Значение лепки из воска в свободном развитии ребенка
Содержание.
Пчела - воск – свеча
Стихотворения Волошина и Бальмонта.
Развитие ребенка, проявляющееся в лепке.
Организация занятий лепкой из воска в нашей группе.
Пчела К.Бальмонт
Пчела летит на красные цветы,
Отсюда мед и воск и свечи
Пчела летит на желтые цветы,
На темносиние. А ты, мечта, а ты,
Какой желаешь с миром встречи?
Пчела звенит и строит улей свой,
Пчела принесена с Венеры,
Свет Солнца в ней с Вечернею Звездой.
Мечта, отяжелей, но пылью цветовой,
Ты свет зажжешь нам, свечи веры.
М.Волошин
***
Дети солнечно-рыжего меда
И коричнево-красной Земли –
Мы сквозь плоть в темноте проросли
И огню наша сродни природа.
В Звездном улье века и века,
Мы как пчелы у чресл Афродиты,
Вьемся солнечной пылью повиты,
Над огнем Золотого цветка.
Пчела - Воск - Свеча
С самого начала моей работы в д/с меня очень заинтересовали занятия лепкой. Все началось с того, что нам подарили большую пластину пчелиного воска. Золотистая плитка издавала чудный медовый аромат и было понятно, что этот "новый" и нашемпонятии материал очень хорош для работы с детьми, но как с ним обращаться, никто не знал.
Захотелось узнать, почему именно воск используется для лепки в вальдорфских детских садах и школах.
Изначально пчела была диким животным. Люди, находя их в дуплистых деревьях, считали пчел своей собственностью и с давних пор использовали продукты пчелиного труда. Переселив пчел в ульи, люди сделали их домашними.
В пчелиной семье от 30 до 70 тысяч насекомых. По виду деятельности пчелы можно определить ее возраст: в течение нескольких дней молодые пчелы создают корм для личинок, затем для них начинается новый отрезок жизни: они изготовляют воск и принимают участие в строительстве сот. Еще через несколько дней они встают на охрану лотка (входа в улей) и в копне концов становятся сборщиками корма, которые приносят в улей нектари цветочную пыльцу. Лишь одна является царицей, матерью семьи, которая откладывает яйца в этом государстве.
Как же такое маленькое создание, как пчела может выстроить столь совершенные по форме восковые соты?
Пчелы, набирая в себя большое количество воды и меда, повисают цепочкой друг за другом, каждая цепляется задними лапками за передние лапки другой. Через несколько часов на нижней части брюшка появляются крохотные капельки воска. Железы на нижней части брюшка выделяют воск. Для одной части воска необходимо 15 частей меда. Пчелы соскребают капельки воска, переминая их своими мощными челюстями, и строят соты.
Удивительно, но все, что производят пчелы, человек может использовать для своего блага: и мед душистый и солнечный, целебный продукт питания, и пронизанный светом и теплом bqck, создающий свечу, и прополис - естественное природное лекарство, помогающее в излечении от множества болезней, и желе-ройял - прекрасное косметическое и лекарственное средство.
Рудольф Штейнер так писал о таинстве, связанном с пчелами и воском: "Пчеловодство встарые времена считалась чем-то исключительно удивительным. Пчела тогда считалась священным животным. Почему? Она считалась священным животным, потому что своим трудолюбием она походила на человека. А когда человек получал кусочек пчелиного воска, то тем самым он имел в руках промежуточный между кровью, мускулами и костями продукт.
В человеке внутренне происходит нечто подобное. Воск не твердеет, а остается жидким, пока он не сможет быть переведен в кровь, мускулы или костные клетки. В воске человек имеет перед собой собственно то, что человек имеет в себе в качестве сил. Когда в старину люди делали свечи из пчелиного воска и зажигали их, то они в самом деле видели в этом нечто святое: этот воск, который теперь сгорает, мы добыли из пчелиного улья. Он был твердым. Когда огонь плавит этот воск и он испаряется, то воск переходит в то самое состояние, в котором он пребывает в нашем собственном теле. И в сгорающем воске свечи люди прежде всего видели нечто, что частицей их собственного тела возносится к небесам. Это было для людей чем-то таким, что настраивало их на особую созерцательность, что приводило их к мысли о том, чтобы рассматривать пчелу, как особое святое животное, потому что она приготавливает нечто, что человек должен сам в себе приготовить. Поэтому происходит так, что чем дальше мы заглядываем в глубь веков, то тем больше находим подтверждение тому, что люди почитали все пчелиное существо".
