Причины и предпосылки реформ

Предпосылки модернизации государства и общества в России складывались не одно десятилетие. Еще царь Борис Годунов направил в Европу для получения нового типа образования десяток молодых людей, но из них вернулись на родину только двое. Значительное воздействие зарубежной культуры, во многом «маргинального» характера, наблюдалось в годы Смуты. При первых Романовых проникновение новых веяний было обусловлено поездками русских дипломатов за рубеж, приездом иностранных специалистов (в основном военных профессий), контактами с греческим православием. Царская семья увлеклась театральными постановками, популярными в Европе, происходили заимствования на бытовом уровне (одежда, мебель, драгоценности).

5 Однако процесс европеизации не носил массового характера и затрагивал в основном представителей верхушки общества (государева двора). Ситуация кардинально изменилась с приходом к власти Петра. Многие прежние традиции и обычаи, порядок жизни, система государственного устройства вызывали у монарха, любимым местом пребывания которого долгое время оставалась Немецкая слобода, стойкое неприятие. Стремление к изменениям, отказу от «седой» старины получило значительный импульс в ходе поездки по странам Западной Европы в составе Великого посольства 1697—1698 гг.

6 Изучение фактов показывает, что Петр не обладал развернутой и четко выверенной программой реформ. Главная его цель заключалась в достижении победы над внешними и внутренними врагами, изменении уклада жизни по образцу европейской культуры, создании государственной «машины», которая бы работала как часы и выполняла бы все пожелания венценосного правителя. Ориентация на западные

образцы определялась, конечно же, не «подменой природного монарха», как писали некоторые недовольные, а пониманием преимуществ жизни и быта европейцев, их успехами в приспособлении для своих нужд сил природы и развитием новых технологий.

7 Возможно, что эволюционное развитие и более сбалансированные изменения значительно уменьшили бы число человеческих жертв и материальных потерь. Однако, во-первых, история не знает сослагательного наклонения, а во-вторых, «кровавая цена» преобразований, согласно новейшим исследованиям, достаточно сильно завышена.

Преобразования

В ходе своей преобразовательской деятельности Петр I без каких-либо сомнений вторгался в хозяйственную, духовную и семейную жизнь своих подданных. Обилие указов, собственноручно начертанных царем, свидетельствовало о непоколебимой вере в непогрешимость богоизбранного самодержца и государственной власти, которую он олицетворял. В одном из указов он писал: «Наш народ, яко дети, неучения ради, которые никогда за азбуку не примутся, когда от мастера не приневолены бывают».

9 Значительное внимание монарха к внешнему виду и быту подданных определяется особенностями человеческой природы. В первую очередь представители фактически любой культуры обращают внимание на внешние проявления того или иного явления, а уже потом — на все остальное («встречают», как известно, «по одежке»). Именно поэтому первые изменения, санкционированные монархом, были направлены на придание подданным более «цивилизованного» вида. Петр предписал переодеться в европейское платье и сбрить «старомосковские» бороды. Для примера на стенах домов развешивали образцы немецкой и венгерской одежды, а с нарушителей взимался штраф. Сохранение бороды также грозило денежным наказанием, позже замененным дифференцированным налогом. Исключением являлись священнослужители и крестьяне (последние при въезде в город платили небольшую пошлину).

10 Одновременно проводилась реформа календаря. В 1700 г. Россия перешла на европейское начало нового года (1 января вместо 1 сентября) и новое летоисчисление (от Рождества Христова). Тогда же зародилась традиция украшения домов ветвями и деревьями хвойных пород, использования фейерверков («огненных потех») и салютов. Царь полагал, что без нового отсчета времени могут не прижиться и другие нововведения. Кроме того, активизация внешней политики в Европе требовала урегулирования вопросов, касавшихся точной датировки международных договоров.

11 Регламентация разных сторон жизни продолжилась в последующие годы. Отдельные указы определяли конструкцию и размеры изб, строительный материал, длину дымоходов, порядок мощения улиц. Ради сохранения необходимой в кораблестроении древесины устанавливался запрет на сколачивание гробов из дуба или сосны.

