Интерпритация библейского пророчества
Происхождение, история и теология адвентистов тесно связаны с пониманием и изложением пророческих книг Даниила и Откровения. Неповторимость адвентистов как эсхатологического движения основывается и сегодня главным образом на апокалиптических высказываниях этих книг. В теологии Конради вера в многостороннее историческое исполнение библейских пророчеств также занимала важное место. Большинство его исследований посвящены именно этой теме. Он следует при этом почти всегда своему учителю Урии Смиту, книга которого "Размышления о книгах Даниила и Откровения" (1882) стала трудом, определившим направление адвентистского толкования. Конечно, нам нельзя забывать, что позже Конради пошёл своим путём, который в конце концов привел его к выходу из адвентистской церкви.134 Однако переведенные на многие языки его комментарии к книгам Даниила и Откровения,135 которые в 20-е годы были наиболее издаваемыми в области апокалиптической литературы в немецко-говорящих странах, до сегодняшнего дня для адвентистов Европы являются основой понимания пророчеств. Они прослеживают действие Бога в истории иногда до мельчайших исторических подробностей, ведя к главной цели адвентистов, к скорому возвращению Христа.
В теологических исследованиях существенно различаются три большие системы изложения библейской апокалиптики: 1) претерист-ская (прошлой и современной истории), 2) футуристическая (истории конца) и 3) историческая (церковной и мировой истории). Конради, ссылаясь на Вильяма Миллера и на реформаторов, в особенности на Лютера, рассматривал историческую модель изложения как авторитетную. Он шёл, как уже упоминалось, по стопам Урии Смита, Джеймса Байта и Джона Н. Эндрюса. Его пророческие изложения, за некоторыми исключениями, ни в коем случае не попадают в разряд оригинальных. Впечатляет число исторических и церковно-исторических источников и свидетельств, которые он переработал в своих книгах.
134 Его последние теологические воззрения, которые привели к ревизии его понимания пророчеств из хронологических соображений будут рассмотрены позже.
135 Seher von Patmos (вышла также под названием Die Offenbarung Jesu, Prophetischer Ausblick auf Zeit und Ewigkeit); Der Seher am Hofe Babels (позже Weissagung und Weltgeschichte), а также Daniel und Offenbarung (Der Seher am Hofe Babels и Seher von Patmos в одном томе) и Das goldene Zeitalter.
Наряду с этим он написал также ряд небольших заметок о библейских пророчествах, среди которых самые важные: Das Geheimnis enthьllt oder die sieben Siegel gebrochen, Im Schatten groЯer Ereignisse, Zeichen unserer Zeit и Das Harren der Kreatur oder alle Sehnsucht gestillt.
Учитывая то, какое место книга Даниила занимает в адвентистской теологии, удивляет, что со времён публикаций Конради в 20-тых годах только немногие немецкие авторы занимались этой тематикой. Следует назвать: R.Rььhling, Schlьssel zum Verstдndnis des Weltgeschehens, Wien o. J. и H. Heinz, Zeiten, Reiche und Regenten, Wien 1976.
Само собой разумеется, что как представитель исторической школы Конради серьёзно принимает предсказательный элемент пророчеств и верит в его руководящую роль от начала до конца истории спасения, т.е. вплоть до пришествия. В основе истории мира лежит Божий план, образно открытый в пророческом слове Библии. На основании Мф. 24:15 он рассматривает высказывания из Даниила как истинные пророчества, простирающиеся дальше эпохи Маккавеев, а в четвертом царстве (Дан. 2:40; 7:7,17) в рамках церковного толкования видим Рим. В малом роге (Дан. 7:8,20) он усматривал папский Рим как это делало церковное толкование Реформации (Лютер, Меланхтон). Пророческие главы Даниила он рассматривает как построенные параллельно, каждая направленна на эсхатологическое завершение. Пророческим мерилом времени в апока-липтике служит для него принцип день-год. При этом он основывается на толкова периода средних веков и реформации. Главы 8 и 9 книги Даниила образуют для него единство. Тем самым становится возможным связать 70 пророческих седмин из Дан. 9:24-27 с 2300 вечеров и утр из Дан. 8:14.136 Начало обеих временных цепей он датирует, как и все другие адвентистские толкователи, 457 г. до Р. X., когда Артаксеркс I издал указ о восстановлении Иерусалима.137 Дан. 8:14, как известно, является ключевым местом в адвентистом толковании. Исполнение этого пророчества приходится, по адвентистским представлениям на 1844 год. К этому времени должно очиститься святилище. Здесь Конради подразумевает небесное святилище, в котором с 1844 года происходит, так называемый, следственный суд (Дан. 7:9-14, 22, 27), который он позже называет предварительным судом.