К.Бальмонт
Пять свеч
Дикирий и трикирий
Пять свеч – до смерти с нами,
Пока мы бродим в мире,
Наш путь – с пятью свечами,
Конец, начало, Вечность,
О, троичность святая,,
Начальная есть млечность,
И млечность – снежность Рая,
С одра встает калека,
Ведет его дорога
От Богочеловека
До Человекобога,
Рипиды, опахала
Из перия павлина,
Хранят его начало,
Отец наш добр для Сына,
И таинство пречистых
Несчетных Евхаристий
От радуг тех перистых
Стократно Золотистей.
Когда же Серафимы
Провеют над дарами,
В молитвенные дымы
Восходим со свечами
И служит слух и зренье,
Конец и Вечность с нами,
В скончаньи – возрожденье
Все звезды за свечами.
Значение лепки из воска в свободном развитии ребенка
Как и другие виды художественной деятельности (рисование водными красками, мелками, пение, эвритмия) лепка сильно воздействует на органы чувств. Мы знаем, что все 12 внешних чувств тесно связаны друг с другом, и от того, как мы поможем ребенку развить 4 волевых чувства (осязание, чувство жизни, чувство движения и чувство равновесия), зависит то, как раскроются позднее 4 высших чувства, чувства познания (слух, чувство восприятия языка, чувство восприятия мысли, чувство восприятия Я).
Маленький ребенок - существо воли. Изучая мир, он наталкивается на предметы, берет их, тащит в рот. Наталкивать на что-то твердое малыш внутренне осознает существование границ своей телесности: "Это я, а это не я". Ребенок познает мир осязая. И никакими книгами с картинками и рассказами нельзя дать маленькому человеку представление о воде, если он ни разу не плескался в тазике с водой, не прошел по луже, не опрокинул на себя кружку с водой. Через осязание ребенок получает не только информацию о предмете (о его твердости-мягкости, гладкости-шершавости и т.д.), но он получает частицу самого этого предмета, которая остается в нем надолго, как представление о какой-либо стороне мира. Поэтому очень важно, чтобы материалы, окружающие ребенка были натуральными, имели различную фактуру. Материалы и предметы не должны создавать иллюзии (это происходит обычно со всеми синтетическими материалами).
Думая об этом, мы постараемся подобрать такой материал, который был бы наиболее благоприятным для занятий лепкой с детьми.
От пластилина нам придется отказаться, так как это химическая субстанция, не слишком приятная на ощупь, оставляющая жирные пятна на одежде и грязь под ногтями. Можно представить, что соприкасаясь с пластилином, органы чувств ребенка получают не очень хорошую информацию.
Глина - хороший природный материал, но она слишком холодна, и может забрать много сил у ребенка. С глиной можно поработать 1-2 раза в году, готовясь, например, к ярмарке или делая посуду для кукольного домика.
Пожалуй, воск подойдет нам, т.к. это природный материал, продукту множества маленьких животных, он приятен на ощупь и чудесно пахнет медом. Лепя из воска, ребенок получает прекрасные впечатления для органов осязания и обоняния.
Мы даем ребенку для лепки теплый размягченный воск и это вызывает в нем приятное чувство тепла, согревающего душу и дающего силы. Рассматривая на просвет неравномерно сплющенные пластинки воска, ребенок заметит, что через воск, как через золотое оконце, проникают солнечные лучи, и это вызовет внем радость и удивление. И здесь задействуется чувство жизни (чувство нормального состояния). Маленький ребенок живет больше во внешнем мире, поэтому чувство жизни играет для ребенка важную роль.
Благодаря хорошим материалам, хорошему настроению мы создаем вокруг ребенка благоприятную, здоровую среду. И если ручки ребенка будут чувствовать дающее силы тепло воска, то и все его тело будет наполнено теплом и радостью, так как маленький ребенок - это единый орган чувств, чувства движения и равновесия так же включаются в процессе лепки. Движения рук во время лепки намного тоньше, чем в других видах деятельности, здесь уже задействуется мелкая моторика пальцев. Ребенку дается возможность почувствовать не только широкие охватывающие все тело движения (в рейгане, в свободной игре), но и мелкие, тонкие движения рук.