12 Далеко не все идеи Петр смог претворить в жизнь. Например, указ

1715 г. об обязательном расширении ткацкого полотна не был реализован из-за ограниченных размеров крестьянских изб, куда новые ткацкие станы не умещались. Похожая ситуация произошла с предписанием 1717 г., ликвидировавшим производство «пряденого золота и серебра» (элементы украшения одежды). По ходатайству хозяев специализированных мануфактур, потерпевших колоссальный урон, запрет был отменен. Более благоприятная судьба ожидала распоряжения о расширении посевов льна и конопли, замене серпов косами, внедрении речных судов новой устойчивой конструкции, выращивании породистых овец.

13 Большое значение имело появление с 1718 г. ассамблей, созданных для общения в непринужденной обстановке представителей высшего света

и городских жителей. Ассамблеи смогли заменить традицию пьяных пиршеств, привели к некоторому смягчению нравов и формированию новых способов проведения досуга. Произошло существенное раскрепощение поведения женской части населения. «Старомосковская» замкнутость сменилась выходами в свет, посещением балов, карнавалов

и шествий.

14 Ярким символом всей преобразовательской деятельности монарха стала новая столица России — Санкт-Петербург. Основанный среди рек и топей в дельте Невы, он за несколько лет превратился в красивейший город государства. Приезжих поражали его каналы и мосты, соборы и дворцы, Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий. В 1712—1714 гг. здесь были сосредоточены основные административные учреждения страны и придворные ведомства. Вскоре появились классические элементы городской инфраструктуры: школы, лазареты, полицейское управление. Впервые в России вводилось городское освещение. В своих письмах Петр I с восторгом отзывался о своем детище как о земном рае («парадизе»). В 1714 г. даже появился указ, разрешавший каменное строительство лишь в новой столице. Именно при Петре I начал формироваться уникальный архитектурный облик города, сохранившийся и до настоящего времени.

Управление государством

Основной целью проводившихся изменений Петр I полагал создание в России регулярного государства, управляемого с помощью сбалансированного комплекса законов и регламентов. Установившийся в итоге «добрый порядок» должен был подкрепляться сильной экономикой, законопослушным населением и упорядоченной системой органов власти. От стремительно разраставшегося чиновничьего аппарата царь требовал, порой не всегда удачно, соблюдения законности, четкого выполнения обязанностей и предписаний. Стандартные способы устрашения должностных лиц (постоянный контроль, угроза ареста, жестокое наказание провинившихся) сочетались с воспитанием чувства ответственности, культивированием понятия патриотического долга и верноподданничества. Из текста присяги госслужащих по «Генеральному регламенту» 1720 г.: «...верным, добрым и послушным ...подданным быть, и все к высокому его царского величества самодержавству, силе и власти принадлежащие права и прерогативы ...по крайнему разумению, силе и возможности, предостерегать и оборонять, и в том живота своего, в потребном случае не щадить...».

16 Работа над усовершенствованием системы органов власти проводилась монархом на протяжении всего правления. Сначала, по возвращении Великого посольства 1697—1698 гг., создание новых ведомств было обусловлено потребностью решения финансовых проблем. Хаотичность

и непоследовательность нововведений удалось частично преодолеть в 1710-х гг. с помощью создания новой системы местного и центрального управления (областная и коллежская реформы).

17 В местном управлении первоначально Петр планировал опереться на систему бурмистерских палат в уездных городах, созданных в 1699 г. и сформированных из местных выборных «лучших людей». Главной палатой назначалась московская, получившая новое название — Ратуша. В сферу компетенции «бурмистров» входили фискальные (сбор налогов)

и судебные вопросы. Однако трудности военного времени и потребность оперативного выполнения «мобилизационных» мероприятий вынудили пойти на усиление централизации местной власти и создать в 1708 г. сеть из восьми губерний. Их возглавили губернаторы, обладавшие всей полнотой власти над подведомственными территориями и населением (административная, судебная, финансовая и военная функции). Громоздкость новых территориальных единиц быстро выявила их недостаточную эффективность — не хватало промежуточного звена.

