Научитесь противостоять предположениям 2 страница
Комбинация вещей является убедительным способом инноваций. Многие великие идеи представляют собой комбинации уже известных идей (вспомните чемодан на колесиках). Попробуйте скомбинировать самые невероятные вещи и посмотрите, что у вас получится. К примеру, что получится в результате скрещивания школы и зоопарка? Какие возможности возникают благодаря этой комбинации? Подумайте об этом в течение минуты.
а затем сравните ваши идеи с описанными ниже. Возможно, вы задумались о множестве совершенно новых концепций.
Руководители зоопарков могли бы приходить в школы и показывать школьникам тех или иных зверей.
Дети могли получать поход в зоопарк в качестве награды за высокую посещаемость и хорошую работу.
Школа может находиться в зоопарке. А почему бы и нет?
За школой мог бы быть закреплен тот или иной вид животных, находящихся под угрозой вымирания. Школьники могли бы изучать их жизнь и работать вместе с сотрудниками зоопарка, чтобы помочь животным выжить.
Школа могла бы сотрудничать с зоопарком.
Дети могли бы работать в зоопарке после учебы в качестве добровольцев и получать в награду бесплатные пропуска для своей семьи и друзей.
Корпорация ЗМ изобрела клей, который оказался слишком слабым. Проект казался неудачей, но лишь до тех пор, пока Арт Фрай не подумал о том, чтобы совместить этот клей с листами для заметок (которые можно при необходимости прикрепить к какой-либо поверхности, а по окончании работы снять и выбросить). Эта комбинация нашла свое практическое выражение в продукте под названием Post-it.
В 1999 году Ватикан организовал выпуск компакт-диска под названием «Abba Pater». На этом диске Папа Иоанн Павел II читал молитвы и обращения, причем фоном для его речей служил ритм, сильно напоминавший ритмы рэп-музыки. Даже такие консервативные и устоявшиеся структуры, как римско- католическая церковь, могут найти достаточно безумную комбинацию, чтобы доносить свои послания до людей.
Развивайте в себе навык мышления с помощью комбинаций. Когда вы видите перед собой два различных продукта, подумайте о том, каким образом их можно было бы скомбинировать. Возможно, кто-то в прошлом увидел часы и колокол, в результате чего появился будильник. А кто-то, стиравший с помощью ластика текст, написанный карандашом, задал себе вопрос: «Почему бы не поместить маленький ластик на конце карандаша?». Это упражнение можно проделывать даже тогда, когда вы не видите обоих предметов перед собой. Просто задайте себе вопрос: «Каким образом я мог бы совместить эти два предмета?». Встречаясь с людьми и обсуждая с ними различные деловые вопросы,
45представляйте себе, каким образом можно было бы совместить ваш и их бизнес. Если вы обсуждаете со своими собеседниками их хобби, подумайте о том, каким образом можно совместить их интересы с вашими.
В следующий раз, когда вам потребуется создать творческую идею, связанную с продуктом, услугой, маркетинговой коммуникацией или чем-то еще, попытайтесь совместить две совершенно разные вещи и посмотрите, к чему вы придете в итоге. Этот способ представляет собой один из самых надежных способов создавать по-настоящему творческие идеи.
Глава 7
Применяйте
Параллельное мышление
lVI ожно сказать, что мышление в западном мире является в основном состязательным. Корни этого типа мышления кроются в методе, разработанном еще древними греками. Один человек выдвигает тезис, а другой подвергает этот тезис критике. Таким образом, когда вы предлагаете какую-то идею, моей первой естественной реакцией будет подвергнуть идею критике, для того чтобы проверить ее на прочность. Хорошим примером действия такой модели является противостояние обвинения и защиты в зале суда. Прокурор представляет доказательства и аргументы в пользу того, что обвиняемый виновен и должен быть подвергнут наказанию. Адвокат оспаривает утверждения прокурора и пытается убедить судью в том, что обвиняемый должен быть признан невиновным. Другим примером состязательного мышления является противостояние правительств и оппозиционных партий в парламенте. Оппозиционная партия обязана выступать против политики правительства и выдвигаемых им идей. Проблема этого подхода заключается в том, что когда мы распространяем его на другие сферы нашей жизни, состязательное мышление заставляет нас занимать слишком жесткую, оборонительную и политизированную позицию. Во время обсуждений различных вопросов люди часто пытаются во что бы то ни стало сохранить свои позиции и не признавать преимуществ точки зрения оппонента. К примеру, менеджер отдела продаж может сопротивляться новой идее лишь потому, что она исходит от менеджера по маркетингу. Обе стороны начинают искать аргументы в защиту своей позиции. Другая проблема заключается в том, что люди не имеют возможности критиковать идеи, которые выдвигает их начальник. Они не хотят, чтобы кто-то считал их выступающими против начальника.
