Социокультурные и исторические аспекты явления благотворительности.

История благотворительности в России представляет собой интереснейшую страницу жизни нашего государства на протяжении многих веков. Начиная от самых простых акций милосердия, относящихся к более чем тысячелетнему периоду начала христианства на Руси и, постепенно трансформируясь и наполняясь новым содержанием, благотворительность превратилась в разветвлённую сеть, включающую в себя государственные, общественные и частные организации.

Благотворительность в годы становления Киевской Руси была частным делом и не включалась в круг государственных обязанностей. В летописных источниках найдено множество примеров проявления милосердия к убогим и нищим. Знакомясь с евангельским учением о необходимости помогать ближнему, Великий князь киевский Владимир (980-1015) сам показывал пример сострадательности и человеколюбия. Он позволял «всякому нищему и убогому» приходить на княжий двор, а для больных, которые сами не могли приходить, - отправлял повозки, нагруженные хлебом, мясом, рыбою, овощами, медом и квасом[10]. Некоторые исследователи утверждают, что при Владимире были учреждены первые больницы. Его примеру следовали и другие князья, активно занимавшиеся благотворительной деятельностью. Наибольшего размаха такая деятельность достигает в XIX в. Например, великая княгиня Александра Николаевна и принцесса Терезия Ольденбургская в 1844 г. в Петербурге организовали первую общину сестер милосердия, названную Свято-Троицкой. При общине было создано несколько самостоятельных, но функционально связанных учреждений; отделение сестер милосердия, больница, богадельня, детский приют, исправительная детская школа и «отделение кающихся». Последнее заведение было организовано для лиц женского пола, пожелавших оставить прежний порочный образ жизни.

Сестры милосердия, среди которых было много женщин и девушек знатного происхождения. Из числа наиболее крупных вкладов в дела благотворительности отметим следующие. 1803 г. граф Шереметьев учредил высочайшего соизволения странноприимный дом в Москве на 100 человек и больницу при нем на 50 человек, затратив на это 2 500 000 руб. Помещик Мценского уезда Орловской губернии Лутовинов в 1806 г. построй больницу с флигелем, аптекой и лабораторией[11].

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.111 Некрасов А. Я. Благотворительность // Социальная энциклопедия. М., 2000. С. 45.1

I этап - IX-XVI вв. За этот период Россия прошла путь от подаяния милостыни до простейших форм благотворительности

II этап - начало XVII вдо реформы 1861 г. Происходит зарождение государственных форм призрения, предпринимаются попытки в развитии двух типов социальной помощи: в форме учреждения (богадельни, приюты, служебные дома) и в виде пособий, обеспечения земельными наделами и т.д. Осуществляются нововведения в социальной сфере -- основываются «Общество благородных девиц», «Шляхетский кадетский корпус» и т.д.

III этап - 60-е гг. XIX в. до начала XX в. Характеризуется новыми подходами к разработке и реализации социальной политики государства. Особое развитие получают частная благотворительность меценатство, начинается процесс превращения призрения в подлинно общественное дело[12].

IV этап. Важное место в истории благотворительности отводится периоду с 1917 г. до середины 80-х годов. В это время создавались и совершенствовались различные формы поддержки детей-сирот, женщин, обучения населения грамотности, молодежные организации и т.д.

V этап. Период с конца 80-х годов по настоящее время. Начинается процесс бурного развития благотворительных организаций (фондов, ассоциаций, союзов, объединений). Первые фонды появились в России в конце 1980-х годов. Ими были Детский фонд, Фонд культуры, Фонд милосердия и здоровья и ряд др. Они накопили большой опыт благотворительной деятельности. Так, Детский фонд (см. Российский детский фонд) был создан в 1987 г. Он стал первой независимой общественной организацией со времен революций, оказывающей безвозмездную помощь детям-сиротам и инвалидам. Его деятельность была построена на принципах благотворительности, т.е. сбора пожертвований от населения, предприятий и реализации за счет этого социальных программ. За последние годы возникло много новых благотворительных организаций, деятельность которых направлена на разработку и выполнение целевых программ оказания социальной помощи различным категориям населения, формирование источников финансирования, а также на совершенствование личности, осуществление принципа социальной справедливости и улучшение качества жизни в целом. На начало 1996 г. в России было зарегистрировано около 10 тыс. общественных объединений из них более 1,5 тыс. можно отнести к благотворительным[13].

Заключение

Все вышеуказанное доказывает, что меценатство не было эпизодом,

деятельность немногих образованных капиталистов, оно охватывало самые разные среды и было велико по сути, масштабам сделанного. Отечественная буржуазия действительно оказывала заметное влияние на культуру России, ее духовную жизнь.

Характеризуя «золотой век» меценатства в России, надо отметить то

обстоятельство, что пожертвования меценатов, в частности московских,

нередко были основным источником развития целых отраслей городского хозяйства(например, здравоохранения).