18 В 1719 г. появилась трехчастная схема областного управления:

губерния — провинция — дистрикт (уезд). Главными административными единицами, при официальном сохранении губерний, становились провинции, число которых достигало полусотни. Руководство провинцией осуществляли чиновники (воевода, сборщик налогов, казначей) и канцелярии (таможенная, рекрутских дел и т. д.), подчинявшиеся коллегиям. Уездами управляли назначаемые земские комиссары. Параллельно действовали полковые дистрикты, функцией которых являлось обеспечение расквартированных в городах подразделений. Через год в Санкт-Петербурге создается Главный магистрат, в ведении которого оказываются возрожденные городские магистраты (с выборными бурмистрами). На этот раз их задача ограничивалась обеспечением порядка в городах.

19 Существенные изменения произошли и в системе центральных органов управления. Боярская дума — представительный орган высшей аристократии — перестала собираться. Ее сменили бюрократические органы из назначаемых царем должностных лиц: сначала это была «Консилия министров», а с 1711 г. — Правительствующий Сенат. Предназначенный для управления государством в отсутствие царя, Сенат формировался сначала из руководителей коллегий. Постепенно его аппарат расширился за счет создания нескольких столов, которым была передана компетенция некоторых приказов. С 1722 г. Сенат превращается в контролирующий орган отраслевых ведомств (коллегий) и высшую инстанцию по судебным искам гражданского характера. Его состав теперь формируется лично Петром из «тайных действительных и тайных советников».

20 На смену приказам в 1717—1720 гг. приходят коллегии. Ключевым официальным принципом их деятельности стало коллективное принятие решений. При проведении заседаний, на которых должен был

присутствовать весь состав коллегии (президент, советники и пр.), предписывалось узнавать мнение каждого участника, начиная с низшего по должности.

21 В противоположность приказам, появлявшимся вследствие конкретного указа-поручения, коллегии были сформированы по четкому функциональному принципу. Ключевыми областями жизни государства, согласно убеждениям монарха, занимались три органа — Военная коллегия, Адмиралтейская и Иностранных дел. Финансовые потоки регулировали другие три ведомства, отвечавшие за доходы, расходы и контроль. Отдельные коллегии управляли тяжелой и легкой промышленностью, торговлей, дворянским землевладением, судебной системой, городскими магистратами. Всего к 1725 г. насчитывалось одиннадцать новых ведомств.

22 Параллельно создавалась система надзорных органов. Скептически оценивая честность чиновников, реформатор планировал установить самый полный контроль над их работой. Выявлением совершенных преступлений и «тайным» надзором за должностными лицами занимался институт фискалов, созданный в 1711 г. Возникшую потребность в оперативном расследовании «громких» правонарушений реализовывали временные «майорские» канцелярии. В 1722 г. самодержец создает новое подразделение — прокуратуру, призванную не только «явно» наблюдать за всеми структурами власти, но и заниматься профилактикой нарушений закона. Прокуроры контролировали заседания Сената (генерал-прокурор) и коллегий, некоторых судов, в их ведение были переданы фискальная служба и канцелярии учреждений. Стремясь установить независимость новой службы, Петр I подчинил ее непосредственно власти самодержца.

23 Для управления православной церковью в 1721 г. была создана особая Духовная коллегия, переименованная на первом же заседании в Священный Синод. Его появление связано с намерением Петра усилить контроль над деятельностью священнослужителей. Еще в 1700 г. после кончины патриарха Адриана царь указал «до времени обождать» с избранием нового главы церкви. Вместо него появляется «местоблюститель патриаршего престола», им становится рязанский митрополит Стефан Яворский. Во время проведения коллежской реформы принцип единоначалия решают исключить и из духовной сферы. Вскоре после кончины в 1722 г. Стефана Яворского, назначенного годом ранее первым президентом Священного Синода, в составе ведомства упраздняются все должности, «ибо те чины приличны более к светцким правлениям, а не к духовным». Помимо координации деятельности епархий, Синоду, согласно «Духовному регламенту», вменялось в обязанность распространение образования, наблюдение за «чистотой» православия и борьба с раскольниками. В отличие от прежних патриархов, Синод всегда выступал в рамках интересов высшей государственной власти, безоговорочно выполняя все ее требования.