Каким образом мы можем преодолеть ограничения состязательного мышления? Одним из решений является использование параллельного мышления, а самый известный его метод - метод «шести шляп мышления». Его автор Эдвард де Боно. Метод может применяться во множестве ситуаций, начиная от заседаний городского совета и заканчивая обсуждениями жюри присяжных. Особенно он полезен для оценки инновационных и отчасти провокационных идей.
Техника «шести шляп мышления» позволяет преодолевать проблемы, связанные с состязательностью мышления, за счет того, что заставляет всех участников думать параллельно. Надевая ту или иную шляпу (как в фигуральном, так и в буквальном смысле), каждый член группы обязуется применять в своих
размышлениях один и тот же образ мышления. Вот как будет работать этот метод при рассмотрении нового предложения.
Предложение зачитывается вслух, а затем каждый участник по очереди надевает одну шляпу за другой.
• Белая шляпа. Эта шляпа связана с информацией. Участники могут еще раз ознакомиться с информацией и запросить дополнительные данные, которые помогут им проанализировать предложение. На этом этапе не обсуждаются преимущества или недостатки - происходит лишь беспристрастный обзор имеющихся фактов и данных.
• Красная шляпа. Эта шляпа связана с эмоциями и чувствами. Участники могут обсуждать эмоции, которые у них вызывает это предложение. К примеру, некоторые участники могут сказать, что предложение их путает или кажется чересчур угрожающим. Другие могут говорить о том, что оно вызывает у них энтузиазм или возбуждение. На данном этапе участникам важно выразить свои
Глава 10 49
чувства, так как именно они могут выступать в качестве скрытых причин, при которых они поддерживают или, напротив, отвергают предложение. Фраза типа «Рентабельность этого предложения слишком низка» никак не связана с чувствами - в этом случае мы имеем дело с рационализацией, поэтому подобные фразы на данном этапе не разрешены. Необходимо выявить и зафиксировать реакцию типа «Это предложение меня злит» или «Я счастлив это слышать». Самым главным результатом этого этапа является демонстрация чувств. Как только мы рассказываем о своих чувствах, то сразу же начинаем испытывать чувство облегчения.
• Желтая шляпа - шляпа солнечного света и оптимизма. Каждый из участников должен по очереди сказать обо всем хорошем, с чем у него связано это предложение. Даже если вы думаете, что идея не стоит и выеденного яйца, вам придется найти в ней какие-то положительные качества или достоинства. В результате данного этапа следует ожидать формирования списка всех преимуществ и выгод, возникающих в случае успешной реализации предложения. Также на этом этапе выявленные преимущества могут быть расставлены по степени важности.
• Черная шляпа - шляпа пессимизма. Каждый из участников обязан найти в предложении какие-то негативные стороны. Даже если это была ваша собственная идея, и вы очень ею гордитесь, вам придется указать на некоторые ее недостатки и слабости. Создайте список возможных негативных последствий. Выявите риски и опасности. Некоторые люди предпочитают носить эту шляпу все время. Мы же рекомендуем вам носить ее только до тех пор, пока вы не выявите все слабые стороны предложения. Теперь мы можем расставить приоритеты в нашем списке - какие риски и слабости предложения являются наиболее существенными?
Перед тем как мы наденем очередную шляпу, давайте посмотрим, что произошло ранее. Мы рассмотрели все важные факты и данные; обратили внимание на чувства каждого участника обсуждения; составили список преимуществ предложения и распределили их по степени важности; перечислили и расставили по степени важности все его недостатки. Мы добились огромного прогресса, и при этом обошлись без споров и скандалов, поскольку этого нам не позволил процесс организации обсуждения. Разумеется, в какой-то момент мы должны перейти к дискуссии, для чего нам понадобится зеленая шляпа. Теперь мы можем перейти к конструктивному обсуждению всех плюсов и минусов, список которых уже находится прямо перед нами.
