Знакомство с жизнью и творчеством И.А. Крылова
— Откройте с. 130—131 учебника. Посмотрите на этот разворот. Что вы видите, что можете еще сказать об этом писателе? (Дети вспоминают.)
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.
Иван Андреевич Крылов (1769— 1844) свою литературную деятельность начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 г., когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.
Иван Андреевич Крылов прожил долгую жизнь, он умер на 76-м году жизни и написал более 200 басен. С 1812 г. Иван Андреевич Крылов работал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги - спутники всей его жизни.
Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиной скрываются люди со своими характерами и делами.
VI. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите.
Раз и два, раз и два —
Вот и кончилась игра.
VII. Продолжение работы по теме урока
Чтение текста о Крылове
(Текст на с. 132—133 читают хорошо читающие ученики.)
Вопросы после чтения
(Работа в парах.)
— Перечитайте текст. Составьте по нему вопросы одноклассникам.
— Перечитайте статью о Крылове на с. 132. Проверьте себя, внимательно ли вы читали.
1) И.А. Крылов родился в... (Москве).
2) Он самостоятельно изучил... (французский и итальянский языки).
3) Более тридцати лет он проработал в... (Петербургской публичной библиотеке).
4) Он писал... (басни), в которых высмеивал... (пороки людей).
VIII. Рефлексия
IX. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
— Какой раздел мы начали изучать?
— Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание
Подготовить сообщение об И.А. Крылове.
Урок 42. И. Крылов «Мартышка и Очки»
Цели: познакомить учащихся с басней И.А. Крылова «Мартышка и Очки»; учить их читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Мартышка и Очки»; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст, определите его жанр. (Это небылица.)
Ваня, Ваня-простота
Купил лошадь без хвоста,
Сел задом наперед
И поехал в огород.
— Прочитайте небылицу с «ворчащей» интонацией (еще: с удивлением, весело).
— Прочитайте небылицу быстро.
III. Проверка домашнего задания
— Какие сообщения о баснописце Крылове вы подготовили? Расскажите.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы начнем знакомство с творчеством замечательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. Александр Сергеевич Пушкин очень любил басни Ивана Андреевича Крылова и назвал его «истинно народным поэтом».
- Откройте учебник на с. 134. Прочитайте название басни. Как вы думаете, о чем она?
V. Физкультминутка
Лучшие качели — гибкие лианы.
Это с колыбели знают обезьяны!
Кто весь век качается,
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да!
VI. Работа по теме урока
1. Чтение басни «Мартышка и Очки»
— Ребята, прежде чем мы ознакомимся с новой басней, вспомним, что же такое басня. (Примерный ответ. Это небольшое произведение, написанное стихами илипрозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей — хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость и др. В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей. Басня заканчивается или начинается моралью — выводом, поучением, где объясняется смысл басни.)
— Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы? (Это герои басни.)
— Чтобы текст басни нам был понятен, определим значение слов.
Мартышка — маленькая обезьяна.
Дюжина — 12.
Полдюжины — 6.
Темя — верхняя часть головы.
Нанижет — оденет подряд на нитку, проволоку.
Невежда - необразованный, несведущий человек.
К худу клонит — к плохому клонит.
Познатней - знать — высший слой привилегированного класса.
Невежа - грубый, невоспитанный человек.
Чтение басни учителем
— Подумайте, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку. (Предположения детей.)
— Обратите внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Вертит Очками так и сяк: / То к темю их прижмет, то их на хвост нанижет, / То их понюхает, то их полижет.)
— Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками? (Нет, так очками не пользуются.)
— Прочитайте выразительно, как она примеряла очки.
— Почему Мартышка решила, что люди ее обманули? (Она не знала, как пользоваться очками, поэтому они ей не помогли.)
— В чем комичность ситуации? Что вам показалось в басне смешным? (Было смешно, что очков она достала себе много и надевала их на себя, как только можно было надеть.)
— Перечитайте мораль басни и сделайте свой вывод. (Дети читают мораль басни и объясняют ее, как понимают.)
— Ребята, а если бы не было морали в басне, то вы бы догадались, какие недостатки людей высмеиваются? (Да, можно догадаться, что высмеивается человек-невежда!)
— Чем различаются слова «невежда» и «невежа»? (Невежа — грубый, невоспитанный человек. Невежда — необразованный, малосведущий, безграмотный человек.)
3. Выразительное чтение
— Поработайте в парах. Прочитайте басню выразительно.
4. Инсценирование басни
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.
VII. Рефлексия