По­ра­же­ние от фи­ли­с­тим­лян. Ис­то­рия ков­че­га

Сле­ду­ю­щее со­бы­тие – это вой­на с фи­ли­с­тим­ля­на­ми. Борь­бой с фи­ли­с­тим­ля­на­ми бы­ла на­пол­не­на вся жизнь Сам­со­на; ко времени Самуила эта си­ту­а­ция не раз­ре­ши­лась. Фи­ли­с­тим­ля­не – это один из так называемых на­ро­дов мо­ря, на­се­ляв­ший при­бреж­ную по­ло­су, ко­то­рую не уда­лось в свое вре­мя за­во­е­вать Ии­су­су На­ви­ну. В тех­ни­че­с­ком от­но­ше­нии фи­ли­с­тим­ля­не бы­ли бо­лее развиты, чем из­ра­иль­тя­не. Они об­ла­да­ли же­лез­ным ору­жи­ем, при­чем власть их над из­ра­иль­тя­на­ми бы­ла та­ко­ва, что из­ра­иль­тя­не не мог­ли не толь­ко са­ми из­го­тав­ли­вать се­бе ору­жие из же­ле­за, но да­же, ес­ли им нуж­но бы­ло по­то­чить ка­кое-то ору­дие, то они долж­ны бы­ли об­ра­щать­ся к фи­ли­с­тим­ля­нам или тем, кто был ими на это упол­но­мо­чен. Кстати, одно из своих названий – Палестина – Святая Земля получила именно по имени этого народа. И вот из­ра­иль­тя­не вы­сту­пи­ли про­тив фи­ли­с­тим­лян на вой­ну. По­сле пер­во­го по­ра­же­ния они ре­ши­ли для ук­реп­ле­ния сво­их сил по­не­с­ти пе­ред со­бой ков­чег, по­ла­гая, что сам факт пред­не­се­ния ков­че­га бу­дет яв­лять­ся за­ло­гом то­го, что и Бог пой­дет впе­ре­ди них, что­бы, как в бы­лые вре­ме­на, со­кру­шить вра­гов. Два не­че­с­ти­вых сы­на Илия бе­рут ков­чег и от­прав­ля­ют­ся впе­ре­ди из­ра­иль­тян, твер­до уве­рен­ные, что Бог за ков­че­гом обя­за­тель­но пой­дет. Кон­ча­ет­ся это пла­чев­но – из­ра­иль­тя­не раз­би­ты, сы­но­вья Илия уби­ты, ков­чег за­хва­чен как цен­ный во­ен­ный тро­фей. Илий, ус­лы­шав о ги­бе­ли сво­их сы­но­вей, упал на зем­лю и, сло­мав се­бе хре­бет, уме­р. Так ис­пол­нил­ся суд Бо­жий над его до­мом.

Даль­ше при­во­дит­ся очень на­зи­да­тель­ный рассказ о судь­бе ков­че­га сре­ди фи­ли­с­тим­лян (1 Цар. 5, 6 гл.). Они при­но­сят ков­чег в храм сво­е­го бо­же­ст­ва Да­го­на, и идол раз­ру­ша­ет­ся. По­сле че­го сре­ди них на­чи­на­ют­ся бо­лез­ни, они на­чи­на­ют по­ги­бать и сра­зу же по­ни­ма­ют, в чем де­ло, что все эти бе­ды про­ис­хо­дят от ков­че­га. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на скорость реакции. Ес­ли до из­ра­иль­тян по­доб­ные ве­щи до­хо­дят ино­гда по 10 – 20 лет, по изо­б­ра­же­нию кни­ги Су­дей, фи­ли­с­тим­ля­не, эти языч­ни­ки, го­раз­до бы­с­т­рее разобрались в про­ис­хо­дя­щем. Для вер­но­с­ти они ре­ша­ют ус­т­ро­ить ре­ли­ги­оз­ный экс­пе­ри­мент. Они бе­рут не­дав­но оте­лив­ших­ся ко­ров, за­пря­га­ют их в по­воз­ку, ста­вят свер­ху ков­чег и решают, что ес­ли ко­ро­вы пой­дут к сво­им те­ля­там, зна­чит, на­до ис­кать дру­гую при­чи­ну бед, а ес­ли ко­ро­вы по­ве­зут ков­чег об­рат­но к из­ра­иль­тя­нам, зна­чит, догадка о том, что ковчег стоит вернуть, правильная (1 Цар. 6 гл.). И дей­ст­ви­тель­но, про­ис­хо­дит так, как пред­по­ла­га­ли жрецы и прорицатели: по­воз­ка от­прав­ля­ет­ся в сто­ро­ну из­ра­иль­тян. В ка­че­ст­ве жерт­во­при­но­ше­ния фи­ли­с­тим­ля­не положили к ков­че­гу зо­ло­тые изо­б­ра­же­ния на­ро­с­тов, от ко­то­рых они уми­ра­ли, и мы­шей, ко­то­рые вне­зап­но так силь­но раз­мно­жи­лись.

