Требования к уровню подготовки учеников 8 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
История 8 класс
Учитель Богданова Елена Владимировна
Год составления 2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по Всеобщей истории разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по истории (Сборник нормативных документов. История. М.: Дрофа, 2008). авторской программы Юдовской А.Я. «Новая история» и авторской программы А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной «История России XIX в.» (Программы общеобразовательных учреждений. История обществознание 5 - 11 классы. М.: Просвещение, 2008).
Целями курса «Всеобщей (новой) истории (1800-1913 гг.) и Истории России XIX в.»являются
- приобретение учащимися знаний об основных чертах развития мира и России в XIX в.;
- овладение учащимися общими принципами постановки и решения познавательных проблем, которые включают: методы исторического анализа, выявление предпосылок, анализ целей и результатов, выявление общего и различного, объяснение фактов, умение использовать внешкольные источник информации;
- формирование устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре, выработке отношения к истории как способу понимания современности;
- стимулирование процесса гуманизации личности подростка, формирование качеств, которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими.
В основе построения курса положены проблемно-тематический, хронологический принципы. Среди форм учебных занятий выделяются те, которые предполагают активную познавательную деятельность: практические работы на контурной карте, лабораторные работы по анализу исторических документов, уроки конференции с элементами публичных выступлений, защита творческих проектов-презентаций.
Данная рабочая программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 8 класса: 44 часа история России и __ Новейшая история
Требования к уровню подготовки учеников 8 класса
Должны знать:
- Даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XIX в.;
- Важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XIX в.;
- Изученные виды исторических источников.
Должны уметь:
- Сравнивать исторические явления и события;
- Объяснять смысл, значение важнейших понятий;
- Уметь дискутировать, высказывать собственное суждение;
- Читать историческую карту;
- Группировать исторические события и явления по указанному признаку.
Способны решать жизненно-практические задачи: использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Учебно-методический комплект
I. Учебно-программные:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. 6 - 11 классы. М.: Просвещение, 2006 г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. История обществознание 5 - 11 классы. М.: Просвещение, 2008, 6 издание, под редакцией Л.А. Соколовой
II. Учебно-теоретические:
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XIX в. 8 класс. М., Просвещение, 2010.
2. Юдовская А.Я. Новая история. 1800-1913 гг. 8 класс. М.: Просвещение, 2010 г.\
Тематическое планирование в 8 классе Новая история 1800 – 1913г.г
Введение (1 час) | |||||
№ | Тема занятия | Кол- во часов | Основные понятия | Проблемный вопрос | Форма занятия |
XIX век | Цивилизация, индустриальное общество | Вводная беседа |
Глава 1. Становление индустриального общества (6 часов) | |||||
§1-2. Индустриальная революция: достижения и проблемы | Индустриальная революция, промышленный переворот, кризис, империализм, монополия | Каковы новые черты экономической системы XIX в.? | Обзорная лекция | ||
§3. Индустриальное общество: новые слои населения и новые проблемы | Миграция, эмиграция, иммиграция, средний класс | Какие изменения в социальной структуре общества происходят? | Лабораторно-практическая работа по материалам учебника | ||
§4. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность | Что нового появилось в жизни людей? | Урок устных выступлений | |||
§5. Наука: создание научной картины мира | Какие новые открытия были сделаны | Урок - конференция | |||
§6-8. XIX век в зеркале художественных исканий. Литература. Искусство: в поисках новой картины мира | Романтизм, критический реализм, декаданс | Какие новые черты проявились в развитии художественной культуры? | Защита творческих проектов | ||
§9-10. Либералы, консерваторы, социалисты: какими должно быть общество и государство | Консерватизм, либерализм, социализм, анархизм | Какие ответы давали представители течения на вопросы времени? | Семинар |
Глава 2. Строительство новой Европы (8 часов) | |||||
