Жигимонт Старый Елена Глинская
Василий III Леди Гамильтон
Клио:Время вышло. Прошу команды сдать карточки на оценку судьям.
Прошу уважаемых судей огласить итоги второго конкурса и общие баллы.
(судьи оглашают)
Геродот:А теперь мы посмотрим, какая из команд лучше знает историю родной Беларуси. Конкурс третий – «Таямніца Полацкай гісторыі».
1. Пра гэтага князя ў летапісе сказана, што ен прыйшоў «з-за мора» і стаў княжыць у Полацку. Назавіце імя гэтага князя? (Рагвалод)
2. Магла віраваць над Палатою вясельная бяседа з хмельным медам і заморскім віном, з песнямі гусляроў і прысягамі на вечную ўзаемную вернасць. Гісторыя вырашыла па-свойму: не віно лілося на яе вяселлі, а кроў. У якой полацкай князеўны было такое вяселле? (У Рагнеды)
3. У гонар якога полацкага князя быў названы горад Заслаўе? (У гонар Ізяслава)
4. Якая жанчына стала першай на ўсходнеславянскіх землях манашкай? Якое імя яна прыняла? (Рагнеда, Анастасія)
5. Таямніца ахутвае ўжо ягоны прыход на свет. Летапіс гаворыць, што маці нарадзіла яго «от волхования», гэта значыць пры ўдзеле паганскіх чараўнікоў. На галаве немаўля мела загадкавае «язвено», што вешчуны наказалі маці завязаць, каб сын насіў яго да смерці. Можа, гэта была нейкая язва, а мо вялікі радзімы знак, якім пазначае сваіх выбранцаў неба. Пра якога князя ідзе гаворка? (Пра Усяслава Чарадзея).
6. Бацькі вырашылі выдаць дачку за сына багатага чалавека. Княгіня Сафія рыхтавала пасаг, князь Святаслаў прыкідваў выгады ад шлюбу. Яны яшчэ не ведалі, што дачка цверда выбрала іншую пуцявіну. Як звалі дачку Святаслава, і які жыццевы шлях яна сабе выбрала? (Прадслава, стала манашкай-асветніцай).
7. Магчыма, у ягонай ювелірнай майстэрні іншая Прадслава выбірала сабе аздобы, захаплялася шматкаляровымі эмалевымі абразкамі. Зрабіўшыся ігуменняй, яна замолвіла слыннаму майстру крыж. Свой шэдэўр майстра стварыў у 1161 г. Як звалі гэтага майстра? (Лазар Богша).
8. Па заказе Падуанскага універсітэта мастак Джакома Форна размаляваў фрэскамі залу, дзе адбываліся ўрачыстыя пасяджэнні. Там з’явілася сорак партрэтаў выдатных людзей, якія некалі вучыліся ці выкладалі ў Падуі. У верхнім ярусе фрэсак падымаўся на поўны рост чалавек, твар якога свяціўся рашучасцю і духоўнай чысцінею. Потым гэты беларус стаў вядомым усяму свету. Што гэта за чалавек? (Ф.Скарына).
9. У 1667 г. яго прызначылі выхавальнікам і настаўнікам дзяцей рускага цара. Ен асабіста вучыў царэвічаў Аляксея ды Федара, царэўну Соф’ю. Для васьмігадовага Пятра ен выдаў буквар з уласнай вершаванай прамовай. А сам ен быў родам з Полацка. Як звалі гэтага чалавека? (С.Полацкі).
10. У 1842-1849 гг. у Вільні выдаваўся альманах «Рубон», а ў старажытнасці з клічам «Рубен» полацкія воіны ўступалі ў бітву. Што азначала гэта слова? (Так у старажытнасці называлі раку Заходнюю Дзвіну).
11. Які пісьменнік з’яўляецца аўтарам вядомай кнігі па гісторыі Полаччыны “Таямніцы Полацкай гісторыі”? (У.Арлоў).
Клио:Проводим конкурс для зрителей. Я назову определение, а Вы должны ответить, что оно обозначает. Кто знает ответ – поднимает руку. За каждый правильный ответ зрителю выдается карточка. За каждые 3 карточки учитель выставит ученику 5 баллов.