По­воз­ка при­шла в Веф­са­мис. Жи­те­ли рас­ко­ло­ли ее на дро­ва и при­нес­ли ко­ров в жерт­ву. Но они ока­за­лись людь­ми лю­бо­пыт­ны­ми и ре­ши­ли по­смо­т­реть, что ле­жит в ков­че­ге. За это они бы­ли на­ка­за­ны великим по­ра­же­ни­ем (1Цар. 6:19–20). Ре­шив, что ни­ка­ко­го до­б­ра им от ков­че­га не бу­дет, от­пра­ви­ли его в дру­гое по­се­ле­ние, Ки­ри­а­фу-И­а­рим, где в до­ме некоего Ами­на­да­ва ков­чег про­сто­ял целых 20 лет. Это то­же ха­рак­те­ри­зу­ет ре­ли­ги­оз­ное со­сто­я­ние из­ра­иль­тян, так как 20 лет ков­чег на­хо­дил­ся в ча­ст­ном до­ме не­зна­чи­тель­но­го по­се­ле­ния, и ни­ко­го это не вол­но­ва­ло до вре­ме­ни царя Да­ви­да.

Не сов­сем по­нят­на судь­ба ски­нии после смерти Илия. Су­дя по от­ры­воч­ным ука­за­ни­ям, ко­то­рые со­дер­жат­ся в Свя­щен­ном Пи­са­нии, Си­лом, где нес свое слу­же­ние Илий, был раз­ру­шен и раз­граб­лен фи­ли­с­тим­ля­на­ми. Но ски­ния не бы­ла унич­то­же­на. Вто­рая кни­га Па­ра­ли­по­ме­нон (2 Пар. 1:3–6) го­во­рит о том, что Со­ло­мон и на­чаль­ни­ки, быв­шие при нем, от­пра­ви­лись в Га­ва­он, где бы­ла ски­ния со­бра­ния, ко­то­рую ус­т­ро­ил некогда Мо­и­сей (Исх. 33:7), и где был мед­ный жерт­вен­ник, сде­лан­ный еще во вре­ме­на Мо­и­сея.

Са­му­ил – су­дья

Са­му­ил ус­т­роил жерт­вен­ник в Раме и там со­вер­ша­л жерт­во­при­но­ше­ния. Постепенно ему удается от­вра­тить израильский на­род от идо­ло­по­клон­ст­ва и вер­нуть к бо­го­по­чи­та­нию (1 Цар. 7:3, 4). Израильтяне вновь стали со­би­рать­ся для бо­го­слу­же­ния. И вскоре получили по­мощь Бо­жию. Ког­да все израильтяне собрались к Са­му­и­лу в Мас­си­фу, фи­ли­с­тим­ля­не использовали это как удоб­ный по­вод для нападения. Но по за­ступ­ни­че­ст­ву Са­му­и­ла Гос­подь явил фи­ли­с­тим­ля­на­м та­кие гроз­ные при­род­ные яв­ле­ния, что на дол­гое вре­мя у них про­па­ла вся­кая охо­та де­лать на­па­де­ния на из­ра­иль­тян. «Так усмирены были Филистимляне, и не стали более ходить в пределы Израилевы; и была рука Господня на Филистимлянах во все дни Самуила» (1 Цар. 7:13). Са­му­ил ревностно ис­пол­нял свое слу­же­ние, каждый год он обходил Вефиль, Галгал и Массифу и судил народ.

Наши рекомендации