§11. Консульство и образование наполеоновской империи | Консул, консульство, империя, император | Как Наполеону удалось создать империю? | Урок предварительного обобщения с мультимедийным сопровождением | ||
§12. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс | Венский конгресс | Каковы причины разгрома Наполеоновской империи? | Практическая работа по карте | ||
§13. Англия: сложный путь к величию и процветанию. | Викторианская эпоха, билль, чартизм, хартия, «мастерская мира» | Почему Англия смогла избежать революций? | Тематическая лекция | ||
§14. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. К новому политическому кризису | Июльская монархия | Почему именно во Франции началась революция? | Лабораторная работа по материалам учебника | ||
§15. Франция: революция1848 г. Вторая империя. | Революция, вторая империя | Почему в 1848 г. Произошла новая революция? | Лабораторно-практическая работа | ||
13-14 | §16. Германия на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» | Национально-освободительное движение | Сравнить пути объединения Германии и Италии. | Семинар | |
§18. Война, изменившая карту Европы. | Третья республика, Парижская Коммуна | Почему только что образовавшееся государство Германия, смогла победить Францию? | Обзорная лекция с мультимедийным сопровождением |
Глава 3. Европаво второй половине в конце XIX в. (5 часа) | |||||
§19. Германская империя в конце XIX в. Борьба за «место под солнцем» | Милитаризация, юнкерство, «Железный канцлер» | Как Германии за короткий период времени удалось включиться в борьбу за передел мира? | Школьная лекция | ||
§21. Франция: Третья республика | Республика, колониальные войны | В чем слабость республики во Франции? | беседа | ||
§20. Великобритания: конец Викторианской эпохи. | «центр мира», лейбористы | Каковы сильные стороны Великобритании? | работа с учебником | ||
§22. Италия: время реформ и колониальных захватов | Конституционная монархия | С какими странами сближается Италия и почему? | Самостоятельная работа | ||
§23. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса | «Весна народов», «национальное возрождение», «лоскутная империя» | Причины революции 1848 г. в Австрийской империи | Тематическая лекция |
Глава 4. Две Америки (3 часа) | ||||||||||||
21-22 | §24-25. США в XIX в. | Плантация, рабовладение, аболиционизм, гражданская война, Реконструкция | Поему гражданская война в США завершилась Реконструкцией Юга? | практическая работа | ||||||||
§26. Латинская Америка в XIX в. | Освободительная война, каудильо | Каковы черты развития Латинской Америки? | Самостоятельная работа | |||||||||
Глава 5. Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости (3 ч.) | ||||||||||||
24-25 | §27-29. Япония на пути модернизации. Китай: революции и реформы. Пробуждение Индии | Модернизация, «открытие», синхайская революция | Что сближало страны Востока? | Семинар | ||||||||
§30 Африка: континент в эпоху перемен | ЮАС, гереро, готтентоты | Социально-экономические и политические последствия колониального раздела Африки | беседа | |||||||||
Глава 6. Международные отношения (1 час) | ||||||||||||
§31. Международные отношения в конце XIX в. | Тройственный союз, «Союз трех императоров» | В чем причины конфликтов между европейскими странами? | Обзорная лекция | |||||||||
Тематическое планирование в 8 классе «История России. XIX в.»
Россия в первой четверти XIX в. (8 час) | ||||||||
№ | Тема урока | Час | основные понятия | Проблемный вопрос | Форма занятия | |||
Введение. Россия в начале века | Сословия, конфессии, империя, мануфактура, промышленный переворот, крепостничество | В чем особенности России в начале века? | Вводная лекция | |||||
§1. Внутренняя политика Александра I в 1801-1806 гг. §2. Внешняя политика в 1801-1812 гг. | Негласный комитет, министерства, либерализм, вольные хлебопашцы Антифранцузская коалиция, Тильзитский мир | Почему начало царствования нового императора получило название «эра либерализма»? Почему Россия участвует в антифранцузских коалициях? | комбинированный | |||||
§3. Реформаторская деятельность М.Сперанского | Государственный совет, конституционная монархия | Почему попытка реформ не удалась? | комбинированный | |||||
§4. Отечественная война 1812 г. | Отечественная война, партизанское движение | Почему крепостническая Россия смогла одолеть буржуазную Францию? | комбинированный | |||||
§5. Заграничные походы русской армии. Внешняя политика в 1813-1825 гг. | Венский конгресс, Священный союз | Почему борьба с революционным движением стало главной целью России? | комбинированный | |||||
