Убийство андрея боголюбского

(по Ипатьевской летописи)

И был у него (Андрея) любимый им слуга Яким. Яким ус­лышал от кого-то, что князь велел казнить его брата, и по дьявольскому наущению устремился и побежал, вопя, к своей братии, злым заговорщикам: «Сегодня этого казнил, а нас - наутро; примем решение об этом князе». И назначили убий­ство на ночь, как Иуда на господа. Настала ночь, и они, взяв оружие, устремились, пошли на него, как звери свирепые. И когда они шли к его спальне, объял их страх и трепет, и они побежали из сеней, пошли в медушу (1) и стали пить вино. А сатана веселил их в медуше и невидимо им служил, подталкивая и укрепляя их в том, что они ему обе­дали. И так, упившись вином, они дошли в сени. Во главе убийц был Петр, зять Кучки, ключник Анбал Ясин, Яким Кучкович; а всех предателей, убийц, которые собрались в тот день для окаянного замысла у Петра, зятя Кучки, было 20. Когда наступила субботняя ночь... взяв оружие, как дикие звери, они пришли к спальне, где лежал блаженный князь Андрей. И один из них, стоя у дверей, позвал: «Господин, господин!» И князь спросил: «Кто там?» И он отвечал: «Прокопий». И сказал князь: «О паробок! (2) Не Прокопий!». Они же, услыхав слова князя, подскочили к дверям, начали бить в двери и с силою выломали их. Блаженный же вскочил, хотел взять меч, но меча не было: в этот день его вынес ключник князя Анбал...

[В комнату] вскочили двое окаянных и схватились с кня­зем, и князь одного свалил под себя. Они же, подумав, что это повержен князь, поранили своего сообщника. А потом узнали князя и упорно боролись с ним, потому что он был силен, руби­ли его мечами и саблями и наносили раны копьями. И сказал им князь: «Горе вам, нечестивые!.. Какое зло сделал я вам? Если прольете кровь мою на земле, то пусть бог отомстит вам и за мой хлеб». И вот нечестивые, думая, что убили князя до конца, взяв своего сообщника, понесли его вон и удалились с трепетом. Князь же выскочил за ними второпях и начал ис­кать и стонать в болезни сердца своего, и пошел под сени. Они же, услышав голос его, возвратились опять к нему. Когда они стояли [в спальне], один из них сказал: «Я стоял и видел, будто князь идет из сеней вниз». И [они] сказали: «Ищите его. И пошли искать его... И говорили: «Мы погибли! Ищите его скорее!» И, зажегши свечи, нашли его по крови [кроваво­му следу]...

Был он убит в ночь на субботу.

И рассвело утром в воскресенье... Окаянные же, уйдя от­туда, убили дружника его, Прокопия, и оттуда пошли на сени, и взяли золото и дорогие камни и жемчуг... и все его луч­шее имущество, и положили на коней дружинников, отослали прочь до рассвета; а сами надели на себя оружие княжеское, дружинное, начали собирать дружину к себе, говоря: «Вдруг на нас придет дружина владимирская». И собрались к бою, и послали во Владимир: «Что вы на нас замышляете? ... не на­ша только была дума [его убить], но и ваши были в той же думе». И сказали владимирцы: «Если кто с вами в думе, так и будет с вами, а нам это не нужно». И разошлись, и стали грабить - страшно глядеть. И пришел на место [убийства] Кузьмище Киевлянин, а князя вдруг нет, где он был убит; и начал спрашивать Кузьмище: «Где убит господин?» И ска­зали: «Лежит выволоченным в огород, но не смей его брать, так тебе все говорят, хотим его выбросить псам: если кто примется [его хоронить], тот наш враг, а того и убьем». И начал плакать над ним Кузьмище: «Господине мой, как ты не узнал скверных... твоих врагов, идущих на тебя, или как ты не сумел победить их...» И так оплакивал он его. И пришел Амбал ключник... тот держал ключ от всего княжеского дома и над всеми князь, дал ему волю, и сказал, посмотрев на него Кузьмище: «Амбал, враг, брось ковер или что другое, чтобы постлать или чем прикрыть господина нашего». И сказал - Амбал: «Иди прочь, мы хотим выбросить его псам». И сказал Кузьмище: «...А помнишь ли, в какой одежде ты пришел? Ты теперь стоишь одетым в бархат, а князь обиженный лежит; прошу тебя, сбрось что-либо». И Амбал бросил ковер и плащ, и Кузьмище, завернув князя, отнес его в церковь. И сказал: «Отоприте мне церковь». И сказали ему: «Брось тут в притворе, какая тебе печаль», ведь они уже были пьяными. И сказал Кузьмище: «Уже тебя, господин, слуги твои не признают...» И так положил его в притворе церкви, прикрыв его плащом, и лежал тут 2 дня и 2 ночи. На третий день пришел Арсений, игумен монастыря святых Кузьмы и Демьяна, и сказал «...Долго ли этому князю лежать? Отоприте церковь, что­бы я отпел его, положим его в гроб, и, как прекратится это смятение, так тогда придут из Владимира и понесут его туда». И пришли клирошане боголюбовские, и взяли его, и внесли его в церковь, и вложили его в гроб каменный, отпев над ним погребальное вместе с игуменом Арсением.

Хрестоматия по истории СССР. Под ред. В.И. Лебедева. Т.1. М., 1949. С.90.

Примечание

1. Медуша - погреб для меда.

2. Паробок – парень, юноша.

Наши рекомендации