Конради был убеждён, что учение о небесном святилище, т.е. о заступническом служении Христа на небе, искажается притязаниями католических священников (прощение грехов, месса).138 Во времена средневековья и контрреформации при помощи инквизиции Рим пытался любой ценой насадить это богословское заблуждение (Дан. 7,25). Но "святилище очищается" тогда, когда Бог в 1844 году на следственном суде вступается за Свою правду и за ее преследуемых представителей на земле. Этот осуществляемый Богом процесс неразрывно связан с проповедью об этом суде во всем мире (Откр. 14). Эта проповедь непосредственно предшествует пришествию Христа.139 Конради видит в следственном суде указание на День Примирения (йом киппур), ежегодного ветхозаветного праздника.140
136См.: Weissagung und Weltgeschichte (1919), 177.
137 Там же, 172-173.
138 Там же, 160-162.
139 Prophetischer Ausblick auf Zeit und Ewigkeit (1918), 438-448.
140 Weissagung und Weltgeschichte (1919), 146-155.
В этот день верующие в Ветхо-Заветнее время окончательно примирялись с Богом, а неверующие осуждались. По аналогии с этим небесный суд должен проверить выбор каждого верующего относительно возвращения Христа. Тем самым, это суд и над верующими (2 Кор. 5,10). "Но пред престолом Христа должно открыться все, остались ли их имена в книге жизни или нет, имеют ли они участие в первом воскресении, воскресении верных или сохраняются до воскресения осуждения, где вторая смерть имеет над ними власть."141 От этого воззрения Конради отдалился около 1930 года, ещё до разрыва с адвентизмом. Он пишет: "Это суд не над святыми, но для них, силой уст Своих Господь убивает их противника, который поднялся над словом Божьим, Евангелием, временем, законом и богослужением. Блеском величия Своего Господь полагает ему конец."142
Личный вклад в изложение апокалиптических пророчеств делает он своим более или менее новым взглядом на "тамид" из Дан. 8,11 (синодальный перевод - "ежедневная жертва"). Это ключевое понятие появляется 5 раз в предсказаниях Даниила. Синодальный перевод является скорее толкованием, чем дословной передачей. Слово "жертва" не стоит в еврейском оригинале. "Тамид" используется у Даниила как субстантивированное прилагательное и лучше всего переводится выражением "постоянное" в-значении беспрерывное, регулярное. Это выражение можно понять как обобщенное понятие всего, что ежедневно совершалось в святилище, во время культовых обрядов и богослужениях вообще. В адвентистском изложении подобное представление играет важную роль начиная с Миллера и до сегодняшнего дня. Миллер и множество его сторонников связали "тамид" с языческим Римом. Ключ к этому толкованию Миллер видел в слове "отнята" (Дан. 8,11). Он пытался связать это с 2 Фес. 2,7.8 ("только не совершится до тех пор, пока не будет удалён удерживающий теперь"). Наряду с большинством отцов церкви он видел в выражении "удерживающий" (катехон) указание на старое римское язычество, которое должно быть устранено с тем, чтобы власть антихриста могла стать на его место. В этой власти антихриста, как и реформаторы, он видел папский Рим. Подобной интерпретации твердо придерживались первые адвентисты, особенно Урия Смит. Но уже в 1846 году Оуен Р. Л. Кросиер (1820-1913), один из духовных отцов адвентистского учения о святилище, указал, что отнятие "тамида" и опустошение святилища (Дан. 8,11) относится к изменению раннехристианского учения о посредничестве Иисуса в небесном святилище посредством претензий римско-католического священничества на его посредническую роль на земле. С 1897 года Конради решительно выступал за эту новую интерпретацию.
141 Там же, 158; а также Das Geheimnis enthьllt oder die sieben Siegel gebrochen_(\9\\), 207.