•Зеленая шляпа - шляпа роста, творчества и возможностей. На этом этапе каждый из участников обсуждения должен предложить, каким образом предложение может быть адаптировано или усовершенствовано, для того чтобы результаты его внедрения стали еще лучше. Каким образом мы можем усилить преимущества предложения? Как мы можем смягчить его недостатки? Какие идеи, позволяющие защитить нас от определенных ранее рисков, есть у участников собрания? Зеленая шляпа - это шляпа мозговых штурмов, выдвижения идей, оценки и переговоров. На этом этапе возможен любой исход. Мы можем согласиться с предложением или выбросить его в мусорную корзину, или изменить наше предложение и улучшить его за счет идей, формулируемых на данном этапе. Мы можем выступить с совершенно новой идеей, что заставит нас вернуться на несколько шагов назад и вновь надеть белую шляпу. На любом этапе обсуждения мы вправе надеть любую шляпу при одном лишь условии, что ее должен надеть каждый участник обсуждения.
•Синяя шляпа связана с процессами. Она предназначена для того, чтобы проверить насколько нормально работают процессы. Когда вы надеваете эту шляпу, то можете обсуждать лишь методы работы. Вы можете использовать синюю шляпу в самом начале заседания, чтобы спланировать процесс, или в самом конце заседания, чтобы детально рассмотреть происходившее ранее. Если кто-то из участников считает, что обсуждение идет не так, капе надо, он может попросить всех остальных надеть синюю шляпу и обсудить, что работает, а что - нет.
Как правило, на подобных встречах этап синей шляпы не занимает много времени. Обычно участники проводят какое-то время в белой и красной шляпах, но чаще всего обсуждают вопросы под желтой, черной и зеленой шляпами. Вы можете переходить от одной шляпы к другой, но главное правило состоит в том, что
Глава 10 51
при обсуждении какого-либо вопроса все участники должны находиться в одной и той же шляпе. Раздача шляп является очень полезным упражнением, так как физическое действие по замене одной шляпы на другую помогает участникам легче изменить стиль мышления. Полезным является также и наличие ведущего, который информирует других участников о необходимости сменить шляпу. Ведущий может совершать другие действия, напоминающие людям, в какой шляпе они находятся в данный момент. Его задача состоит в том, чтобы поддерживать участников в рамках единого процесса. Поэтому, если ведущий замечает, что во время обсуждения в желтых шляпах кто-то из участников ведет себя по правилам черной шляпы, он может призвать этого участника вернуться к единому методу обсуждения.
Этот метод легко воплощать на практике, и он представляется весьма эффективным во всех видах совещаний. Если вы хотите использовать данный метод в своей работе, то мы рекомендуем вам ознакомиться с посвященной ему книгой де Боно8.
Хотя параллельное мышление обычно рассматривается в качестве групповой деятельности, его также можно использовать при общении с одним собеседником или даже с самим собой. Надевайте разные шляпы по очереди и сохраняйте контроль над тем, чтобы ваше мышление в каждый момент времени соответствовало цвету шляпы, которую вы надели на голову. Применяя этот метод, вы быстро заметите, что ваше видение проблемы или задачи стало более разносторонним.
Edward de Bono (2000) SixThlnklng Hats, 2nd edn, Penguin, London.
Глава 8
Думайте творчески.
Отличные способы повышения степени вашей личной креативности
Глава 8 53
Люди, управляющие незаурядным мышлением, являются творческими людьми. Они наслаждаются процессом формулирования огромного количества идей, связанных с решением проблемы, которая стоит перед ними. Но время от времени каждый из нас заходит в тупик. Давайте представим себе, что вы боретесь со сложной проблемой: на работе, дома, с детьми или другими окружающими вас людьми. Вы работаете над решением проблемы уже какое-то время, но вам никак не удается совершить прорыв. Вам нужен по-настоящему новый и творческий подход. Что можно сделать в подобной ситуации? Позвольте рассказать вам о нескольких практических способах, позволяющих вам повысить степень изобретательности и сломать ту стену, которая стоит перед вами.
1. Запишите на листе бумаги максимальное количество приходящих вам в голову идей. Записывайте и очевидные, и творческие, и глупые идеи. Ваша цель на данном этапе связана с их количеством. Попытайтесь сформулировать 40, затем 60, а потом и 80 идей.
На этом этапе не стоит заниматься их оценкой или отказом от них - дайте волю воображению и попытайтесь создать максимальное количество идей. Еще будет лучше, если вы убедите присоединиться к этому процессу и других. Когда вы исчерпаете все свои силы по созданию новых идей, то можете приступить к их общей оценке. Задайте себе два вопроса: возможна ли реализация этой идеи, и будет ли ее результат эффективным? Зачеркните неэффективные идеи, поставьте галочку рядом с интересными идеями и дважды подчеркните действительно перспективные. Теперь еще раз посмотрите на свой список и решите, какими из идей, подчеркнутых двумя линиями, вы займетесь в первую очередь.
