход закрыт, а носовой открыт, надо произносить эти звуки и крепко держать зажженную свечку сначала на уровне рта, а затем на уровне ноздрей и наблюдать, когда пламя будет колебаться, а когда останется спокойным; то же можно делать и с зеркалом, поставленным близко перед произносящим, чтобы убедиться, какая часть зеркала запотела: верхняя или нижняя.
Для определения бокового способа образования л также может служить зажженная свечка, которую надо подносить попеременно к левому краю губ, к центру и к правому краю, и колебание пламени покажет, где происходит выход воздушной струи.
Подобные наблюдения над мягким небом, маленьким язычком и тем более над надгортанником и гортанью весьма затруднительны без применения особого гортанного зеркала (маленькое круглое зеркальце на длинной ручке, называемого ларингоскопом, который был изобретен известным теоретиком пения М.Гарсиа в 50-х годах XIX в.). Однако некоторые явления работы гортани можно экспериментально наблюдать и без ларингоскопа. Так, если произносить чередуя з и с и приложить палец к щитовидному хрящу («кадыку»), то легко можно почувствовать, что при з хрящ колеблется (от колебаний голосовых связок, образующих голос), а при с не дрожит; то же самое проверяется так: надо, произнося з и с заткнуть пальцами уши, тогда при з будет ощущаться гул в Глове, а при с не будет.
Осознание слуховых впечатлений доступнее тем, у кого хороший слух и кто занимается музыкой и особенно пением. Однако и без этих добавочных данных можно натренироваться в слуховых впечатлениях. Очень важно на слух чувствовать, что выше и что ниже. Так, если последовательно чередовать произношение з твердого и з мягкгого, то нетрудно убедиться в том, что з мягкое значительно выше з твердого. Также нетрудно убедиться и в том, что у ниже, чем и, а о – чем э. Даже распределение по высоте обычных гласных и – э - а – о – у покажет «лестницу» понижающихся ступеней от и до у. Труднее уловить акустическую роль лабиализации; для этого надо последовательно произносить [i] – [y] и [e] –[ø] и прийти к выводу, что в каждой паре лабиализованная гласная на слух ниже, чем нелабиализованная.
Для уточнения интервала высоких и низких классных можно воспользоваться проверкой любым музыкальным инструментом, например роялем, где окажется, что интервал з твердого и з мягкого равен примерно октаве, интервал [i] – [y] – малой терции, интервал [e] –[ø] большой секунде и т.д[259].
При наблюдениях при помощи домашних экспериментов можно не бояться таких не строго терминологических определений звуков, как «мягче», «тверже», «шипящий», «свистящий», «хрипящий», «щелкающий», «чмокающий» и т.д. Важно изощрить слух на различение и опознавание звуков на слух.