24 В свете представлений о превосходстве общественного над личным новая система управления государством была намного более упорядоченной и гармоничней прежней структуры. В ходе ее трансформации произошло системное разделение функций институтов

власти, которое привело к унификации административной деятельности и всей работы чиновников. Такое положение соответствовало представлениям эпохи Нового времени о «правильном» (регулярном) государстве. Но в дальнейшем засилье «регламентов» и рост бюрократической системы приведут к потере «человечности» управляющих структур государства и приостановке развития гражданского общества в России.

Российское общество

Значительные перемены в эпоху реформ произошли и в российском обществе.

26 Дворянство

Многочисленные слои служилого сословия начали сливаться в достаточно однородное дворянство, обладавшее одинаковым набором прав, привилегий и обязанностей. Значение родовитости и знатности рода отходит на второй план, уступая принципу служебной годности. От своих соратников, а затем и от всего привилегированного сословия Петр I требовал высокой компетентности и осознания ответственности за порученное дело. Продвижение по службе осуществлялось лишь за конкретные заслуги. Данный принцип был законодательно закреплен вместе с принятием Табели о рангах в 1722 г. Документ включал полный систематизированный перечень должностей и званий по всем видам службы: в армии, флоте, государственном управлении, при дворе. Чины делились на 14 рангов в строгой иерархической последовательности. В дальнейшем названия должностей превратились в универсальные чины, вне зависимости от выполняемых чиновником обязанностей. Повышение

в чине происходило по выслуге лет или за реальные заслуги. Из текста «Табели»: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат». Новая система давала возможность попасть в правящий класс представителям фактически любой страты общества. При достижении 8 класса в гражданской службе или получении первого офицерского чина присваивалось потомственное дворянство и соответствующие привилегии. Поступление на службу запрещалось лишь крепостным крестьянам.

27 Экстраординарное напряжение сил всего государства определяло постоянно растущую потребность в компетентных офицерах и чиновниках. С помощью специальных указов Петр Алексеевич стремился привлечь все высшее сословие на службу государству, а также вменить

в обязанность получение образования. Для борьбы с «уклонистами» периодически проводились смотры, после которых для многих недорослей (молодых дворян) размеренные сельские будни сменялись полной опасности и лишений жизнью в действующей армии или на флоте. Злостным же нарушителям грозила конфискация имений и земель. Аналогичную цель преследовал и «Указ о единонаследии» 1714 г., согласно которому все «недвижимое» имущество (земли, имение, дом) являлось нераздельным объектом и могло завещаться только одному из наследников мужского пола. Оставшимся сыновьям предписывалось «хлеба своего искать службою, учением, торгами и прочим», то есть заниматься активной деятельностью. Поскольку теперь и поместья могли передаваться по наследству, произошло уравнение

двух прежних форм дворянского землевладения — вотчины и поместья. Для борьбы с дворянами-неучами вводился запрет на женитьбу до обучения за границей или в российской школе (академии).

28 Городские жители

С учреждением магистратов происходит упорядочивание прав и обязанностей тяглового населения городов. В число горожан не входили дворяне, имевшие в городах усадьбы или дома, священнослужители и иностранцы. Все же остальные, проживавшие в городской местности, делились на регулярных граждан и нерегулярных «подлых людей». Первые (состоявшие в двух гильдиях в зависимости от рода занятий и уровня доходов) — занимались торговлей или каким-либо доходным промыслом-ремеслом, могли участвовать в выборах магистрата и несли денежные и натуральные повинности. К ним же относилась и так называемая «городская интеллигенция»: врачи, учителя, художники и т. д. Кроме того, ремесленникам предлагалось объединяться в цехи по профессиям. Нерегулярное население не считалось жителями посада и не несло повинностей, так как собственности и самостоятельных доходов не имело.

29 Крестьяне

Основную массу населения страны (не менее 95 %) составляли крестьяне, жизнь которых оставалась статичной на протяжении десятилетий. Европеизация городского населения, проводившаяся Петром I, фактически не затронула сельские территории.