2. Нарисуйте диаграмму «почему, почему?». Спросите себя, почему возник вопрос или появилась проблема. Запишите несколько ответов, и задайте вопрос «почему?» в отношении каждого из них. Каждый ответ превращается в новый, независящий от других вопросов. На этом этапе вы не должны пытаться решить проблему. Ваша задача состоит в том, чтобы лучше понять возможные причины возникновения проблемы. Диаграмма «почему, почему?» превращается в большую карту, на которой изображены источники возникновения проблемы.
Изучение карты может натолкнуть вас на свежие идеи и стать отправной точкой для решения проблемы.
3. Обсудите проблему с человеком, который никоим образом с ней не связан. Ваш собеседник может задавать вам простые вопросы или делиться глупыми, на первый взгляд, предположениями, которые могут натолкнуть вас на интересные идеи. Две головы лучше, чем одна. Тем не менее люди, которые хоть как-то вовлечены в вашу проблему, могут давать вам рекомендации, сходные с вашими собственными мыслями, поэтому попытайтесь найти постороннего человека. К примеру, вы можете обсудить свою рабочую проблему в общих чертах с соседом, священником, ребенком, спортивным тренером, писателем, музыкантом, бабушкой, преподавателем или полицейским. Вполне вероятно, что другой человек будет рассматривать вашу проблему совершенно с другой точки зрения, чем вы.
4. Задайте себе вопрос, как с вашей проблемой справилась бы какая-нибудь знаменитость. Что сделал бы в той или иной ситуации Барак Обама? Или Стив Джобе? Или Наполеон, сэр Ричард Брэнсон, Сальвадор Дали, Маргарет Тэтчер, Мадонна или Шерлок Холмс? Выберите сильного духом героя книги, исторического персонажа или героя телевизионных новостей. Представьте себе, какова была бы реакция этого человека на вашу проблему. Расширьте свою фантазию до максимально возможных границ - не исключено, что за счет этого вы сможете найти радикально новые решения.
5. Возьмите в руки какой-нибудь предм.ет и скажите себе: «Внутри этого предмета находится ключ к решению моей проблемы». Затем заставьте себя создать несколько идей. Проделайте это упражнение с несколькими различными объектами, и в вашем распоряжении появится много радикальных творческих идей. Предположим, что перед вами стоит задача найти время для написания книги, и в руки вам попадает пивная бутылка. Примеры идей, которые могут возникнуть у вас в такой ситуации.
• Награждайте себя бутылкой пива за каждый законченный раздел книги. Как вариант, награждайте себя
55чашкой чая за завершение каждой страницы, бутылкой пива - за завершение главы, и бутылкой хорошего шампанского - за завершение первого варианта рукописи.
• Организуйте вечеринку с участием других писателей, где вы сможете опрокинуть пару стаканчиков и при этом обменяться интересными идеями.
• Положите копию рукописи в холодильник. Каждый раз, когда вы будете открывать холодильник, для того чтобы достать еду или напиток, это поможет вам вспомнить о необходимости завершить работу.
• Где бы вы ни были, берите с собой несколько картонных подставок под пиво и записывайте на них свои комментарии или идеи. Если такие подставки кажутся вам неудобными, берите с собой несколько листков Post-it или блокнот.
• Пиво не может вас освежить, пока находится внутри закрытой бутылки. Для того чтобы оно подействовало, бутылку нужно открыть. Подобное справедливо и в отношении ваших идей. Пока они находятся в вашей голове, от них нет никакого толку - их нужно куда-то перелить.
6. Используйте сравнения. Попробуйте представить себе проблему из другой сферы вашей жизни, имеющую хоть какое-нибудь сходство с той проблемой, о которой вы размышляете. Допустим, вы хотите, чтобы ваши сотрудники попробовали на практике новый метод работы. Вы можете себе представить, как уговариваете своих детей есть овощи. Создайте список методов, с помощью которых вы можете поощрить их или убедить попробовать овощи. Затем внимательно посмотрите на этот список еще раз и оцените, могут ли какие-нибудь из перечисленных в нем идей быть применены для решения вашей задачи на работе.