142 Herold der Wahrheit 48/6 (1931), 85.
Ознакомление с этим толкованием стало ключевым событием в его теологическом развитии. Теперь его вклад состоял в том, чтобы последовательно держаться интерпретации Кросиера в изложении Дан. 8. Так как для него отмена "тамида" состояла исключительно в ограничении жертвы Христа через "евхаристскую жертву" и в вытеснении посреднического служения Христа в небесном святилище посредством власти Рима "связывать и разрешать".143
Его воззрение было без возражений принято европейскими адвентистами. В США по этому поводу разгорелась жаркая дискуссия, прежде чем под влиянием Даниельса, Прескотта и Списера его положение было принято. Его глубоко удовлетворило, что его пояснение и углубление точки зрения Кросиера в конце концов было принято. С этого момента изучение Дан. 8 больше не должно было прерываться. Пока Конради был адвентистом, он твердо придерживался взгляда, что осквернение небесного святилища произойдет посредством церковного отступления, а восстановление (очищение и оправдание) означает "окончательное примирение Божьего народа в небесном святилище".144
Понятия "очищение" или "оправдание" он хотел привести в созвучие с традиционным адвентистским воззрением о следственном суде, как об изглаживании грехов, с идеей восстановления искаженного церковным отступлением учения о святилище.145 Шаг за шагом приближался он к пониманию того, что "восстановление" следует рассматривать исключительно в рамках исторического процесса здесь на земле. Очевидно в поздний период своей жизни Конради не замечал параллелилизма Дан. 7 и 8, и следовательно того факта, что вытеснение учения о небесном святилище земным падением (Дан. 8.9-12) является предпосылкой суда на небе. (Дан. 7, 9-14. 22: "Судьи сели и раскрылись книги"; Дан. 8,14: "...и тогда святилище очистится").
Его книга "Das goldene Zeitalter" ("Золотой век") (1923) несомненно стала пионером в области пророческих изложений. В ней он пытается проследить и изложить элементы адвентистской интерпретации библейской апокалиптики в рамках церковного истолкования каждого столетия. Тем самым он показывает, что адвентисты во многих пунктах своего пророческого видения, могут ссылаться на великих толкователей истории христианской теологии. Адвентистский историк Л. Е. Фромм, под влиянием Конради, по новому понял эту тему и подробно разработал её в своём четырёхтомном труде "The Prophetic Faith of Our Fathers" ("Пророческая вера наших отцов") (1946-1954). В своём апокалиптическом воззрении Конради конечно, не огражден от пророческих умозрений.
143 Ср.: Weissagung und Weltgeschichte (1919), 143-144; 159,161.
144 Там же, 163.
145 Там же, 145.
Когда он, например, в Дан. 11 усматривает падение Турции, то истолкование это является субъективным, данным с точки зрения его времени. Как и многие ранние адвентистские толкователи он находится в опасности предъявлять апокалиптике слишком большие требования, полагая, что речь идет о кратком "пророческом изложении мировой и церковной истории с массой подробностей."146 Иногда вообще создаётся впечатление, что для него теология состоит преимущественно из исторических фактов и дат. Как и в области евангельской теологии, где понимание мировой истории и истории церкви было частично исправлено подходом к истории, как к истории спасения (Ауберлен, Хартенштайн), так и в адвентистской церкви наблюдается подобная тенденция. Отстаивать непрерывности исторических пророчеств, отрицая подробную датировку событий истории в пользу христоцентрично ориентированного изложения (Л. Ф. Вере, X. К. ЛаРонделл, X. Хайнц). Наряду с этим наблюдается также интеграция претеристского принципа Д. Фордом, который с недавних пор рассматривает временно-историческое исполнение как главное исполнение, и отсюда, на основании так называемого "апотелесматического принципа" соглашается с рядом дальнейших исполнений. У большинства же адвентистских толкователей подобное объяснение не находит признания и, в основном, отклоняется. Похожую интерпретацию, исходящую из представлений о "предварительном и главном исполнениях", можно найти у Конради уже около 1930 года незадолго до его разрыва с адвентизмом.
Суббота
Убеждение в том, что суббота является единственно правильным, определенным Богом днём покоя, красной нитью проходит через все труды Конради. Многие его аргументы в пользу субботнего праздника заимствованы из литературы баптистов седьмого дня. Также после его разрыва с адвентистской церковью он последовательно держится библейской заповеди о субботе. К баптистам седьмого дня присоединился он прежде всего потому, что они на протяжении долгого времени сохраняли традицию субботы. Учение о субботе можно по праву обозначить неизменной константой его теологического мышления. Суббота является для него "знаком союза Божьего освящения"147, действующим со времени творения мира до его восстановления в конце времен. "Седьмой день есть Божий день покоя ... творческое Божье установление такого глубокого, всемирно охватывающего, простирающегося в вечность значения, что он, как золотая нить, связывает свободный от греха рай творения с вечно чистым раем Новой Земли, как великолепное обручальное кольцо навсегда связывает церкви Божьии всех времен со Христом - Творцом мира и искупителем."148
146 Н. Heinz, «Theologische Schulen prophetischer Interpretation», Prophetie und Eschatologie, манускрипт библейской конференции в Мариенхёэ 1982, часть 1, 47.
