VIII. Подведение итогов урока.
— Над какой темой мы сегодня работали? (Ударение.)
— Какова роль ударения в русском языке? (Ударение помогает различать слова, которые пишутся одинаково, но имеют разное значение.)
— Кто помог понять тему урока?
Выполнить упр. 104 {с. 69).
переносить слова с од^шй строки на другую?
Цели: повторить правила переноса слов; формировать умение
переносить слова с одной строки на другую.
Планируемые результаты: учащиеся научатся переносить слова с одной строки на другую; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока I. Организационный момент
И. Актуализаций знаний
Орфографическая минутка
(Предупредительный диктант.)
Зима. На сосне сидят птицы. Они ищут пишу. Я сыплю в кормушку крошки.
— Проверьте безударные гласные. (Зима — зИмы, пишем букву И. Сосна — сОсны, пишем букву О. Они — он, пишем букву О.)
— Кто может проверить безударную гласную в слове кормущ.-ку! (В кормушку насыпают корм.)
— Какие орфограммы в словах пищу, ищут*? (ЩУпиши с буквой У.)
(Учитель диктует предложения. Слово сидят записано на доске.)
— Поставьте ударение в словах, подчеркните безударные гласные, вспомните, какими словами мы их проверяли.
Словарная работа
:.г — Запишите слово желтый.
— Какая буква пишется не так, как слышится? (Буква Ёна ме~ *•' стезвукаО.)
— Подберите однокоренные слова. (Желток, желторотик, желтизна, желтуха, пожелтели.)
— Какие буквы чередуются в корне? (Ё-е.)
— Выделите корень. Подчеркните букву Е. (Желт-.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Мы изучали перенос, Вот как слова я перенес: Едва я перенес е-два И получил за это «два». Укол я перенес у-кол И получил за это «кол». 'Опять я перенес о-пять. Теперь, наверно, будет «пять». А. Шибаев
— Как вы думаете, будет у ученика «пять»? (Нет.)
— Почему? (Он не знает правила переноса.)
— Какое правило забыл мальчик? (Одну букву нельзя оставлять
на строке или переносить.)
Ятобы не получать «два», мы сегодня повторим правила переноса.
IV. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 71. На какой вопрос мы сегодня ответим? (Как переносить слова с одной строки на другую?) Упр. 107 (с. 71).
— Прочитайте правила переноса.
— Как переносят слово? (По слогам.)
— Чего нельзя делать? (Одну букву оставлять или переносить на другую строку, отделять буквы И, ЬиЪот буквы, стоящей перед ними, переносить слова, состоящие из одного слагав)
— Как переносят удвоенные согласные? Упр. 108 (с. 71),
— Прочитайте слова. На какие группы можно разделить слова? (Слова, которые можно перенести, и слова, которые нельзя перенести.)
(Вариант I записывает слова, которые можно переносить, вариант II — слова, которые нельзя переносить. Два ученика работают на обратной стороне доски.)
— Проверьте, правильно ли выполнили работу ученики надоске.
— Кто из вас выполнил все правильно? Поставьте на полях «!».
V. Физкультминутка
А часы идут, идут -Тик-так, тик-так, В доме кто умеет так? Это маятник в часах Отбивает каждый такт. (Наклоны влево и вправо.) А в часах сидит кукушка, У нее своя избушка. (Глубокий присед.) Прокукует птичка яремя, Снова спрячется за дверью. (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу, Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.) Повернемся мы с тобой Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.) А часы идут, идут, (Ходьба па месте.) Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.) А бывает, что спешат, Словно убежать хотят. (Бег на месте.) Если их не заведут, То они совсем встают. (Остановиться.)
VI. Закрепление изученного материала Упр. 109 (с. 72).
— Прочитайте стихотворение шепотом. Кто хочет прочитать стихотворение выразительно?
— Придумайте заголовок. (Осень.)
— Какие слова употреблены в переносном значении? (Заглянула, желтые метели.)
— Выполните письменное задание к тексту.
— Какие слова подчеркнули? (Осень, сад, за.) Упр. 110 (с. 72).
— Прочитайте, что нужно сделать в упражнении. (Составить две загадки о нотах.)
— Поработайте в парах.
— Какие загадки у вас получились? (Семь ребят на пяти проводах отдыхают. Стая птах на лесенке заиграли песенки.)
— Выполните письменное задание.
VII. Рефлексия
(На доске запись.)
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
— Спишите скороговорку, разделив слова для переноса. (Шла
Са-ша по шос-се и со-сала (соса-ла) суш-ку.) (Проверка. Сверка с образцом на доске. Самооценка с помощью «светофора».)