Распределение баллов по формам работы
Ø Посещение лекций и работа на практических занятиях – 0-20 баллов.
Ø Подготовка рефератов и презентаций – 0-6 баллов (за семестр 2 реферата).
Ø Научное конспектирование – 0-8 баллов.
Ø Подготовка картотеки терминов – 0-5 баллов.
Ø Коллоквиум – 0-10 баллов.
Ø Модульная контрольная работа – 25 баллов.
Итого: 100 баллов.
Посещение лекций и работа на практических занятиях (0-20 баллов)
20 баллов – студент посетил все практические и лекционные занятия, систематически и активно работал на семинарах, имеются в наличии конспекты всех лекций.
19 баллов – допускается пропуск одного практического и одного лекционного занятия, систематически и активно работал на семинарах, имеются в наличии конспекты всех лекций.
18 баллов – студент посетил почти все занятия (допускается пропуск двух занятий), периодически проявлял активность на семинарах (один полный ответ), имеются в наличии конспекты всех лекций.
17 баллов – студент посетил почти все занятия (допускается пропуск одного практического и одного лекционного занятия), периодически проявлял активность на семинарах (один полный ответ), имеются в наличии конспекты не всех лекций.
16 баллов – студент посетил почти все занятия (допускается пропуск одного практического и двух лекционных занятий), периодически проявлял активность на семинарах (один полный ответ), имеются в наличии конспекты не всех лекций.
15 баллов – студент не посетил все занятия (пропущены два практических), хотя бы один раз отвечал на семинаре, имеются в наличии конспекты всех лекций.
14 баллов – студент не посетил все занятия (пропущены два практических и три лекционных), хотя бы один раз отвечал на семинаре, имеются в наличии конспекты всех лекций.
13 баллов – студент не посетил все занятия (пропущены три практических и три лекционных), хотя бы один раз отвечал на семинаре, имеются в наличии конспекты не всех лекций.
12 баллов – студент не посетил все занятия (пропущены три практических и четыре лекционных), хотя бы один раз отвечал на семинаре (неполный ответ или дополнения), имеются в наличии конспекты не всех лекций.
11 баллов – студент не посетил все занятия (пропущены три практических и пять лекционных), хотя бы один раз отвечал на семинаре (неполный ответ или дополнения), имеются в наличии конспекты не всех лекций (но больше половины).
10 баллов – студент посетил половину занятий, ответы на семинарах отсутствуют (только дополнения), конспекты лекций достаточно полные, часть отсутствует.
9 баллов – студент посетил половину занятий, ответы на семинарах отсутствуют, конспекты лекций достаточно полные, часть отсутствует.
8 баллов – студент посетил половину занятий, ответы на семинарах отсутствуют (только дополнения), конспекты лекций весьма неполные, часть отсутствует.
7 баллов – студент посетил меньше половины занятий, ответы на семинарах отсутствуют (только дополнения), конспекты лекций достаточно полные, часть отсутствует.
Меньше 7-ми баллов – студент не посетил все занятия (меньше половины), не отвечал на семинарах, конспекты лекций представлены частично и фрагментарно.
Подготовка рефератов и презентаций (0-6 баллов, за семестр 2 реферата)
6 баллов – студент подготовил реферат и презентацию, содержание и оформление которых соответствуют требованиям, предъявляемым работам такого типа.
5 баллов – студент подготовил реферат и презентацию, в оформлении и содержании которых есть незначительные ошибки.
4 балла – реферат и презентация имеют ряд недочетов, неумение отвечать на вопросы по теме реферата.
3 балла – в подготовленном реферате нет списка использованной литературы, присутствуют технические недочеты и ошибки в содержании.
2 балла – отсутствует презентация, слабый реферат.
1 балл – отсутствует презентация, оформление и содержание реферата не соответствуют требованиям, предъявляемым работам такого типа.
Научное конспектирование (0-8 баллов)
Для конспектирования предлагаются четыре статьи, каждая из которых оценивается в 2 балла.
Подготовка картотеки терминов (0-5 баллов)
5 баллов – студент составил полный словарь необходимых терминов с качественным оформлением списка использованной литературы.
4 балла – студент составил неполный словарь необходимых терминов (отсутствуют до трех терминов), есть погрешности в оформлении списка использованной литературы.
3 балла – студент составил неполный словарь необходимых терминов (отсутствуют до семи терминов), есть погрешности в оформлении списка использованной литературы.
2 балла – студент составил минимальный словарь необходимых терминов, есть погрешности в оформлении списка использованной литературы.
1 балл – студент составил минимальный словарь необходимых терминов, список использованной литературы оформлен небрежно или отсутствует.
Коллоквиум (0-10 баллов)
Коллоквиум по курсу «Введение в языкознание» представляет собой интерпретацию 5 терминов курса, выбранных преподавателем. 2 балла снижается за незнание термина. 1 балл снижается за неполное раскрытие термина.
Модульная контрольная работа (0-25 баллов)
25-17 баллов – оценивается работа, демонстрирующая прочные теоретические знания в области языкознания, знание дополнительной литературы. Что подразумевает знание всех понятий и терминов, включенных в программу курса, ключевых проблем языкознания и подходов к их решению. Формулировки определений четкие, логичные, полные. Студент умеет анализировать единицы разных уровней системы языка, знает законы и правила их функционирования, определяет их на практике, правильно интерпретирует факты, демонстрирует знакомство с основными достижениями современной лингвистики. Теоретические изложения подтверждены соответствующим, обширным и самостоятельно подобранным иллюстративным материалом. Примеры полностью подтверждают теоретический материал. Речь студента стилистически правильна, ответ логично построен, присутствуют вступление и заключение.
