Из «конституционного» проекта М. Т. Лорис-Меликова
Историк о политике правительства в конце 1870-х гг.
...Рассмотрев правительственную политику конца 70-х годов, сделаем ряд выводов. Эта политика со всей очевидностью говорит о наступившем кризисе самодержавия...
Переход к чрезвычайным законам, нашедший свое выражение в расширении функций военных судов, в ряде других административно-полицейских мер и, главное, в учреждении института временных генерал-губернаторов, не дает правительству никаких положительных результатов. Наоборот, несмотря на все эти меры, террористическая деятельность революционеров получает дальнейшее развитие. К тому же, несмотря на то, что учреждение института временных генерал-губернаторов ставило своей целью укрепление самодержавия, фактически это приводило к обратным результатам. Генерал-губернаторы, представлявшие собой своеобразное «государство в государстве», нарушали принцип централизации власти и единства действий. Вполне естественно, что подобная деятельность не могла не ослаблять власти самодержавного монарха.
1. Чем ослабляло самодержавную власть введение временных генерал-губернаторств?
2. Приведите другие примеры кризиса самодержавия в конце 1870-х гг.
Из «конституционного» проекта М. Т. Лорис-Меликова
...Нельзя... не останавливаться на мысли, что призвание общества к участию в разработке необходимых для настоящего времени мероприятий есть именно то средство, какое и полезно и необходимо для дальнейшей борьбы с крамолою... Исходя из этого основного начала и принимая во внимание, что на местах имеются ныне уже постоянные учреждения, способные представить сведения и заключения по вопросам, подлежащим обсуждению высшего правительства, мне казалось бы, что следует остановиться на учреждении в Санкт-Петербурге временных подготовительных комиссий, наподобие организованных в 1858 году Редакционных комиссий, с тем, чтобы работы этих комиссий были подвергаемы рассмотрению с участием представителей от земств и некоторых значительных городов...
Число комиссий должно быть ограничено на первое время двумя по главным отраслям, к которым могут быть отнесены предметы их занятий: административно-хозяйственные и финансовые... Засим составленные подготовительными комиссиями законопроекты подлежали бы... предварительному внесению в общую комиссию, имеющую образоваться под председательством особо назначенного высочайшею волею лица из председателей и членов подготовительных комиссий, с призывом выборных от губерний... а также от некоторых значительных городов, по два от каждой губернии и города...
Рассмотренные и одобренные или исправленные общею комиссиею законопроекты подлежали бы внесению в Государственный Совет... Работа не только подготовительных, но и общей комиссий должна бы иметь значение исключительно совещательное и ни в чем не изменяющее существующего ныне порядка возбуждения законодательных вопросов и рассмотрения их в Государственном Совете... Самый состав общей комиссии будет каждый раз предуказываем высочайшею волею, причем комиссия будет получать право заниматься лишь предметами, предоставленными ее рассмотрению...
Такое учреждение может дать правильный выход заметному стремлению общественных сил к служению престолу и отечеству, неминуемо внесет в народную жизнь оживляющее начало и предоставит правительству возможность пользоваться опытностью местных деятелей, ближе стоящих к народной жизни, нежели чиновники центральных управлений...
1. Почему М. Т. Лорис-Меликов считает, что его проект поможет в борьбе с революционным движением?
2. Был ли этот проект конституционным? Обоснуйте свой ответ.
Из воспоминаний С.Ф. Ковалика.
«Летучая пропаганда по самому существу своему не могла иметь задачей не только последовательного просвещения народа, но и систематического его революционизирования — она стремилась внести революционное брожение в широкие слои населения...
...Пропагандист заводил знакомства среди ближайших крестьян или рабочих... мало-помалу начинал беседовать с ними на революционные темы и давать им для прочтений... разные революционные книги».