VIII. Подведение итогов урока.
— Вы прочитали три стихотворения Саши Черного. О ком они: о животных или о людях? Что объединяет произведения?
Домашнее задание
Выучить стихотворение, которое больше всего понравилось. Нарисовать иллюстрацию к выбранному стихотворению.
Урок 81. А. Блок «Ветхая избушка»
Цели: ознакомить с жизнью и творчеством А. Блока; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить встихотворениях яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: портрет и выставка книг А. Блока; карточки (текст речевой разминки, задания), магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока
— Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю.
Кончил учитель урок,
Мирно сидит на крылечке.
Звонко кричит пастушок.
Скачут барашки, овечки.
Солнце за горку ушло,
Светит косыми лучами.
В воздухе сыро, тепло,
Белый туман за прудами.
Старый учитель сидит, —
Верно, устал от работы:
Завтра ему предстоит
Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его из-нестный поэт Александр Александрович Блок.
Рассказ учителя об авторе
Александр Блок (1880—1921) первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором — помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе. Главные темы стихов Блока — Родина, человек, любовь, природа.
IV. Физкультминутка
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо.
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
И направо! И еще
Через левое плечо!
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 50. Рассмотрите портрет поэта. Прочитайте, как его зовут.
— Прочитайте название стихотворения. («Ветхая избушка».)
— Как вы понимаете это выражение - «ветхая избушка»?
Ветхий - разрушающийся от старости, дряхлый.
— Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей.)
(Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.)
— Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? (Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой. Он говорит: Весел ребятишкам/Быстрых санок бег... / Бегают, смеются, /Лепят снежный дом, / Звонко раздаются / Голоса кругом...)
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— В каком возрасте А. Блок написал первые стихотворения?
Домашнее задание
Прочитать стихотворение выразительно, выучить его наизусть.
Тема урока: А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
Цели урока:
· познакомить с жизнью и творчеством А. Блока;
· дать образец правильного выразительного чтения, учить детей понимать и читать стихи поэта;
· прививать любовь и интерес к поэзии.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Проверка домашнего задания
Конкурс чтецов стихов С. Черного.
III. Введение в тему. Ознакомление с жизнью и творчеством поэта
1. Чтение учителем отрывка из стихотворения А. Блока.
- Ребята, вы очень хорошо читали стихи, а сейчас я вам почитаю:
Кончил учитель урок, В воздухе сыро, тепло,
Мирно сидит на крылечке. Белый туман за прудами.
Звонко кричит пастушок. Старый учитель сидит, -
Скачут барашки, овечки. Верно, устал от работы:
Солнце за горку ушло, Завтра ему предстоит
Светит косыми лучами. Много трудов и заботы.
Это отрывок из стихотворения «Учитель», а написал его известный поэт Александр Александрович Блок. С жизнью и творчеством этого поэта мы познакомимся сегодня на уроке. (Слайд 2)
Рассказ учителя о поэте.
А.Блок [16 ноября 1880 - 07 августа 1921] (Слайд №3)
Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.( Слайд №4)
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира. (Слайд №5)
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.
(Слайд №6)
3. Работа над стихотворением «Ветхая избушка»
(Слайд №7)
· Дети слушают стихотворение
· Работа над содержанием
- Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»?
ВЕТХИЙ - разрушающийся, негодный от старости; дряхлый.
- Рассмотрите иллюстрацию. О каком времени года пойдет речь в стихотворении? О чем оно? (По иллюстрации видно, что действие происходит зимой. Показаны зимние забавы детей).
· Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Как вы думаете, поэт рассказывает об увиденном с радостью или грустью? ( Он рассказывает об увиденном с радостью. Детям очень весело играть зимой).
· Прочитайте стихотворение выразительно.
Физкультминутка