Лекция №8. Структура комбинированного урока
Этапы комбинированного урока:
- организационные моменты;
- основная проверка домашнего задания (опрос);
- переход к изучению нового материала;
- изучение нового материала;
- закрепление;
- домашнее задание.
Функции организационного момента: 1) подготовка оборудования к уроку; 2) проверка присутствующих; 3) подготовка рабочего места учащихся; 4) психологическая настройка учащихся к предстоящей работе.
Опрос
Опрос – причины неудач.
1. Учитель игнорирует образовательные функции опроса (он не для контроля).
2. Однотипность шаблонных форм.
3. Неправильный расчет времени на комбинированном уроке.
Функции опроса:
1) Совершенствование знаний учащихся;
Ø Повторение и закрепление;
Ø Систематизация и обобщение;
Ø Углубление и пополнение знаний;
Ø Достижение осмысления.
2) Развитие учащихся;
Ø Развитие мышления и речи;
Ø Выработка учащимися системы умений и навыков;
Ø При этом учитель даёт образцы разбора учащимися объектов. Учитель осуществляет контроль за словом и мыслью учащихся (рассказ из 12 предложений >>> говорить четко, по сути). Учитель не должен при опросе задавать альтернативные вопросы, проблемные и вузовские вопросы.
3) Воспитательная;
Ø Постоянная работа;
Ø Знания через убеждение.
4) Контроль ( оценки можно не ставить).
5) Самопроверка учителя.
Функции опроса реализуются через его формы.
Формы опроса:устный, письменный, усложнённый.
Виды устного опроса: 1) индивидуальный (развёрнутые ответы учащихся у доски); 2) вызов учащихся для простых ответов.
Варианты индивидуального развёрнутого опроса: 1) «тихий», он может быть магнитофонным или парным, а парный может быть групповым или фронтальным; 2) «громкий», т.е. устный реферат или доклад, беседа (диалог с учителем) или развёрнутая рецензия, рассказ, описание, характеристика, объяснение (формы монологической речи).
Парный опрос: одна-две пары у доски: ведомый и ведущий – ответ по карточке и контроль (при этом учитель судья) >>> две оценки – ученика и учителя.
Формула «расскажи» требует сюжетного рассказа >>> докажи, объясни, определи, т.е. доказательство, объяснение и определение должны присутствовать в рассказе.
В некоторых случаях можно прерывать ответ ученика: 1) ответ не на вопрос, а то, что он учил; 2) ученик затягивает ответ, выбрав не ту форму ответа или усугубляясь во второстепенные детали; 3) грубые ошибки
Варианты вызова учащихся для кратких ответов: 1) фронтальный опрос, т.е. работа большой группы учащихся и присутствие элементов теории; 2) «немой» опрос, т.е. пятиминутка с датами, событиями, именами, названиями.
Краткий ответ:
· Составление плана ответа.
· Фронтальный опрос.
· Ответы на дополнительные вопросы (дополнение, рецензия, исправление, ошибок).
Фронтальный опрос:
§ Традиционный, т.е. группа учащихся отвечает с места и воспроизводит короткий теоретический ответ.
§ «немой ответ», т.е. карточки >>> вопросы и ответы по карточкам (хронология, понятия, слова).
§ Пятиминутка, т.е. лист взаимоконтроля + перечень вопросов по годовому курсу в тетради, можно задавать на дом.
Индивидуальный опрос является ведущим видом устного опроса, он реализует всю совокупность воспитательных, образовательных и развивающих задач. Но часто на индивидуальный опрос не хватает времени (максимум опрашиваются 4-5 человек). Также этот вид опроса подразумевает нерегулярную подготовку учащихся.
Фронтальный опрос охватывает большой объём материала, но он подразумевает схематизм ответов и отсутствие конкретизации, нарушаются речевые навыки, развивается поверхностная подготовка, ослабевает внимание к инициативной работе с книгой, всё это может привести к случайным оценкам.
Письменный опрос:
1) На доске.
Ø Текстовые записи, т.е. составление плана ответа или заполнение текстом учебной таблице, или же словарная работа.
Ø Графические записи, т.е. рисунок, схема, диаграмма, таблица, карта.
Ø Текстовые и графические работы: план, чертёж.
К заданиям на доске также относится ряд игр: 1) «чайндат» - цепочка дат (17898821024); 2) «соотнеси» - на доске события и даты (что к чему относится: 1-2, 3-1 и т.д.); 3) выписать события на доске и вычеркнуть лишнее по логике – «третий лишний»; 4) «лишнее слово». Благодаря этим заданиям вырабатывается логика работы у доски, т.е. выполняется задача систематизации + высокая активность класса >>> знание. НО это требует достаточного количества времени.
2) В тетради.
Ø Групповой – карточки (тематически подобранные).
Ø Фронтальный – индивидуальная работа, по вариантам, коллективно (одно задание для всех).
Оптимальными (рациональными) видами опроса является: 1) опрос по перфокартам (перфокарта – карта со специальной пробитой системой ответа); 2) диктант по контурной карте (картографический диктант) – заготовки с пометами.
Усложнённый опрос. Этот вид опроса подразумевает устный (индивидуально у доски и фронтально) и письменный опрос (работа у доски, задание в тетради). Преимущества такого опроса состоят в том, что происходит активизация учащихся, он обеспечивает систематическую подготовку и охватывает большой объём материала.
Условия опроса: 1) центральный вопрос темы обсуждается всем классом; 2) точный расчёт времени для каждого задания; 3) последовательность вызова учащихся.