Меценатство в России в конце девятнадцатого - начале двадцатого веков

было существенной, заметной стороной духовной жизни общества; оно в

большинстве случаев было связано с теми отраслями общественного хозяйства, которые не приносили прибыли и не имели поэтому никакого отношения к коммерции; само число меценатов в России на рубеже двух веков, наследование добрых дел представителями одной семьи, легко просматриваемый альтруизм благотворителей, удивительно высокая степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразовании той или иной сферы бытия - все это в совокупности позволяет сделать некоторые выводы[14].

Во-первых, среди черт, определяющих своеобразие отечественной

буржуазии, одной из главных и почти типичных была благотворительность в тех или иных формах и масштабах.

Во-вторых, личностные качества известных нам меценатов «золотого

века», спектр их ведущих интересов и духовных потребностей, общий уровень образованности и воспитанности, дают основание утверждать, что перед нами подлинные интеллигенты. Их отличает восприимчивость к интеллектуальным ценностям, интерес к истории, эстетическое чутье, способность восхищаться красотой природы, понять характер и индивидуальность другого человека, войти в его положение, а поняв другого человека, помочь ему, обладание навыками воспитанного человека и т.д.

В-третьих, обозревая масштабы сделанного меценатами и коллекционерами в России на рубеже веков, прослеживая сам механизм этой удивительной благотворительности, учитывая их реальное воздействие на все сферы бытия, приходим к одному принципиальному выводу- отечественные меценаты в России «золотой поры»- качественно новое образование, оно просто не имеет аналога в истории цивилизации, в опыте других стран.

У старых меценатов и коллекционеров был глаз, и это, наверное, самое

главное- эти люди имели собственное мнение и смелость отстаивать его.

Только человек, который имеет собственное мнение, достоин называться

меценатом, иначе это спонсор, который дает деньги и верит, что другие их

правильно используют. Так что право быть меценатом надо заслужить, деньгами его не купишь[15].

Всякий ли миллионер может быть покровителем искусства? Сегодня в

России вновь появились богатые люди. Настолько ли богатые, чтобы создавать картинные галереи, -не знаю, но все же материальная основа для возрождения широкой благотворительности, на мой взгляд, есть. Дающий деньги - это еще не меценат. Но лучшие из современных предпринимателей понимают, что благотворительность - обязательная спутница солидного бизнеса. Они начинают создавать галереи, полагаясь на своих консультантов. К сожалению, у нас сейчас в стране нет культурной среды для развития меценатства, такой, какой была среда старообрядческая.

Меценатами не рождаются, ими становятся. И я думаю, что нынешние

меценаты и коллекционеры должны стремиться прежде всего потратить силы и средства на то, чтобы восстановить созданное их предшественниками сто лет назад.

Список используемой литературы:

1. Журнал Моя Москва, 2, 2005

2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. Наука, 1989.

3. Думова Н. Г. Московские меценаты. М. Молодая гвардия, 1992

4. А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.

5. Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.

6. Бурышкин П.А. Москва купеческая // Кузьмичев Д.А., Шапкин И.Н. Отечественное предпринима-тельство. Очерки истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.

7. Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1997.

8. Свердлова А Л. Меценатство в России как социальное явление // Социол. исслед., 1999. № 7.

9. Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: РОССПЭН, 2000.

10. Пажитнов К. Положение рабочего класса в России. СПб., 1908.

11. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987.

12. Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука. 1994.

13. Корш Е.А. Быт купечества и мещанства // Гос. ист. музей: выставка "Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX вв.": Статьи и путеводитель по выставке. М., 1926, с. 32. Цит. по: История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX - начало XX века. М., 2000.

14. Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. М., СПб.: Искусство;

СПб.: LOGOS. 1998.

15. Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990.

[1] Журнал Моя Москва, 2, 2005

[2] Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. Наука, 1989.

[3] Думова Н. Г. Московские меценаты. М. Молодая гвардия, 1992

[4] А. А. Аронов. Золотой век русского меценатства. Москва.1995г.

[5] Меценаты и коллекционеры. Альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. М.;1994г.

[6] Бурышкин П.А. Москва купеческая // Кузьмичев Д.А., Шапкин И.Н. Отечественное предпринима-тельство. Очерки истории. М.: Прогресс-Академия, 1995.

[7] Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1997.

[8] Свердлова А Л. Меценатство в России как социальное явление // Социол. исслед., 1999. № 7.

[9] Гавлин М.Л. Российские предприниматели: духовный облик, меценатство // История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX - начало XX века. М.: РОССПЭН, 2000.

[10] Пажитнов К. Положение рабочего класса в России. СПб., 1908.

[11] Зомбарт В. Буржуа. М.: Наука. 1994.

[12] Оссовская М. Рыцарь и буржуа. М.: Прогресс, 1987.

[13] Корш Е.А. Быт купечества и мещанства // Гос. ист. музей: выставка "Из эпохи крепостного хозяйства XVIII и XIX вв.": Статьи и путеводитель по выставке. М., 1926, с. 32. Цит. по: История предпринимательства в России. Книга вторая. Вторая половина XIX - начало XX века. М., 2000.

[14] Барышников М.Н. Деловой мир России. Историко-биографический справочник. М., СПб.: Искусство; СПб.:LOGOS. 1998.

[15] Станиславский К.С. Мое гражданское служение России. М., 1990

Наши рекомендации