30 Изменения коснулись лишь форм взаимодействия деревенских общин с внешним миром — выплаты налогов и выполнения работ. Усиление фискального бремени и исполнение экстраординарных повинностей (подводная, строительная и др.) в первое десятилетие XVIII в. сильно подрывало благосостояние крестьян. Появились налоги на рыбную ловлю, постоялые дворы, бани, мельницы, дубовые колоды и т. д. Была введена казенная монополия на соль, деготь, рыбий жир, сало, алкоголь, способствовавшая повышению цен на эти товары. Много ресурсов забирали и многочисленные государственные стройки: новые города (в первую очередь Санкт-Петербург), крепости, каналы и т. д. Выход многие крестьяне видели в бегстве на «вольные» территории или укрупнении формы общежительства, то есть объединении нескольких семей в один двор, который и облагался налогом. Иногда недовольство прорывалось в народных восстаниях (Астраханское восстание 1705— 1706 гг.; восстание под предводительством Кондратия Булавина 1707— 1708 гг.; волнения башкир 1705—1711 гг.), которые жестоко подавлялись властями.

31 В результате податной реформы, проводившейся в 1718—1724 гг., исчезли различные виды крепостной зависимости (холопы, гулящие люди). Всех проживавших на дворянских землях записывали в крепостные крестьяне, установив для них единую подушную подать: в 1724 г. — 80 коп., через год — 74 коп. с «души» мужского пола независимо от возраста. Выплата государственного налога не отменяла повинности в пользу помещика. Из бывших черносошных поселенцев севера, однодворцев юга, пашенных крестьян Сибири и ясашных жителей Поволжья создавался разряд государственных крестьян. В

дополнение к стандартной сумме с них взимался дополнительный налог в 40 коп., приравненный к среднему размеру оброка, который крепостные отдавали своим помещикам. Для борьбы с «бегством от тягла» вводилось ограничение на перемещение крестьян по стране. Лишь при наличии на руках «пачпорта», выдаваемого помещиком или сельским старостой, разрешалось выезжать в другой уезд (более чем на 30 км). Кроме того, по государевым указам черносошных крестьян, как и прежде, массово приписывали к казенным и частным заводам, а с 1721 г. владельцам мануфактур разрешили покупать крепостных для работы на их предприятиях. Податная реформа имела важное социальное значение, завершив превращение одной части населения страны (крепостные крестьяне) в фактически полную собственность другой (дворянство), за которой к тому же закрепилось право на безраздельное владение землей.

32 Еще одним бременем тягловых сословий стали рекрутские наборы в армию на пожизненную службу, проводимые с 1705 г. Один рекрут в возрасте от 20 до 35 лет привлекался с определенного числа дворов: от 25 до 90 — в зависимости от потребностей вооруженных сил страны. 2— 3 раза в год каждая деревня (село) теряла 1—2 молодых здоровых работников. Всего же за 1699—1725 гг. в армию было рекрутировано более 280 тыс. человек (по другим оценкам — около 500 тыс.).

33 В целом преобразовательный процесс не привел к кардинальным изменениям прежней структуры общества. Внутри же самих сословий трансформации вызвали значительное уменьшение категориальной стратификации различных групп, нивелировали различия между ними. С одной стороны, введение «Табели о рангах» открыло возможности для пополнения правящего класса выходцами из других категорий населения, но, с другой стороны, проведение всеобщей переписи и постоянный контроль над податными сословиями фактически уничтожили реальные перспективы социального лифта. Кроме того, произошло значительное увеличение своеобразного «государственного тягла» для всех социальных слоев.

Международные отношения

В годы правления Петра I Россия вела активнейшую внешнюю политику. Ее задачи первоначально не выходили за рамки устремлений предшествующих монархов, которые определялись традицией собирания исконно русских земель и возмещением территориальных потерь эпохи Смуты. На юге требовалось продолжить борьбу с набегами крымских ханов и получить выход в акваторию Черного моря, на северо-западе — вернуть земли по побережью Финского залива, на западе и юго-западе оставался незавершенным конфликт с Речью Посполитой. Стойкое стремление получить выход к морям с длительным периодом активной навигации обуславливалось возрастанием роли международных морских коммуникаций в эпоху новой истории.