25 баллов – ошибки всех типов отсутствуют. Ответ полностью соответствует требованиям, изложенным выше.
24-23 балла – 1-2 незначительные погрешности (нетерминологического характера) в формулировке определений, описании проблем или использовании иллюстративного материала.
22-20 баллов – замена 1-2 терминов или терминологического высказывания общеупотребительными словами.
19-18 баллов – отсутствует четкий переход от вступления к основной части ответа и к выводу.
17-8 баллов – оценивается ответ, демонстрирующий знание основной литературы и частично дополнительной, а также наличие прочных навыков практического анализа языковых категорий и единиц на всех уровнях. Что подразумевает знание ключевых терминов и понятий языкознания, умение охарактеризовать основные проблемы данной науки и пути решения этих проблем, предложенных в учебниках. Формулировки определений четкие, но с небольшими погрешностями. Студент может допустить незначительные погрешности при анализе отдельных примеров, явлений. Однако ответ не должен свидетельствовать о неполноте знаний или об одностороннем подходе к теоретической интерпретации отдельных фактов и явлений. Особое внимание следует уделить правильности и разнообразию иллюстративного материала (насколько он самостоятелен) и его интерпретации.
17-16 баллов – отсутствие широких комментариев к дефинициям.
15-14 баллов – приведенный иллюстративный материал однообразный, однако подобран правильно.
13-12 баллов – определения правильные, но неполные.
11-10 баллов – ответ в целом полный, однако логика изложения нарушается.
9-8 баллов – анализ приведенных примеров свидетельствует о механическом применении полученных навыков.
7-1 балл – ответ свидетельствует о знании основной литературы, достаточной теоретической базе для дальнейшего изучения лингвистических курсов, но недостаточной для свободного и самостоятельного применения полученных знаний. Допускается наличие нескольких негрубых ошибок, свидетельствующих о недостаточно полном и глубоком знании теоретического и практического материала. Навыки лингвистического анализа типового практического материала прочные и применяются осознанно. Логика ответа соблюдена, однако отсутствует вступление, выводы механически присоединяются к ответу.
7-6 баллов – не все аспекты проблемы рассмотрены одинаково полно.
5 баллов – вопрос освещен односторонне, иллюстративный материал подобран самостоятельно.
4 балла – при изложении материала используются языковые средства, характерные для научного стиля, примеры отсутствуют, нарушения в логике изложения материала.
3 балла – присутствуют лишь нетерминологические формулировки основных терминов и понятий, связанных с обсуждаемым вопросом.
2 балла – приводятся несколько взаимосвязанных понятий, относящихся к вопросу.
1 балл – студент не может сформулировать фразы, связанные с предметом.
Вопросы для модульного контроля
1. Предмет и задачи науки о языке. Языкознание общее и частное, теоретическое и прикладное. Связь языкознания с другими науками.
2. Язык как общественное явление. Основные функции языка. Язык и мышление.
3. Язык и речь. Понятие нормы.
4. Язык как системно-структурное образование знакового характера.
5. Понятие о знаке. Знаковый характер языковых единиц.
6. Отличие языка от искусственных знаковых систем. Признаки языкового знака.
7. Язык как система систем. Инвариант языковой единицы и ее варианты в языке.
8. Синтагматические и парадигматические отношения в языке.
9. Язык и общество. Элементы социальной дифференциации в языке: жаргоны и диалекты. Табу и эвфемизмы.
10. Функционально-стилистическая дифференциация языка, его основные стилистические разновидности.
11. Закономерности исторического развития языка: родство языков и языковые союзы.
12. Проблема происхождения языка. Различные подходы к решению этой проблемы.
13. Предмет фонетики, ее практическое и теоретическое значение.
14. Три аспекта в изучении звуков речи.
15. Основные понятия акустики. Акустическая классификация звуков речи.
16. Устройство речевого аппарата. Понятие об артикуляционной базе.
17. Артикуляторная классификация гласных.
18. Артикуляторная классификация согласных.
19. Основные понятия фонологии. Фонемы и их варьирование: Ленинградская и Московская фонологические школы.
20. Фонетическое членение речи.
21. Слог, фонетическое слово, фраза.
22. Ударение. Словесное и фразовое ударение.
23. Интонация и ее элементы: мелодика, пауза, темп, фразовое и логическое ударение. Типы интонаций в разных языках.
24. Фонетические процессы. Позиционные и комбинаторные изменения фонем.
25. Слово как единица языка. Признаки слова. Слово и предложение.
26. Лексическое значение. Структура лексического значения.
27. Синонимы, омонимы, антонимы, паронимы.
28. Моносемия и полисемия. Прямое и переносное значение. Метафора и метонимия.
29. Фразеология. Идиомы и свободные словосочетания. Типы фразеологизмов.
30. Лексикография. Основные типы словарей: энциклопедические и лингвистические.
31. Словообразование. Понятие о морфеме.
32. Грамматика, ее единицы и разделы. Грамматическое значение.
33. Части речи как лексико-грамматические классы слов. Принципы их выделения.
34. Предложение и словосочетание.
35. Предложение как основная коммуникативная и структурная синтаксическая единица языка.
36. Языки мира и их классификация.
37. Генеалогическая классификация языков. Важнейшие языковые семьи.
38. Типологическая классификация языков.
39. Письмо. Типы письма.
40. Алфавит, графика и орфография. Принципы орфографии.
41. Языковеды мира: жизнь и творчество.