Количество баллов и критерии оценок
Класс
|
Оценка заданий
Задание | Всего | |||||||||||||
Баллы |
Часть I
Задание 1.Определите, какие слова здесь затранскрибированы, и запишите их в соответствии с правилами орфографии. Укажите, какой частью речи является каждое из них.
[пълтΛра́]
[ръсплΛт´и́ць]
[зΛвра́фшыс´]
[мълΛд´о́ш]
Задание 2.Подберите антонимы к подчёркнутым словам и запишите получившиеся пословицы.
Говорить ложь – находить вражду.
Молодость не горе.
Новый враг хуже старых двух.
Задание 3.Укажите названия тех музыкальных инструментов, которые являются исконно русскими словами: аккордеон, барабан, баян, дудка, флейта.
Объясните свой выбор.
Назовите признаки, свидетельствующие об иностранном происхождении оставшихся слов.
Задание 4.Укажите фразеологизм, происхождение которого не связано с образом птицы: гол как сокол; седой как лунь; ни пава ни ворона; как кур во щи; глухая тетеря.
Дайте толкование указанного фразеологизма.
Задание 5. К словам коло, чаять, тщание, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подберите родственные (1–2 к каждому), активно использующиеся в наши дни.
Задание 6. Слова каких самостоятельных частей речи могут заканчиваться на
-ШЬ (-ЖЬ)? Назовите эти части речи. Приведите по два примера на каждую часть речи.
Отметьте грамматические признаки каждой части речи.
Задание 7.Как называлась в кириллице каждая из 4 букв в слове жена?
Задание 8. Разделите слова ОКОЛИЦА и ДЕЛО на морфемы с современной и исторической точек зрения.
Задание 9.Укажите, какие ошибки допущены в приведённых характеристиках частей речи.
1. Имя числительное, порядковое, одушевлённое, в п. п., мн. ч., в предложении является обстоятельством.
2. Имя прилагательное, относительное, в простой сравнительной степени, в м. р., ед. ч., им. п., в предложении является определением.
3. Глагол совершенного вида, в прошедшем времени, 3 л., м. р., ед. ч., в предложении является сказуемым.
4. Имя существительное, одушевлённое, несклоняемое, в им. п., в предложении является сказуемым.
Задание 10.Во времена А. С. Пушкина для обозначения звука [и] использовались две буквы — «и»и «i». Так, слова: искра, поиск, три, Иисус, далекий, Киев, киоск, пиявка — записывались так: искра, поиск, три, Iисусъ, далекiй, Кiевъ, кiоскъ, пiявка.
Определите, от каких условий зависел выбор букв «и» или «i»? Выявив закономерность, напишите, как в старой орфографии записывались слова: строгий, листва. В каком году была проведена реформа, отменившая букву «i»?
Задание 11. Укажите, какой частью речи может являться слово светло и какую синтаксическую функцию оно может выполнять в предложении.
Ответ проиллюстрируйте примерами. Отметьте разновидность члена предложения, функцию которого выполняет анализируемое слово.
Задание 12.Выпишите из предложений существительные мужского рода, сгруппировав их по условиям определения рода. Назовите эти условия.
1. В зоопарк привезли кенгуру, гориллу, шимпанзе, лису, енотовую собаку, черепаху, пони и двух экзотических змей. 2. Врач Николаева принимает с 800 до 1500. 3. Сестра любит безе и эскимо. 4. В нашем салоне можно заказать тюль, шторы, жалюзи. 4. Летом мы побывали в Тбилиси и Баку. 6. Для поступления в вуз необходимо написать сочинение.
Часть II
Задание 13.Расставьте недостающие знаки препинания и вставьте пропущенные буквы.
Падение листа
Была сер…дина в…скресного дня. В л…су (кое)где ч…дили к…стры, (в)верху изредк… перекл…кались птицы, л…ниво и бе(з,с)цельно г…л…сили грибники.
(В)переди чуть выд…ваясь к д…роге ст…яла (н…)крупная б…рёза, вся тр…пещ…щая от тепла и со…нца.
Я ост…рожно пр…ост…новился заметив (в)переди п…рящий в воздухе л…сток. Медле(нн,н)о неохотно и торжественно падал он (по)братски ц…пляясь за ветки и встречные листья.
Лист кружился и (по)н…многу оп…дал к земле на которой предст…яло ему истлеть и самому стать землёй.
Я по…ставил руку и лист (за)прост… нарядной бабочкой опустился на мою л…донь.
Упруг…сти листа хв…тило (н…)надолго. (С)начал… он ослаб. Ра(с,з)кле…лся на моей л…дон… и наконец (с,з)делался вялым и бе(з,зз)ащитным.
Я долго(долго) смотрел на берёзу. Там (в)верху в зелёной листве жил этот маленький листок. Име(н,нн)о ему суждено было первому п…дать п…чальную весть лесу о наступающей осени. Я ра(с,з)жал л…донь. Лист ещё ж…л слабо дыша в…едино сплетё(н,нн)ыми ж…лками но силы его ра(з,с)тратились на этот краткий и бе(з,с)конечный миг падения.
Мне грус…но и хочет(?)ся куда(то) улететь или уехать, крикнув что(то) пр…щальное (во)след ул…тающему одиноким листом ещё …дному году м…ей жизни.
(По В. Астафьеву.)
Количество баллов и критерии оценок
Класс
Задание 1. Всего 8 баллов: по 1баллу – за каждое правильно, без орфографических ошибок, записанное слово; по 1баллу – за определение части речи
Задание 2. Всего 3балла: по 1баллу – за каждую пословицу
Задание 3.Всего 10баллов: по 0,5балла – за каждое правильно указанное слово (и за исконно русское, и за иностранное); по 0,5балла – за объяснение выбора каждого слова; по 1баллу – за указание иноязычных признаков каждого слова.
Задание 4.Всего 4балла: 2балла – за правильный пример; 2балла – за правильное толкование.
Задание 5. Максимально 9баллов: по 2 балла – за один пример к каждому слову, по 1 баллу – за второй пример к каждому слову
Задание 6. Всего 12 баллов: по 1 баллу – за каждую названную часть речи, по 1 баллу – за правильно подобранное слово каждой части речи, по1 баллу – за указание грамматических признаков
Задание 7. Всего 4балла: по 1баллу – за каждое правильно названную букву
Задание 8. Всего 3балла: по 1,5балла – за каждое правильно разобранное слово (по 0,5балла – за современный разбор и по 1 баллу – за исторический разбор)
Задание 9. Всего 4балла: по 1баллу – за каждый исправленный вариант
Задание 10. Всего 5баллов: 2балла – за объяснение выбора; по 1баллу – за каждое правильно записанное слово; 1балл – за указание года реформы
Задание 11. Всего 9баллов: по 1 баллу – за название каждой части речи; по 1 баллу – за каждый правильный пример; по 1 баллу – за полное описание синтаксической функции
Задание 12. Всего 9баллов: по 0,5балла – за каждое слово; по 1 баллу – за определение условий каждой группы
Задание 13. Максимальное количество баллов —20.
Оценка орфографической грамотности:
Балл | Количество допущенных орфографических ошибок |
нет | |
1 негрубая | |
1 грубая | |
5 и более |
Оценка пунктуационной грамотности:
Балл | Количество допущенных пунктуационных ошибок |
нет | |
9 и более |
Максимальное количество баллов за все задания – 100б.