35 Во время регентства царевны Софьи удалось добиться прекращения многовекового противостояния с западным соседом. В 1686 г. был подписан Вечный мир с Польско-Литовским государством, основным результатом которого стало юридическое закрепление за Россией земель по левому берегу Днепра и подтверждение возвращения Смоленщины. Успехом завершились и переговоры на дальневосточных

рубежах: итог — заключение Нерчинского мира 1689 г., урегулировавшего пограничные споры с экспансионистской Циньской империей.

36 На южном направлении успехи и неудачи чередовались с завидной регулярностью. Неутешительные итоги двух Крымских походов 1687 и 1689 гг. (хотя в последнем отрядам В. В. Голицына удалось достичь стен Перекопа) и осады Азова 1695 г. сменились триумфальным захватом Азовской крепости годом позже (1696 г.). С перспективой проникновения в акваторию Черного моря и осады Керчи закладывается новый порт и начинается массовое строительство флота. Однако десятилетие спустя с трудом обустроенную гавань в Таганроге и прибрежные укрепления пришлось уничтожать собственными руками в результате катастрофического поражения в Прутской кампании 1711 г. Частичное восстановление авторитета Российского государства последовало в конце правления Петра I. После Каспийского (Персидского) похода 1722—1723 гг. к России присоединились земли западного и южного побережья Каспийского моря — города Дербент и Баку с окрестностями, провинции Гилян, Мазендеран и Астрабад. Опосредованная поддержка была оказана грузинским и армянским правителям в борьбе с экспансией Османской империи.

37 Крупнейшим международным событием эпохи великого реформатора стала Северная война 1700—1721 гг., иногда называемая Великой Северной войной. Главными противоборствующими сторонами конфликта являлись Швеция и Россия, которой удалось выйти из него победителем. В разные годы в союзе с Российским государством выступали Дания, Саксония, Речь Посполитая, Пруссия и Ганновер; ее противника, в свою очередь, поддерживали Англия, Голландия, Османская империя. Петр I назвал Северную войну «трехвременной жестокой школой». «Все ученики науки в семь лет оканчивают обыкновенно, — говорил он, — но наша школа троекратное время была, однако же, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно».

38 Война началась с сокрушительного поражения в 1700 г. русского войска под Нарвой. Почти одновременно стан союзников покинула Дания. И пока шведский король Карл XII тратил усилия на борьбу с польским и саксонским правителем Августом II Сильным, Петр сумел мобилизовать все ресурсы страны на подготовку ответного удара. Ценой неимоверного напряжения всех сил и привлечения резервов государства удалось сформировать и вооружить армию нового типа, создать флот, организовать массовое металлургическое и оружейное производство. Для борьбы со шведами вводились экстраординарные налоги, снимались колокола с церквей, строились верфи и заводы.

39 В Прибалтике с помощью тактики «малой войны» (налеты на небольшие городки или отряды противника при обязательном численном превосходстве русских войск) удалось добиться первых побед над врагом. Весной 1703 г., после взятия шведских крепостей Нотебург и Ниеншанц, все русло реки Невы оказалось во власти Петра. Вскоре на одном из островов в устье реки по приказу царя строится Петропавловская крепость, положившая начало Санкт-Петербургу. Почти одновременно на острове Котлин закладывается крепость

Кроншлот (Кронштадт), ставшая базой Балтийского флота. В следующем году в ходе военных действий в Лифляндии успехом завершилась осада Дерпта (Тарту) и Нарвы. Причем наступление велось одновременно двумя русскими корпусами.

40 Перелом в войне наступил после разгрома основных сил шведской сухопутной армии в битвах при деревне Лесной (1708 г.) и Полтаве (1709 г.). В последнем сражении во главе войск оказались сами правители враждующих государств — русский царь Петр I и шведский король Карл XII. Поражение нанесло непоправимый урон могуществу Швеции, потери от которого она так и не смогла восполнить. По оценкам многих шведских историков, оно оказалось самым катастрофическим за всю историю страны.

41 Несмотря на значительные потери во владениях на европейском континенте, Швеция по-прежнему занимала господствующее положение на водах Балтики. Первый дебют молодого российского флота состоялся

в 1714 г. около полуострова Гангут. В ходе ожесточенной атаки русской гребной эскадры была разгромлена шведская флотилия, состоявшая из 10 кораблей. Часть кораблей удалось взять на абордаж. Успех был закреплен в морских сражениях при о. Эзель (1719 г.) и о. Гренгам

(1720 г.).