Определения:
v Наемник – профессиональный воин, нанимавшийся государствами, городами, отдельными феодалами за плату. Существовали с древности, а в XY-XYIII вв. являлись основой вооруженных сил в Западной Европе.
v Нацизм – реакционное политическое движение, которое привело к установлению в 1933 году фашистского режима в Германии.
v Опричнина – название государева удела в 1565-1572 гг. (его территорий, войска, учреждений). Наименование внутренней политики правительства Ивана XIY Грозного в те же годы.
v Орудия труда – приспособление, инструмент, с помощью которого выполняется какая-либо работа. Необходимая часть материальной культуры. Для каждой исторической эпохи характерны свои орудия труда.
v Полюдье – объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани.
v Посадник – наместник князя в землях, входивших в состав Древнерусского государства.
v Православие – одно из основных направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
v Наша эра – современная система летоисчисления, в которой за начальный момент отсчета годов взято так называемое рождество Христово. Принята в большинстве государств мира.
v Оброк – термин для обозначения двух форм феодальной земельной ренты – продуктовой (натуральный оброк) и денежной (денежный оброк).
v Нейтралитет – невмешательство в чужой спор, в борьбу между двумя сторонами. Внешнеполитический курс государства, который характеризуется неучастием его в вооруженных конфликтах (войнах и в военно-политических союзах.
v Оккупация – временное занятие территории одного государства вооруженными силами другого государства или государств.
v Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором производилось все необходимое для жизни и потреблялось почти все, что производится.
v Научно-техническая революция – качественное преобразование современных производительных сил на основе постепенного превращения науки в непосредственную производительную силу, ведущий фактор развития общества.
v Национализация – переход из частной собственности в собственность государства земли, отраслей промышленности, транспорта, связи, банков и т.д.
v Оракул – у древних греков, римлян и народов Востока предсказание, якобы исходившее от божества и передававшееся жрецами верующим, а также место, где оглашалось предсказание. Оракул – человек, все суждения которого признаются непреложной истиной, откровением.
v Папирус – изготовлявшийся в древности и раннем средневековье писчий материал из стеблей папируса. Название «папирус» переносилось и на рукопись на этом материале.
v Племя – объединение нескольких соседних родов, тип этнической общности и социальной организации эпохи первобытнообщинного строя. Характерны кровнородственная связь между его членами, деление на роды, общность территории, некоторых элементов хозяйства, самосознания и самоназвания, обычаев и культов, для позднего этапа – самоуправление, состоящее из племенного совета, военных и гражданских вождей.
v Полюдье – объезд в Киевской Руси князем и его дружиной подвластных областей и племен для сбора дани.
v Православие – одно из основных направлений в христианстве. Получило распространение преимущественно в Восточной Европе и на Ближнем Востоке.
v Промышленный переворот – переход от ручного труда к машинному, от цеха к мануфактуре и от мануфактуры к фабрике.
v Протестантизм – новая разновидность христианства, отколовшаяся в 16 в. от католицизма. Основатели П.М.Лютер, Ж.Кальвин, У.Цвингли.
Геродот:А теперь, уважаемые команды, переходим к нашему следующему конкурсу под названием «Дорогой мифов». Каждая из команд получит определенный предмет. Нужно рассказать миф, в котором о нем говорится, вспомнить , какую роль играл в событиях этот предмет.
Команда «Аргонавты» получает клубок ниток: игроки должны рассказать миф о путешествии Тесея на Крит. Клубок символизирует нить Ариадны, которая помогла Тесею и его товарищам найти выход из Лабиринта после победы над ужасным Минотавром.
Команда «Прометей» получает небольшую фигуру деревянного коня: игроки должны рассказать о мифах Троянского цикла, в частности, о Троянской войне. Падение Трои. Целых 9 лет не могли греки завоевать Трою. И лишь хитростью и обманом смогли они проникнуть в город. Огромный деревянный конь, которого троянцы ввезли в город, спрятал в себя могучих греческих воинов. Ночью воины вышли из коня и открыли ворота в город. Только так смогли греки победить неприступный город. Троянский конь – олицетворение, символ вероломства и обмана.
Команда «Книжные черви» получает глиняный сосуд без дна: игрокам нужно рассказать миф о Данаидах. За то, что дочери Даная Данаиды убили своих мужей, сыновей Египта, разгневались на них боги. Несут они в мрачном царстве Аида свою кару за совершенное злодеяние: Данаиды должны наполнять водой огромный сосуд, не имеющий дна. Так и длится без конца их бесплодная работа…
Геродот: Следующий наш конкурс называется «История глазами художников». Каждая из команд получит репродукцию картины, известных художников на историческую тему. Вам нужно будет назвать картину, ее автора, а также рассказать об историческом событии, которое запечатлел автор.