IV. Вступительное слово учителя.
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с произведениями С. Михалкова. Произведения поэта не только весело и забавно рассказывают обо всем, что поразило, удивило, восхитило его, но и объясняют увиденное. Поэт влюблен в своих героев, несмотря на все их недостатки. Любит и изнеженного Мимозу, любит и упрямого Фому.
V. Работа с текстом С. Михалкова «Хочу бодаться»
1. Чтение басни учителем.
2. Проверка первичного восприятия произведения.
— Что можно сказать про козленка? Какой он?
3. Чтение текста учащимися «цепочкой».
— Почему козленок приставал ко всем животным?
4. Анализ произведения.
— К кому приставал козленок?
— Почему так печально для козленка закончилась эта история?
— Чем похож козленок на главного героя произведения С. Михалкова Фому?
— Чему учит эта басня? (Глупое упрямство ни к чему хорошему не приведет.)
— Что ответил Индюк козленку? Прочитайте.
— Что ответил козленку Поросенок? Прочитайте.
— О чем попросила Овца? Прочитайте.
— Что сделал Щенок? Прочитайте.
— Вспомните, что такое басня.
— Чем басня похожа на рассказ? На сказку?
— Что можно сказать о героях басни?
5. Выразительное чтение. Чтение по ролям.
Подумайте, как нужно читать слова Индюка, Поросенка, Овцы, Щенка?
VI. Работа с «Поговорками, прибаутками, потешками» В. Даля
а) вступительная беседа
— Давайте вспомним, что такое устное народное творчество?
— Что к нему относится?
(При ответах учащихся на доске учитель вывешивает лепестки ромашки, на которых написано: загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, песни, прибаутки, присказки, частушки, сказки, былины.)
— Устное народное творчество возникло в глубокой древности. Оно включает в себя разные виды произведений: обрядовые песни, сказки, пословицы, загадки, поговорки, былины, потешки, частушки, скороговорки — всего не перечислишь. Их сочиняли талантливые люди из народа и передавали друг другу устно (писать тогда еще не умели). Каждый новый исполнитель сказки, былины или песни добавлял к услышанному что-то свое. Вот почему мы и говорим, что автор таких произведений — народ.
Владимир Иванович Даль очень долго изучал произведения устного народного творчества. Он жил более 100 лет назад. Его перу принадлежит большое количество сказок, рассказов, повестей. Но главным делом своей жизни он считал изучение народных изречений. Главная книга Владимира Даля — «Толковый словарь русского языка». На какой бы странице ни раскрыть любой из этих четырех томов, сразу почувствуешь себя в гуще русской речи с ее шутками и приметами, байками и поговорками, массой полезных знаний, со всей полнотой жизненной мудрости.
— Для чего служит эта книга?
б) чтение «Поговорок, прибауток, потешек» В. Даля
1. Чтение произведений учителем.
2. Проверка первичного восприятия текста.
— Что вызвало у вас улыбку? Почему?
3. Чтение произведений учащимися молча.
(Учащиеся читают самостоятельно и определяют жанр произведений: где поговорки, где прибаутки, а где потешки.)
4. Анализ произведений.
— Какая прибаутка или потешка вам больше всего понравилась? Прочитайте.
— Как вы понимаете выражения: «чай внакладку», «чай вприлизку», «чай вприглядку»?
— Как об этом написано в учебнике?
5. Работа над выразительностью чтения.
— Выучите наизусть понравившееся произведение. Подумайте, с каким настроением нужно читать выбранное произведение.
6. Конкурс на лучшего чтеца произведений.
VII. Работа в группах
Задание для 1 группы
Прочитайте басню С. Михалкова
Грибы
Рос яркий Мухомор среди лесной полянки. Бросался всем в глаза его нахальный вид: — Смотрите на меня! Заметней нет поганки! Как я красив! Красив и ядовит! А Белый Гриб в тени под ёлочкой молчал. И потому его никто не замечал...
