Урок 53. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфо­грамму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргу­ментирование отвечать, доказывать свое мнение; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Орфографическая минутка

(Письмо по памяти.)

Дождь прошел. Трава блестит. В небе радуга горит. С. Маршак,

— Прочитайте. Представьте картину, нарисованную поэтом. Приходилось ли вам видеть такую картину?

— Сколько предложений здесь записано? (Три.)

—' О чем первое предложение? второе предложение? третье предложение?

— Какие орфограммы можете объяснить в первом предложе­нии? (Дождь — мягкий знак — показатель мягкости, парная согласная в конце слова — проверяем — дожди. Прошел — слово запоминаем.)

— Прочитайте так, как записано.

(Аналогичная работа проводится со вторым и третьим пред­ложениями.)

— Расскажите соседу по парте, как будете писать.

— Послушайте соседа по парте.

— Запишите предложения.

(Проверка. Сверка с образцом на доске.)

— Найдите и подчеркните основу в предложениях.

— Найдите слова, в которых все согласные звонкие. (Дождь, небе, радуга.)

2. Словарная работа

— Отгадайте загадку.

- Скачет в траве,

Глаза на голове,

Скользкая и мокрая,

Зеленая квакушка,

Азовутее... (лягушка). (Учитель записывает слово на доске.)

— Поставьте ударение, подчеркните букву, которую нужно запомнить.

— Подберите однокоренные слова. (Лягушата, лягушатник,

лягушечья.) ~ Какую гласную напишете в словах? (Я.)

— Запишите слова. Выделите корень в однокоренных словах. (Лягуш-.)

III. Закрепление изученного материала Упр. 159 (с. 102).

— Выполните первое задание.

— Что нужно сделать, чтобы найти буквы, написание которых нужно проверить? (Поставить ударение, найти безударные гласные.)

— Прочитайте второе задание.

— Какие слова записали? Назовите проверочные слова.

IV. Физкультминутка

У оленя дом большой,

(Скрестить руки над головой.)

Он глядит в свое окошко.

(Показатьруками окно.)

Заяц по лесу бежит,

(Бег на месте.)

В дом к нему стучит. (Два хлопка.)

— Тук, тук, дверь открой!

(Потянуть на себя ручку воображаемой двери.)

Там в лесу охотник злой.

(Показать назад, взять в руки воображаемое ружье.)

- Зайка, зайка, забегай, (Приглашающий жест.) Лапу мне скорей давай. (Руки в замок.)

V. Развитие речи Упр. 160 (с. 102).

— Прочитайте задание.

— Прочитайте предложения.

— Какое предложение будет первым? Почему? («На березе гра­чиное гнездо». В предложении говорится, о ком будет текст.) (Аналогичный разбор всего текста.)

— Как озаглавите текст? («Грани». «Грачата». «Грачиное гнездо».)

— Запишите текст.

(Проверка. Один из учащихся читает текст.)

— У кого такой же вариант?

— У кого есть другой вариант? (Дети читают и выбирают пра­вильный вариант.)

VI. Рефлексия

— Какие виды работы вам понравились?

— Какие задания вы выполняли с неохотой?

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

— Чему научились на уроке?

Домашнее задание

Выполнить упр. 161 (с. 103).

Урок 54-55. Правописание слов с непроверяемыми безударными

Гласными звуками в корне

Цели: формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть орфо­грамму- в слове, проверять безударные гласные в корне слова; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Орфографическая минутка

— Запишите предложения под диктовку.

Хорошо летом в лесу. Мы идем по тропе. Кругом цветы. Гудят шмели. На цветок села тела.

— Слова первого предложения разделите вертикальной лини­ей для переноса. На сколько частей будете делить?

— Какие правила переноса нужно помнить? (Дети вспомина­ют правила.)

— Прочитайте первое преложение, голосом покажите деление слов.

— Найдите и подчеркните основу предложения в остальных

предложениях.

. — Найдите слова, в которых все согласные твердые. (Хорошо, кругом.}

— Найдите слово, в котором все согласные звонкие. (Идем.}

— Найдите слова, в которых два слога, ударение падает на пер­вый слог. (Летом, села.)

III. Самоопределение к деятельности

(Письмо по памяти.)

На даче в лесу были разные птицы; сороки, стрижи, воробьи и синицы.

— Прочитайте предложение.

— О ком это предложение?

— Найдите слова с безударной гласной в корне, подчеркните их. (Лесу, сороки, стрижи, воробьи, синицы.}

— Проверьте слова. (Лесу — лес, стрижи — стриж.}

— Другие слова проверить нельзя.

— Какой сделаем вывод? (Не все безударные гласные в корне можно проверить.)

IV. Работа по теме урока Упр. 162 (с. 103).

— Прочитайте вопросы.

— Какие слова можете проверить? (Окном, ветерок, веселится, притаится, листочки, бегут.)

— Написание каких слов проверить нельзя? (Дорожке, желтые.)

— Почему нельзя проверить их написание? (Нетродственных слов, в которых буквы под ударением.)

— Что делать? (Запомнить или посмотреть в словаре.)

V. Физкультминутка

V!. Закрепление изученного материала

Упр. 163 (с. 104).

(Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка с по­мощью «светофора».) Упр. 164 (с. 104).

— Прочитайте.

— Какие буквы запоминаем в слове земляника! (Б, Я.)

— Как запомнить написание слова? (Название связано со сло­вом земля.) (Работа по вопросам учебника.)

Упр. 167 (с, 105).

(Па обратной стороне доски работают два ученика. Остальные выполняют упражнение в тетради.)

— Проверьте, правильно ли выполнена работа на доске.

— Проверьте, правильно ли вы выполнили работу.

— Оцените себя с помощью «светофора».

VIII, Подведение итогов урока

— Почему некоторые слова с безударной гласной в коне слова нужно запомнить? (Они не проверяются.}

— Что делать, если забыл или не знаешь, как пишется слово? (Посмотреть написание в словаре.}

— Как называется словарь, в котором можно проверить напи­сание слов? (Орфографический^)

Домашнее задание

Выполнить упр. 165 (с. 105).

Наши рекомендации