147 L.R. Conradi, Die Geschichte des Sabbats und des ersten Wochentages, Hamburg 1912, 68.
148 Там же, 30.
Вневременное, универсальное значение субботы Конради основывает на её происхождении. Она встречается нам уже в первоначальном состоянии при творении, и поэтому не может считаться временным установлением, связанным с церемониями и установлениями иудейского богослужения. Кроме того, суббота относится к моральному закону, соблюдать который, благодаря его природе, обязаны все и всегда.149 Христос и ранняя Церковь, считает Конради, также праздновали субботу как Божий день покоя. Наряду с этим, суббота как "печать Божья" приобретает для последней церкви особенно важное значение в конце времени.150 Возникшее позже празднование воскресенья обозначает он "знаком полноты папской власти"151 и в этом вопросе упрекает протестантские церкви в непоследовательности в применении принципа Священного Писания.152
Чтобы поддержать понимание библейского дня покоя, он старался интенсивно доказать историческую непрерывность субботы. Результаты своего детального исследования он опубликовал в своей известной книге Die Geschichte des Sabbats und des ersten Wochentages ("История субботы и первого дня недели"). Эта книга стоила ему больших усилий. ("Ни для какой другой книги не должен был я отдать так много труда и прилежания."153) Изначально он хотел только переработать книгу Эндрюса "История субботы и первого дня недели" (1887, 3-е издание) и перевести её на немецкий язык. Как плод этой работы вышло его первое издание в 1891 году, в котором он называет себя соавтором Эндрюса. В этом издании он находится ещё совершенно под его влиянием. Он исключил лишь многочисленные, незнакомые немецкому читателю английские цитаты и заменил их немецкими источниками. Однако, со временем, издание 1891 года показалось ему недостаточным. Он захотел улучшить труд Эндрюса, но понял, что достичь этого сможет лишь новой книгой. В 1908 году он пишет Вильяму А. Спайсеру (1865-1925): "Когда я начал работать, то нашел много мест, которые должны быть перепроверены в оригинале... Я думаю, что также содержание книги может быть улучшено. Это будет нашим образцовым произведением, которое нам так нужно в эти последние дни, когда истина на всех уровнях подвергается сомнению."154 Результатом стало объёмное издание 1912 года.
149Там же, 20-21; ср. Conradi, Der Sabbat der Bibel und der Sonntag der Ьberlieferung, Hamburg 1919, 12-16.
I50 Conradi, Geschichte des Sabbats, 684, 692.
151 Conradi, Herkunft und Folgen der Sonntagsgesetze, Hamburg 1933, 25.
152 Там же, 22.
153 Письмо Л. Р. Конради В. С. Байту, 24. 8. 1911, Е. G. White Estate.
154 Письмо Л. Р. Конради В. А. Списеру, 25. 5. 1908, Record Group 21 1908-С, General Conferenca Archives
Оно содержит как и прежде библейскую и историческую части, причём историческая часть оказалась существенно подробнее, чем у Эндрюса. В течении десятилетий эта книга считалась ведущим трудом адвентистского исследования субботы.155 Его особое внимание направлялось на историю субботы в Европе. Под влиянием Харнака среди прочего он обратил внимание на факт того, что теология ранней церкви подверглась существенному влиянию гностицизма. Это привело его к предположению, что в вытеснении канонической субботы в языческом христианстве 2-го столетия виновны прежде всего гностические тенденции. В свете нового адвентистского исследования субботы, которое за вытеснение канонической субботы делает ответственным преимущественно языческий антисемитизм, его тезисы кажутся проблематичными. Опасно смелым кажется нам сегодня выдвинутое на основе вторичных источников утверждение, что старая кельтская церковь придерживалась субботы.157 В конце своей жизни, будучи баптистом седьмого дня, он подчёркивал преимущественно христоцентричное значение субботы и осуждал законническое, как он полагал, соблюдение субботы адвентистами.158 Он не принимал к сведению, что уже Е. Г. Байт интерпретировала субботу как "знак любви Христа".159
Община, церкви и миссия
С пророчески-апокалиптической точки зрения, адвентисты экклези-ологически понимают себя как церковь последнего времени.160 По мнению Конради, адвентисты представляют собой "истинный Израиль", "прочих" или "запечатленных" последнего времени. Это не должно означать, что все неадвентисты однозначно находятся вне церкви Христа, но указывает на то, что Бог через адвентистскую церковь в последнее время зажжет Своё слово в "полной ясности". По Откровению 10,7 "тайна Божия должна завершиться только в последнее время".161 Адвентизм должен завершить этой "последней реформацией" то, что начали реформаторы 16-го века. Основание при этом остается тем же. "Полная реформация конца времени будет проходить в том же русле и на тех же основах: в рамках Священного Писания и на его безошибочном базисе".162 Без сомнения, Конради, как никакой другой адвентист, чувствовал себя связанным с Реформацией 16-го столетия. Он последовательно понимает реформацию как восстановление.