— Какие грибы росли на полянке?
— Почему все замечали Мухомор?
— Какова главная мысль произведения?
3. Подготовьте выразительное чтение басни.
Задание для 2 группы
1. Прочитайте басню С. Михалкова.
Кто кого?
Построили себе Заяц и Зайчиха небольшой домишко в лесу. Осталось только большой камень с дороги убрать.
— Давай поднатужимся и оттащим его куда-нибудь в сторонку! — предложила Зайчиха.
— А ну его! — ответил Заяц. — Пусть лежит, где лежал! Кому надо будет, тот обойдёт.
И остался камень лежать возле крыльца. Бежал однажды Заяц домой с огорода. Забыл, что камень на дороге лежит, споткнулся и расквасил себе нос.
— Давай уберём камень! предложила опять Зайчиха. — Смотри, как ты разбился.
Охота была! — отвечал Заяц. — Стану я с ним возиться! В другой раз вечером выскочил Заяц, опять забыл про камень — в темноте на него налетел, гак расшибся, что забыл, зачем вышел
— Говорила тебе, уберём этот проклятый камень! — взмолилась Зайчиха.
— Пусть лежит, где лежал! — ответил упрямый Заяц.
Лежит камень. Бьётся об него Заяц, но камня не убирает.
А Зайчиха смотрит: кто кого?
2. Ответьте на вопросы:
— Понравился ли вам Заяц?
— Назовите черты характера Зайца.
— Какова главная мысль произведения?
Задание для 3 группы
1. Прочитайте басню С. Михалкова.
Щенок и змея
Обиделся Щенок на старых друзей и побежал новых искать. Вылезла в лесу из-под гнилого пенька Змея, свернулась кольцом и смотрит Щенку в глаза.
— Вот ты на меня смотришь и молчишь... А дома на меня все ворчат, рычат и гавкают! — сказал Щенок Змее. — Все меня учат, прорабатывают: и Барбос, и Шарик, и даже Шавка. Надоело мне их слушать!..
Пока Щенок жаловался, Змея молчала.
— Пойдёшь ко мне в друзья? — спросил Щенок и спрыгнул с пенька, на котором сидел.
Развернулась Змея и ужалила Щенка.
Молча. Насмерть.
2. Ответьте на вопросы:
— Понравился ли вам Щенок?
— Почему со Щенком случилась беда? Кто в этом виноват?
— Какова главная мысль произведения?
Задание для 4 группы
1. Прочитайте басню С. Михалкова.
Друзья в походе
Договорились Лиса, Бобр и Кабан пойти вместе в дальний поход: по лесам, по горам побродить, новые места посмотреть.
Собрались они и пошли. Шли, шли, дошли до речки. Через речку мостик перекинут. Втроём не пройдёшь, надо по одному перебираться.
— Ступай ты первый! сказал Бобру Кабан. — Ты старше, тебе почёт!
— Правильно. Пусть Бобр первый идёт! — согласилась Лиса.
Бобр пошёл. Вдруг мостик под ним провалился. Бобр полетел в воду.
— Ах, беда! Беда! — завопила Лиса. — Кабан, прыгай в воду, спасай Бобра. Пропадёт наш Бобр! Скорей! Скорей!
— Сама за ним прыгай! — прохрюкал Кабан. — Я бы рад, да боюсь в холодной воде простудиться.
— Спасибо вам, я уж как-нибудь сам. Я ведь плаваю, — послышался из-под мостика голос Бобра.
Вылез Бобр на берег, откашлялся, отряхнулся.
— Вот и чудесно! — обрадовались Лиса и Кабан. — Пошли дальше.
— Ну нет! — твёрдо сказал Бобр. — С вами пропадёшь!
2. Ответьте на вопросы:
— Можно ли животных назвать настоящими друзьями? Почему?
— Как должны были поступить друзья?
— Какова главная мысль произведения?