Изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные)
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ИСТОРИИ
Календарный план курса « Отечественная история»
Недели | Лекции | Семинары |
Модуль 1. Русь в средневековом мире ( IX – XV вв.). | ||
1. | Историко-культурное своеобразие древнерусского государства. | История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки. |
2. | Ранняя история восточных славян. | |
3. | Русские земли в удельный период: модели развития (XII – XV вв.). Формирование единого Русского государства. | Древняя Русь: мировые религии и проблема цивилизационного выбора. |
4. | Русские земли между Востоком и Западом (XIII – XV вв.). Тестирование по модулю 1. | |
Модуль 2. Россия в контексте мирового развития ( XVI – начало XX вв.). | ||
5. | Россия в XVI – XVII веках в сравнительно-историческом измерении. | От Руси к России: образование Российского государства ( конец XV – начало XVI вв.) |
6. | Россия в XVI веке и кризис Российской государственности в период Смутного времени (конец XVI – XVII вв.). | |
7. | Особенности формирования Российской империи в XVIII веке. | Укрепление Российского централизованного государства в XVII веке. |
8. | Преобразования XVIII века в России. Научно-технические открытия и изобретения конца XVIII - первой половины XIX века. | |
9. | Основные тенденции мирового развития и Россия ( XIX – начало XX вв.). | Реформы и контрреформы второй половины XIX века. |
10. | Становление русской инженерной школы. Императорское Московское техническое училище в пореформенный период. Рубежный контроль по модулю 2. | |
Модуль 3. Россия в мировом историческом процессе XХ – начала XXI веков. | ||
11. | Россия в условиях глобального конфликта начала ХХ в. и общенационального кризиса. | Проблема выбора пути развития в общественной мысли и политических движениях конца XIX – начала XX вв. |
12. | Россия в 1917 г. и в годы Гражданской войны. | |
13. | СССР и мир в истории ХХ: поиск политической и социально-экономической модели. | Россия и мир в 1920-80-е годы: варианты развития. Достижения НТР и ее последствия. Домашнее задание по модулю 3. |
14. | «Перестройка» в СССР (1985-1991 гг.). | |
15. | Распад СССР. Россия в современном мире: проблемы и перспективы развития. | Современная Россия: основные тенденции развития. Контрольная работа по курсу. |
16. | Особенности развития отечественной науки и техники. Вклад научных школ ИМТУ-МВТУ-МГТУ в мировые и отечественные научно-технические достижения. | |
ЗАЧЁТ |
Основная литература ко всем семинарским занятиям:
1. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. История России. Учебник для вузов. -М., 2014.
2. История России. Под ред. Б. Земцова, И. Данилевского, А. Шубина. СПб. Питер. 2013.
3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций М., 2003.
4. Г.Р. Наумовой и А.Е. Шикло «Историография истории России. Учебное пособие» 2008 г.
Электронные библиотеки:
1. http://www.gumer.info/
2. http://www.bibliotekar.ru/
3. http://www.hist.msu.ru/ER/
Тема № 1. История в системе научного знания. Основы методологии исторической науки.
Рабочая программа
Сущность, формы, функции исторического знания. История как наука. Предмет истории. Методы и источники изучения истории. Понятия и классификации исторического источника. Методология и теория исторической науки. Состав современной исторической науки. Вспомогательные и специальные исторические дисциплины. Историография.
Отечественная история как наука. Цель и задачи курса Отечественной истории. Содержание курса. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.
Вопросы для обсуждения
1. Понятие отечественной истории как науки.
2. Проблемы методологии исторической науки.
3. Исторические источники.
4. Проблемы периодизации истории России.
1. Историяот греч historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано.
История как наукаизучает и систематизирует прошлое человеческого общества, которое познается с целью понимания его настоящего и составления перспектив в будущем.
Предмет истории-конкретная и многообразная жизнь общества в ее исторической преемственности.
Фундаментом исторической науки является источниковая база (документы, мемуары, пресса и т.д.). В источниках содержатся исторические факты, совокупность которых составляет научное описание. На основе анализа совокупности фактов история приходит к открытию специфических законов развития общества, что формулируется в виде теоретических обобщений.
Состав современной исторической науки: 1) Отдельные разделы и отрасли исторической наука, в пределах которых изучается история общества в целом (всемирная история) и по частям: по формациям и эпохам, пространственно-географическому принципу, комплексным проблемам, отдельным сторонам и явлениям в истории человечества 2) вспомогательные и специальные исторические дисциплины (источниковедение, археография, палеография, хронология, метрология, сфрагистика, геральдика, генеалогия, нумизматика и т.д.). Самостоятельное место занимают две специальные исторические науки – археология и этнография, являющиеся органическими частями истории. Историю самой исторической науки изучает историография.
Содержание курса "История " включает в себя основные черты, тенденции и противоречия в историческом пути России, её месте в сообществе цивилизаций. Курс раскрывает основные закономерности развития нашего Отечества, а именно: 1) формирование и развитие основных народностей, проживающих на территории России, формирование многонациональной Российской империи 2) процесс создания и развития русского государства и его институтов 3) особенности и этапы экономического развития Российского государства 4) формирование и специфика российского общества, становление и развитие социальных групп, слоев, сословий, классов 5) направления и особенности внешней политики в исторической ретроспективе и перспективы на будущее 6) развитие самобытной культуры и формирование российской цивилизации, обогащенной восточной и западной культурой.
2. Проблемы методологии изложены в трудах основоположников цивилизационного подхода – Освальда Шпенглера «Закат Европы» (1918) и Арнольда Тоинби «Постижение истории» (1934-1961).
Также можно порекомендовать изучить труды следующих авторов по данной проблематике:
1. Николай Данилевский «Россия и Европа». 1871 г.
2. Лев Гумилев «Этногенез и биосфера Земли». 1989 г.
3. Самюэль Хантингтон "Столкновение цивилизаций" 1993 г.
3. Исторические источники
Приобретая исторические знания и исторический опыт, каждый из нас стремится к их истинности, то есть к верному отражению действительности в своем сознании. Это закономерно. Но как быть человеку, изучающему историю, если факт, который он познает, уже давно свершился? Ответ кажется простым: надо добыть достоверную информацию о прошлом. Но что считать таковой и как ее добыть? Видный историк и географ Л. Н. Гумилев замечал: “Достоверной информацией мы называем сведения источников, прошедшие через горнило исторической критики и получившие интерпретацию, не вызывающую сомнения”. Итак, чтобы получить истинные (достоверные) исторические знания, необходимо иметь надежные источники этих знаний.
В исторической науке существует четыре категории (типа) источников:
Вещественные,
Письменные,
изобразительные (изобразительно-графические, изобразительно-художественные, изобразительно-натуральные),
Фонические.
Иными словами, в качестве исторических источников могут использоваться памятники архитектуры, предметы быта прошлого, широкий спектр письменных документов, картины, гравюры, схемы, чертежи, звуковые записи и многое другое. Не бывает “плохих” или “хороших” типов источников. Они могут обладать лишь различной степенью достоверности (надежности) и информированности.