Изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные)

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ

Календарный план курса « Отечественная история»

Недели Лекции Семинары
Модуль 1. Русь в средневековом мире ( IX – XV вв.).
1. Историко-культурное своеобразие древнерусского государства. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.
2.   Ранняя история восточных славян.
3. Русские земли в удельный период: модели развития (XII – XV вв.). Формирование единого Русского государства. Древняя Русь: мировые религии и проблема цивилизационного выбора.
4.   Русские земли между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Тестирование по модулю 1.
     
Модуль 2. Россия в контексте мирового развития ( XVI – начало XX вв.).
5. Россия в XVI – XVII веках в сравнительно-историческом измерении. От Руси к России: образование Российского государства ( конец XV – начало XVI вв.)
6.   Россия в XVI веке и кризис Российской государственности в период Смутного времени (конец XVI – XVII вв.).
7. Особенности формирования Российской империи в XVIII веке. Укрепление Российского централизованного государства в XVII веке.
8.   Преобразования XVIII века в России. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII - первой половины XIX века.
9. Основные тенденции мирового развития и Россия ( XIX – начало XX вв.). Реформы и контрреформы второй половины XIX века.
10.   Становление русской инженерной школы. Императорское Московское техническое училище в пореформенный период. Рубежный контроль по модулю 2.
 
Модуль 3. Россия в мировом историческом процессе XХ – начала XXI веков.
11. Россия в условиях глобального конфликта начала ХХ в. и общенационального кризиса. Проблема выбора пути развития в общественной мысли и политических движениях конца XIX – начала XX вв.
12.   Россия в 1917 г. и в годы Гражданской войны.
13. СССР и мир в истории ХХ: поиск политической и социально-экономической модели. Россия и мир в 1920-80-е годы: варианты развития. Достижения НТР и ее последствия. Домашнее задание по модулю 3.
14.   «Перестройка» в СССР (1985-1991 гг.).
15. Распад СССР. Россия в современном мире: проблемы и перспективы развития. Современная Россия: основные тенденции развития. Контрольная работа по курсу.
16.   Особенности развития отечественной науки и техники. Вклад научных школ ИМТУ-МВТУ-МГТУ в мировые и отечественные научно-технические достижения.
    ЗАЧЁТ

Основная литература ко всем семинарским занятиям:

1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. Учебник для вузов. -М., 2014.

2. История России. Под ред. Б. Земцова, И. Данилевского, А. Шубина. СПб. Питер. 2013.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций М., 2003.

4. Г.Р. Наумовой и А.Е. Шикло «Историография истории России. Учебное пособие» 2008 г.

Электронные библиотеки:

1. http://www.gumer.info/

2. http://www.bibliotekar.ru/

3. http://www.hist.msu.ru/ER/

Тема № 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.

Рабочая программа

Сущность, формы, функции исторического знания. История как наука. Предмет истории. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификации исторического источника. Методология и теория исторической науки. Состав современной исторической науки. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Историография.

Отечественная история как наука. Цель и задачи курса Отечественной истории. Содержание курса. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Вопросы для обсуждения

1. Понятие отечественной истории как науки.

2. Проблемы методологии исторической науки.

3. Исторические источники.

4. Проблемы периодизации истории России.

1. Историяот греч historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.

История как наукаизучает и систематизирует прошлое человеческого общества, которое познается с целью понимания его настоящего и составления перспектив в будущем.

Предмет истории-конкретная и многообразная жизнь общества в ее исторической преемственности.

Фундаментом исторической науки является источниковая база (документы, мемуары, пресса и т.д.). В источниках содержатся исторические факты, совокупность которых составляет научное описание. На основе анализа совокупности фактов история приходит к открытию специфических законов развития общества, что формулируется в виде теоретических обобщений.

Состав современной исторической науки: 1) Отдельные разделы и отрасли исторической наука, в пределах которых изучается история общества в целом (всемирная история) и по частям: по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, отдельным сторонам и явлениям в истории человечества 2) вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и т.д.). Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография, являющиеся органическими частями истории. Историю самой исторической науки изучает историография.

Содержание курса "История " включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, её месте в сообществе цивилизаций. Курс раскрывает основные закономерности развития нашего Отечества, а именно: 1) формирование и развитие основных народностей, проживающих на территории России, формирование многонациональной Российской империи 2) процесс создания и развития русского государства и его институтов 3) особенности и этапы экономического развития Российского государства 4) формирование и специфика российского общества, становление и развитие социальных групп, слоев, сословий, классов 5) направления и особенности внешней политики в исторической ретроспективе и перспективы на будущее 6) развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой.

2. Проблемы методологии изложены в трудах основоположников цивилизационного подхода – Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) и Арнольда Тоинби «Постижение истории» (1934-1961).

Также можно порекомендовать изучить труды следующих авторов по данной проблематике:

1. Николай Данилевский «Россия и Европа». 1871 г.

2. Лев Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». 1989 г.

3. Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций" 1993 г.

3. Исторические источники

Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Это закономерно. Но как быть человеку, изучающему историю, если факт, который он познает, уже давно свершился? Ответ кажется простым: надо добыть достоверную информацию о прошлом. Но что считать таковой и как ее добыть? Видный историк и географ Л. Н. Гумилев замечал: “Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения”. Итак, чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.

В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:

Вещественные,

Письменные,

изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные),

Фонические.

Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.

Наши рекомендации