42 После длительных русско-шведских переговоров 30 августа 1721 г. война завершилась подписанием Ништадтского мира — «вечного, истинного и ненарушимого». К России отошли значительные территории

в Прибалтике: Ингерманландия, Карелия, Эстляндия, Лифляндия. Швеция получала 2 млн ефимков в качестве компенсации за утраченные провинции.

43 Победа в «многотрудной» войне укрепила положение России на международной арене. Ее влияние в общеевропейской политике приобрело значительный вес, усилившийся с принятием в 1721 г. Петром I императорского титула. Произошло постепенное наращивание объемов торговли с западными странами, а благодаря упрочению «окна

в Европу» выросло влияние местной культуры (во всем ее многообразии) на российскую элиту.

Последствия

Следует отметить, что большинство нововведений сопровождалось длительным процессом постепенной ассимиляции с устоявшимися традициями. И хотя Петр претворял в жизнь свои идеи с крайней настойчивостью, доходящей порой до жестокости, при его жизни большая часть перемен коснулась лишь представителей двора и горожан.

45 В основе всех реформаторских устремлений Петра лежала идея служения России, к чему должны были стремиться все ее жители независимо от материального и общественного положения, происхождения и вероисповедания. Исходя из приоритета идеи «общего блага», царь не жалел усилий ради интересов страны. Однако идея «регулярного государства», реализованная во внешних формах через упорядочивание системы государственного управления, в реальной жизни натолкнулась на скрытое сопротивление значительной части

населения, не желавшей жить по «регламентам» и «ранжиру». Не удалось избавиться и от неистребимого порока чиновничьего аппарата — мздоимства и волокиты.

46 Таким образом, успехи на международной арене, в военном деле и мореплавании, в создании условий для культурного и духовного обмена с другими странами позволили вывести Россию с регионального на мировой уровень. При Петре Великом (этот официально принятый титул позже получил и всеобщее неформальное признание) произошло зарождение многих направлений науки, культуры, искусства. Был дан основополагающий импульс развитию различных сфер знаний и интеллектуальной деятельности. Появились музеи, библиотеки, образовательные учреждения, Петербургская (Российская) Академия наук. Благодаря созданию упрощенного алфавита, так называемого гражданского шрифта, распространилось массовое книгопечатание. Можно считать, что эти преобразования имели фундаментальное значение для дальнейшего развития русской культуры XVIII в., который вошел в историю как «век Просвещения».

Библиография:

1. Анисимов Е. В. Государственные преобразования и самодержавие Петра Великого в первой четверти XVIII в. СПб., 1997.

2. Артамонов В. А. Полтавское сражение. К 300-летию Полтавской победы. М., 2009.

3. Баггер Х. Реформы Петра Великого. Обзор исследований. М., 1985.

4. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М., 1940—1948. Т. I—V.

5. Брикнер А. Г. История Петра Великого: в 2-х тт. М., 1996.

6. История внешней политики России. Конец XV—XVII в.: от свержения ордынского ига до Северной войны. М., 1999.

7. Кротов П. А. Гангутская баталия 1714 г. СПб., 1996.

8. Масси Р. К. Петр Великий: в 3-х тт. Смоленск, 1996.

9. Молчанов Н. Н. Дипломатия Петра Первого. М., 1986.

10. Павленко Н. И. Петр Великий. М., 1994.

11. Петр Великий: pro et contra. СПб., 2003.

12. Соловьев С. М. Публичные чтения о Петре Великом / отв. ред. В. И. Буганов. М., 1984.

Ссылка для цитирования:

Гуськов А. Г. Тема 7. Россия в конце XVII — начале XVIII вв. Преобразования Петра I // История: научно-образовательный журнал, 2016. Учебное пособие [Электронный ресурс]. Доступ для зарегистрированных пользователей. URL: http://history.jes.su/s207987840001504-3-1 (дата обращения: 19.11.2016). DOI: 10.18254/S0001504-3-1

Наши рекомендации