И мужеству пожарных - спасателей
Министерство образования Калининградской области
Калининградский областной детский центр
Экологического образования и туризма
Областной конкурс исследовательских работ учащихся
«Юные исследователи природы и истории родного края»
СЕКЦИЯ КРАЕВЕДЕНИЯ
Исследовательская работа
Выполнена: ученицами 10 классов МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа посёлка Петрово Гурьевского муниципального района Калининградской области Сокол
Юлией Игоревной и Буйной Анастасией Сергеевной
Руководитель: заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Петровская средняя общеобразовательная школа, руководитель дружины юных пожарных
Кошкина Людмила Ивановна
Калининградская область
Содержание:
1. Введение . . . . . . . . . 2 - 4
2. Основная часть.
2.1. О состоянии пожарной охраны г. Кёнигсберга до Великой
Отечественной. . . . . . . . . 4 – 5
2.2. История создания пожарной охраны в Калининградской
области, начиная с 1945 года.
Кёнигсберг: разрушения и опасности . 5 - 7
2.3. Организация пожарной охраны в Калининграде и области . 7 – 10
2.4. Главное достояние пожарной охраны – люди!. . . . 10
3. Заключение, выводы . . . . . . . 11 – 13
4. Список используемой литературы . . 14
5. Электронные источники . . . . . 14
55Глава 2. Развитие пожарной о
6. Приложения . . . . . . . . . 1 –15
Введение
Годовщине Калининградской области
и мужеству пожарных - спасателей
родного края посвящается…
Тема исследования:
«История создания пожарной охраны в Калининградской области»
Цель исследования:
1. Выявить, как создавалась и развивалась пожарная охрана Калининградской области, начиная с 1945 года.
Задачи исследования:
1. Совершенствование знаний по истории родного края.
2. Получение собственных данных по теме, их обобщение и анализ.
3. Приобщение к исследовательской, поисковой и творческой деятельности.
4. Популяризация знаний в области пожарной безопасности, формирование у учащихся позитивного отношения к противопожарной службе и поднятие престижа профессии пожарного-спасателя.
Гипотеза:
«Пожарная охрана Калининградской области начала своё развитие в 1945 года и, постоянно реформируясь, к XXI столетию стала мощной силой по предотвращению возгораний, спасению человеческих жизней и имущества от пожаров, а также по воспитанию культуры безопасности у населения».
Объект исследования: История создания и развития пожарной охраны в Калининградской области.
Предмет исследования: Пожарные части и команды Калининграда и Калининградской обл.
Методы исследования:
1. Изучение архивных документов, анализ научной литературы и internet-сайтов по теме исследования.
2. Социологический опрос и анкетирование среди взрослых и детей.
3. Интервьюирование ветеранов пожарной охраны и работников ГУ МЧС России по Калининградской области.
4. Анализ статистических данных [см. приложение _], .
Организация и содержание работы:
1. Пробуждение интереса, развития творческих и познавательных способностей учащихся.
2. Разработка и применение новых форм внеурочной деятельности.
3. Сотрудничество между авторами работы и шефами из КОО ВДПО и ГУ МЧС России по Калининградской области.
В мае 2007 года, в Петровской средней школе была создана с целью пропаганды пожарно-технических знаний среди детей и подростков дружина юных пожарных «Спасатели». ДЮПовцы вчера и сегодня учатся правилам осторожного обращения с огнем, приемам тушения огня, оказания первой медицинской помощи. Особую актуальность такие формирования приобрели в наше неспокойное время, когда теракты стали частым явлением и чрезвычайная ситуация может вспыхнуть в любую минуту и в любой точке планеты. За период с 2006 по 2010 гг., антропогенная деятельность в Российской Федерации лет привела к возникновению более 1 млн. пожаров (примерно 19 тыс. по причине детской шалости с огнем), на которых погибло свыше 75 тысяч человек, из них более 3000 детей, около 70 % в возрасте до 6 лет, травмировано свыше 6000 детей (рис. 1).
Рис. 1. Оперативная обстановка с пожарами в Российской Федерации в 2006-2010 гг.
В связи с этим, пропаганда пожарно-технических знаний до сих пор не теряет своей актуальности, ведь далеко не все граждане серьезно относятся к проблеме предотвращения пожаров на бытовом уровне и не стремятся к уменьшению потерь от пожаров. Люди слишком заняты более насущными, как им кажется, проблемами и обычно не задумываются о собственной безопасности и безопасности окружающих.
Надо отметить, что накопление знаний и навыков по вопросам безопасности имеет многовековые народные традиции. Безопасность человека начинается с осторожности, внимания, уважения к окружающему миру, и эти качества важно прививать ребенку с раннего детства. Пропаганда традиций и истории пожарной охраны, добровольного пожарного общества Кёнигсберга, Калининграда и России – одно из направлений нашей работы. На занятиях в кружке «Юный пожарный» мы уже познакомились с историей противопожарной службы России, Кёнигсберга, а о том, как создавалась пожарная служба в Янтарном крае, начиная с 1945 года, мы знали очень мало. Тогда мы решили провести анкетирование и тестирование во всех классах нашей школы, чтоб узнать, что знают они о пожарной охране малой Родины. Провели соцопрос среди жителей близлежащих посёлков. Результаты оказались неутешительными. Тогда, руководитель ДЮП, Кошкина Л.И., предложила нам совершить обучающие экскурсии по пожарным частям Калининграда и области, чтобы как можно больше узнать об их истории. Мы собирали информацию о пожарной службе в ГУ МЧС, УНД (управление надзорной деятельности) РФ по Калининградской области, в областной научной библиотеке, заходили на сайт государственного областного архива, интересовались информацией в областном историко-художественном музее, не отказывали нам в помощи в пожарных частях региона. Постоянно на все наши просьбы откликались сотрудники Калининградского областного отделения «Всероссийское добровольное пожарное общество» (далее, КОО ВДПО). Материалами послужили литературные источники, фотоматериалы, интервью с работниками пожарной охраны и периодические издания Калининграда, а также многочисленные архивные документы, которые нам предоставили в пожарных частях области. Мы делали фоторепортажи [см. приложение _], давали открытые уроки. Познакомившись с найденной информацией, мы были удивлены: как мало информации на эту тему в энциклопедиях, СМИ и других источниках. Доклад, который Вы держите в руках, содержит не только сухие даты и цифры а и, по нашему мнению, увлекательное исследование о создании пожарной службы в Калининградской области, о жизни пожарных, внесших заметный вклад в историю нашего родного края. Мы гордимся отвагой пожарных и, находясь в пожарных частях, познакомившись с очень скромными и мужественными людьми, мы услышали от них добрые наставления и благодарность за предпринятые начинания. Тем более, что первой нашей работой «История создания пожарной охраны Кёнигсберга» заинтересовалось ГУ МЧС России по Калининградской области, а также преподаватели и ученики. Естественно, столь обширная тема не может быть полностью исследована в рамках одного доклада. Поэтому, здесь мы попытаемся только наметить основные этапы этого сложного и многогранного процесса, заложив фундамент для дальнейших исследований.