Жизнь блаженного Августина как яркий пример катехумена своего времени
Августин родился, умер и практически всю жизнь прожил в Северной Африке недалеко от Карфагена. Близость к Риму, а затем и новой столице Западной Империи – Медиолану (современный Милан) делала эту провинцию довольно развитой и высокообразованной. А церковная жизнь этой провинции была, пожалуй, даже более интенсивной, чем в Риме. В то время, как и на всем Западе империи, карфагеняне были чужды богословских исканий, но избыток рвения послужил к возникновению в IV веке уже двух расколов: новоцианского и донатисткого. Причиной чего с точки зрения раскольников послужило приспособленчество и утрата Церковью строгости своих идеалов.
Родился Августин, как и многие его современники, в смешанной семье. Отец его был язычником, а мать, святая Моника была православной христианкой. Как и многие другие дети, родители которых были христианами, Августин стал катехуменом первого этапа еще в детстве. По обычаю того времени мать не спешила крестить сына, и даже, когда ребенок тяжело заболел, мать не пожелала принести его к купели. В то время Крещение обычно откладывалось до зрелого возраста: считалось, что крещение смывает все грехи, совершенные до его принятия, и поэтому с ним не торопились. Позднее, когда Августин стал епископом, этот обычай его глубоко возмущал: «до сих пор в ушах у меня со всех сторон звенит от слова, то об одном человеке, то о другом: «оставь его, пусть делает: ведь он еще не крещен». Когда дело идет о телесном здоровье, мы ведь не говорим: «оставь, пусть его еще ранят: он еще не излечился»[109].
Юношей Августин учился в Карфагене на адвоката, где и завел себе первую любовницу, по языческим обычаям того времени. От нее прижил сына, Адеодата, заботы о котором в отличие от его матери не оставлял до конца жизни. Бл. Августин крестился в 33 года, а вместе с ним под его влиянием крестился и Адеодат. Позднее получив место ритора в Милане, он оставил свою Карфагенскую «позорную любовь»[110] и нашел себе там новую подружку. Августин жил, что называется, как все, вплоть до своего Крещения. Как катехумен Августин продолжал ходить в церковь, но по собственному признанию внимание его было привлечено не Божественной службой, а дамами и заботами житейскими: «Я осмелился даже во время совершения службы Твоей в церковных стенах гореть желанием и улаживать дело...»[111]
Одно время, пресытившись плотским грехом, Августин вдруг почувствовал духовную жажду, но удовлетворить ее пытался не церковными проповедями или Писанием, а философским трактатом Цицерона «Гортензий, или О философии». Грубый безыскусный перевод Библии на латинский «Итала» не шел ни в какое сравнение с языком блестящих ораторов вроде Цицерона, и часто служил для образованных людей препятствием к принятию христианства. Проблема была отчасти решена только к 397 году, когда блаженный Иероним Стридонский сделал новый перевод Библии на латинский, получивший название «Вульгата». Хотя и после этого понадобилось еще одиннадцать столетий, чтоб он стал официальным в Латинской церкви.
Не удовлетворившись латинской философией Августин вскоре присоединяется к манихеям, считавших Библию, а точнее Ветхий Завет не просто книгой грубой, но и вредной, написанной злым богом Демиургом.
У манихеев Августин тоже оставался в положении катехумена. Манихеи не разделяли, как христиане, катехуменов на две категории. Все катехумены, носили у них наименование «слушающих» и могли не разделять всех культовых и моральных установлений секты. Собственно, манихеи («верные» или «избранные») должны были «причащаться» каждый день, быть вегетарианцами, не сквернословить и не вступать в половые отношения[112]. Строгая аскеза, требуемая от всех «избранных», могла так же быть привлекательной для девятнадцатилетнего Августина, склонного, как и многие в его возрасте, к юношескому максимализму. Но Августин не нашел в себе сил порвать с любовницей и так и не был причислен к «верным» хоть и пробыл в секте 9 лет.
Через 9 лет Августин получил должность ритора в Милане, оставил секту и любовницу в Карфагене и перебрался в столичный Милан. К этому времени мать Августина решила женить его на состоятельной христианке и, по-видимому, по этой причине Августин опять стал православным катехуменом. Но в столице его ждала приятная неожиданность, предстоятелем тут был образованнейший человек своего времени святой Амвросий Медиоланский. В отличие от Августина Амвросий великолепно знал греческий язык и имел возможность читать отцов Восточной Церкви в оригинале. Августин находился под огромным впечатлением от его проповедей, но грех блуда вошедший в привычку и ставший второй натурой не позволял ему сделать решающий шаг и крестится[113]. Августин жестоко мучился от угрызений совести и как-то раз на вилле одного из своих друзей куда он уединился для осмысления своей жизни ему послышался голос ребенка: «Возми читай!» Отчасти как остаток языческого гадания у христиан того времени было принято открывать Писание наугад для того, чтобы узнать Божью волю. Интересно то, что открытое им место из послания апостола Павла к римлянам, описывало как раз соответствующий образ жизни Августина и обличало его: «Как днем, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти; но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13:13-14).
Потрясенный словами апостола Августин, а вместе с ним его друг и сын подали свои имена в списки «стремящихся» (катехуменов второго этапа) и были крещены Амвросием на Пасху 387 года.
Крестившись, Августин отказывается от брака и возвращается в Африку, где по смерти своей матери, продает имение, а деньги раздает бедным. В 391г. он становится пресвитером а в 395 – епископом Гиппона – города, находящегося не далеко от Карфагена.