155 Нужно учитывать современную дискуссию с адвентистским учением о субботе непременно с новыми работами S. Bacchiocchi, From Sabbat to Sundy, Rom 1977 und K. A. Strand (Hrsg), The Sabbat in Scripture and History, Washington, D.C. 1982.
156 Conradi, Geschichte des Sabbats, 404-405.
157 Там же, 471. '
158 L.R. Conradi, Seventh Day Baptists and Seventh Day Adventists. How they differ, Plainfield, N.J. 1934, 30.
159 The Desire of Ages, Mountain View, Ca. 1940, 281.
160 Das Geheimnis enthьllt oder die sieben Siegel gebrochen, 213-214.
161 Herold der Wahrheit ПП (17. 1. 1910), 10.
162 Там же.
Поэтому он отклоняет возникшее на основании традиции древнехристианское воскресенье и учит обязательности библейской субботы. Провозглашение так называемой "трехангельской вести" из Откровения 14,6-11 имеет в этой связи центральное значение. Адвентистской церкви доверено Богом последнее предупреждение погибающему миру. Хотя реформаторы - по Конради - уже частично подчёркивали "третью весть ангела",163 только Церковь адвентистов познала её полное значение. "Трехангельская весть имеет двойную нагрузку. Она предупреждает, как и реформаторы, не только о римском папстве как о власти, извратившей основные понятия Евангелия, но и о власти, которая осмелилась изменить Божьи времена и законы. Это двойное предупреждение указывает также на два признака: народ, который не только сохраняет "веру Иисуса", но также "заповеди Божьи".164 Поэтому адвентистская церковь перед пришествием Христа должна во все уголки Земли донести чистое Христово Евангелие.165 Главным акцентом их действий является провозглашение живой надежды на пришествие. Именно таким "миссионером последнего времени" до мозга костей был Конради. "Наша церковь, в первую очередь, - это миссионерское движение. Поэтому все адвентистские учреждения должны служить миссионерским целям. Они должны провозглашать Евангелие погибающему миру."166 Однако снова и снова он должен был констатировать: "Мы далеко отошли от этого духа самоотречения, который должен пронизывать всю нашу миссионерскую деятельность."167
Как бывший католик он неохотно говорил о католической церкви. Он обвинял её в духе нетолерантности периода средних веков, который разжигал костры пыток, извращал власть государства и угнетал свободу веры и совести.168 Это нетерпимое отношение церкви ощущается и до сих пор. Доказательство тому: "Книги Даниила и Откровения издавал я много лет. По настоянию католической церкви они были занесены в чёрный список ... Я должен был отвечать перед правосудием вплоть до Верховного суда в Берлине... Книги тогда все же были опубликованы, но только под другим названием... Инквизиция существовала не только в средневековье, ибо мои книги запрещали в Германии ещё в 1910,1913 и 1914 годах."169 Личность и церковная система должны разумеется быть строго разделены. В римской церкви имеется много благочестивых христиан с примерной верой. ("Мы не лишаем католиков блаженства."170)
163 Das goldene Zeitalter, 613.
164 Conradi, Geschichte des Sabbats, 685-689.
165 Das goldene Zeitalter, 617.
165 Письмо Л. Р. Конради братьям, 24.12.1902, Е. White Estate.
167 Письмо Л. Р. Конради А. Г. Даниельсу, 26. 3. 1909, Record Group 11 1909-С, General Conference Archives.
168 Kirche und Staat 2/4 (1921), 40.
169 Там же, 37-38 passim.
170 Там же, 37.
Возможно Конради думал о том, что он сам был когда-то католиком, когда в 1911 году писал в письме из Южной Америки: "Благочестивый настоящий католик станет лучшим и ревностным адвентистом, если на него правильным способом воздействовать."171 Протестанты, напротив, сегодня находятся в опасности поставить человеческий разум выше Священного Писания. Адвентистская церковь должна стремиться к совершенству и полностью вернуться к библейскому Евангелию в "учении и жизни".