§6. Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг. | Почему после войны император меняет план действий? | комбинированный | ||||||
§7. Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | Военные поселения, аракчеевщина | В чем причины кризиса в 1812-1825 гг.? | комбинированный | |||||
§8. Общественное движение при Александре I. | Декабристы, Северное и Южное общества | Почему стало возможно декабристское движение? | комбинированный | |||||
Россия во второй четверти XIX в. (8 ч.) | ||||||||
§9. Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. | Междуцарствие, восстание, революция, переворот | Почему восстание декабристов закончилось поражением? | комбинированный | |||||
Повторительно-обобщающий урок Эпоха Александра I» | комбинированный | |||||||
§10. Внутренняя политика Николая I. | Третье отделение, бюрократизация, «Теория официальной народности», кодификация | Почему царствование Николая I – апогей самодержавия? | комбинированный | |||||
§11. Социально-экономическое развитие в 20-50-ые гг. XIX в. | Промышленный переворот, классы, уклад | Почему Россия переживала кризис? | комбинированный | |||||
§12. Внешняя политика Николая I в 1826-1849 гг. | «жандарм Европы» | Почему Россию называли «жандармом Европы» | комбинированный | |||||
14-15 | §13. Общественное движение в годы правления Николая I. | Консерваторы, либералы, Славянофилы, западники, социалистические учения | Что нового появилось в общественном движении после расправы над декабристами? | комбинированный | ||||
§14. Крымская война 1853-1856 гг. Оборона Севастополя. | «восточный вопрос» | Почему Россия проиграла Крымскую войну? | комбинированный | |||||
Русская культура первой половины XIX в. (5 часа) | ||||||||
§15. Образование и наука | Почему 30-40-ые гг. XIX в. вошли в историю как «золотой век» русской культуры? | комбинированный | ||||||
§16. Русские первооткрыватели и путешественники | ||||||||
§17. Художественная культура | «Золотой век» | |||||||
§18. Быт и обычаи | ||||||||
Повторительно-обобщающий урок «Россия на пороге перемен» | ||||||||
Россия во второй половине XIX в. ( 20 ч.) | |||||
§19. Накануне отмены крепостного права | Российская «оттепель» | В чем была необходимость отмены крепостного права? | комбинированный | ||
§20. Крестьянская реформа 1861 г. | «временно обязанные», выкупные платежи, отрезки, | Что получили крестьяне от власти в 1861 г.? | комбинированный | ||
24-25 | §21-22. Либеральные реформы 60-70-ых гг. | Земства, управы, присяжный заседатель | Почему реформы называют буржуазными? | комбинированный | |
§23. Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права | Аренда, концессии, товарное производство, стачка | Что изменилось в развитии России после 1861 г.? | комбинированный | ||
§24. Общественное движение: либералы и консерваторы | Почему в 60-ые гг. наблюдается новый подъем общественного движения в России? | комбинированный | |||
§25. Зарождение революционного народничества и его идеология | Народничество | Почему стало возможно такое течение как народничество? | комбинированный | ||
§26. Революционное народничество второй половины 60-ых – начала 80-ых гг. XIX в. | «Хождение в народ», народовольцы | Почему народническое движение распалось? | комбинированный | ||
§ 27. Внешняя политика Александра II. | «восточный вопрос» | В чем причины дипломатических и военных успехов России? | комбинированный | ||
§28. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. | Почему Россия, одержав победу, пошла на изменение мирного договора? | комбинированный | |||
32-33 | §29-30. Внутренняя политика Александра III. | Контрреформы | Почему вслед за реформами начинается период контрреформ? | комбинированный | |
§31. Экономическое развитие в годы правления Александра III. | Каковы «старые» и «новые» черты в развитии экономики? | комбинированный | |||
§32-33. Положение основных слоев общества | Каким образом меняется социальная структура общества? | комбинированный | |||
§34. Общественное движение в 80-90-ые гг. XIX в. | Марксизм | Почему именно рабочие в конце века становятся новой социально-политической силой? | комбинированный | ||
§35. Внешняя политика Александра III. | «Миротворец», Тройственный союз | Почему в конце XIX в. произошла смена внешнеполитических ориентиров России? | комбинированный | ||
38-39 | § 36-39. Просвещение и наука. Литература и изобразительное искусство. Архитектура, музыка, театр. Быт. | Передвижники, «Могучая кучка» | Что нового внесла русская культура во второй половине XIX века? | комбинированный | |
Повторительно – обобщающий урок по курсу «Россия в XIX в» | За весь курс 8 класса | тест |