"Благодаря интенсивным занятиям лепкой и пальчиковым играм Данила смог почувствовать свои руки. В 7,5 лет стал пытаться изображать руки на рисунке, стал лучше двигаться в рейгане."
Это чередование широких и мелких движений создает определенный ритм в жизни ребенка, формируя и развивая в нем чувство равновесия.
Что же еще дает ребенку лепка из воска, кроме развития 4 внешних чувств? (Хотя и это само по себе уже немало).
Мы как воспитатели вальдорфского детского сада должны чувствовать и помнить, что любой творческий процесс в ребенке до 7 лет протекает не ради конечного "красивого" результата. Наблюдая за тем, как ребенок рисует, лепит, можно узнать очень многое о физическом и психическом развитии ребенка. Эфирное тело - архитектор и строитель физического. В нем скрыты непроизвольные невидимые силы, которые действуют формообразующе вплоть до конца первого.семилетия (до смены зубов). Как в рисунках, так и в лепке мы можем проследить закономерности действия эфирного в физическом. Сразу хотелось бы оговориться, что все силы действуют в ребенке очень индивидуально, поэтому нельзя подходить ко всем детям с одной меркой. Но мы можем лишь характеризовать важнейшие фазы развития, выражающиеся в лепке.
Возраст | Рисунок | Выражение в лепке | Формообразующие процессы |
2 года | Ребенок отщипывает маленькие кусочки воска и раскладывает их на дощечке, на столе, может прилепить на лицо, на пальчики. Часто работа плоскостная. | Ребенок един с миром, он еще не говорит о себе "Я". В этом возрасте им движет воля. "То, что работает здесь, является по существу недоступным для приходящих извне сознательных преднамеренных воздействий, закрывая перед ними врата. Ребенок хочет во внутреннем работать над собой". | |
3-4 года | Ребенок просит все новые и новые кусочки воска, складывая их друг на друга, в результате чего появляется горка. Часто говорит: "Это домик". Появляется объем. | Голова прорабатывается эфирными силами. Ребенок начинает говорить о себе "Я". Он уже отделился от мира. Осознав себя в своем "доме". Объемность работы говорит о том, что ребенок хочет иметь связь с внешним миром. | |
4,5-5 лет | Лепит кресты "птиц", цветы, лесенки, грибы, рельсы, ставит заборчики, пытаясь создать внутри двор, лепит людей и животных, часто удлиненных. | " И за этим освобождением выступает затем дальнейшее высвобождение, уже в отношении эфирного тела груди, которое постепенно протекает примерно до 5-го года жизни... И это действует в ребенке, который теперь научился говорить и ходить, таким образом, что то, что уже освободилось из организма головы, как душевно-духовные силы, колеблется совместно с тем, что постепенно освобождается в грудном организме. И это проявляется как особая подготовка живой детской памяти, которую видят развивающейся именно между 2,5 и 5 годами, и действует это именно в том, что я описал вам как подготовку, подрастание своеобразной детской фантазии". Формируется ритмическая система, вытягиваются конечности. В работах - отпечаток ритма, повторы. Ребенок вошел в мир, он связан с ним тесно. | |
Сюжетные цветные рисунки прорисованы тонкости. | Ребенок лепит маленькую историю, используя свой жизненный опыт. Дома, деревья, животных, людей. Иногда старшие дети договариваются между собой, кто что слепит, и создают общую историю. К 7 годам фигурки становятся меньше и достигают крошечных размеров. | Почти всегда уже идет смена зубов. Освободились силы, прорабатывающие ритмическую часть. Совершенствуется мелкая моторика рук. И т.к. силы фантазии идут на убыль - уменьшаются фигурки. Ребенок думает о том, как усовершенствовать сделанное. "Благодаря тому, что освобождаясь именно в душевно-духовных силах из его груди, становится восприимчивым к замечаниям, к тому, что происходит из авторитета, чему он должен верить. Прежде ребенок не верил, не имел чувства для долженствования, но лишь для подражания". *** |
* - Р.Штейнер "Здоровое развитие телесно-физического как основа свободного проявления душевно-духовного".
*** "Духовное познание ". Калуга, 1995. - Седьмой доклад. Дорнах 29 декабря 1921.: стр.