7. Представьте себе идеальное решение в мире, где отсутствуют какие-либо ограничения, что дает вам возможность пользоваться любым необходимым ресурсом. А теперь вернитесь назад от этой идеальной картинки и найдите пути, позволяющие вам справиться с каждым из ограничений, препятствующих вашему успеху. Использование такого подхода помогает преодолеть множество препятствий.
8. Откройте словарь и выберите наугад любое существительное. Напишите шесть атрибутов этого существительного. Так, для слова «дерево» атрибутами могут служить слова «корень», «ветка», «семья», «яблоко», «ствол» и «высокое». Затем попытайтесь найти связи между словом или его атрибутами и вашей проблемой так, чтобы в результате возникли свежие идеи. Вы будете удивлены тем, насколько хорошо работает это метод как для индивидуальных размышлений, так и для работы в группе.
9. Сделайте что-нибудь необычное. Возьмите паузу, прогуляйтесь. Физические упражнения увеличивают приток кислорода в мозг и помогают стимулировать творчество. Лягте спать с проблемой. Позвольте ей поселиться в вашей голове на какое-то время. Это поможет вашему подсознанию расставить все по своим местам и подсказать вам новые идеи. Вернувшись к решению проблемы после перерыва, вы, скорее всего, сможете сформулировать новые идеи. Посетите художественную галерею или музей. Изобилие внешних раздражителей поможет вам представить себе множество новых идей. Используйте вещи, находящиеся в поле вашего зрения, в качестве отправных точек для поиска новых комбинаций и подходов. Художники, создавшие картины, на которые вы смотрите, использовали для передачи своего сообщения множество различных способов. Можете ли вы воспользоваться какой-нибудь из применявшихся ими тактик?
10. Изобразите ситуацию и ее участников в мультипликационном стиле. Повесьте картинку на стену, а затем попытайтесь представить себе дальнейшее развитие истории. Подумайте о ситуации, как об истории из комиксов. Возьмите несколько листков Post-it и изобразите с их помощью различные варианты развития событий и последствия тех или иных шагов. Мышление многих людей обычно легче работает при изучении изображений, а не слов или чисел, в результате чего у них могут возникнуть достаточно фантастические идеи. Возможно, вы видели фильмы, в которых команда полицейских, работающих над раскрытием преступлений, размещает фотографии и улики на большой доске, а затем использует этот коллаж для планирования следующих шагов.
11. Опубликуйте описание своей проблемы в интернет-блоге или на форуме, а затем изучите поступающие ответы и комментарии. Вы можете замаскировать свою задачу и описать некую гипотетическую версию, в которой содержится описание вашей основной проблемы. Можете задать вопрос типа «Сталкивался ли кто-нибудь из вас с подобной проблемой, и что вы сделали для ее решения?». Некоторые ответы будут глупыми или оскорбительными, однако не исключено, что вы получите и отличные ответы на свой вопрос. Поэтому наберитесь хладнокровия и наслаждайтесь изучением различных точек зрения.
Эти методы отлично работают как для индивидуальных размышлений, так и для работы в группе. Воспользуйтесь ими и посмотрите, какие из них подходят вам лучше всего. Но самое главное - постоянно напоминайте себе: «У моей проблемы есть отличное решение. Пока я его еще не нашел, но обязательно найду».
Глава 9
Используйте латеральное мышление
Творческое мышление предполагает рождение чего-то нового. Иногда речь может идти о новом ответвлении ваших существующих мыслей, а иногда - о радикально новых идеях. Латеральное мышление предполагает сознательный отказ от традиционных подходов и делает акцент на рассмотрении вопроса с необычной точки зрения. Все классические художники были творческими людьми, однако Пикассо использовал латеральное мышление.
Термин «латеральное мышление» был придуман Эдвардом де Боно в качестве альтернативы традиционному, или вертикальному мышлению. Обычно наше мышление является предсказуемым и движется по прямой. Латеральное мышление предполагает, что мы не используем метод лобового столкновения с проблемой, а заходим с фланга. Де Боно определяет четыре основных аспекта латерального мышления следующим образом:
• осознание господствующих (поляризующих) идей;
• поиски различных подходов к изучению явлений;
• высвобождение из-под жесткого контроля шаблонного мышления;
• использование случая.
В каждом аспекте нашей жизни присутствуют те или иные господствующие идеи. К ним относятся предположения, правила и соглашения, которые лежат в основе различных систем и влияют на поведение человека и его отношение к происходящему. Примерами господствующих идей, заставлявших мышление двигаться в отведенных рамках, являются идеи о том, что Земля плоская или что она находится в центре мироздания. Как только идеи становятся господствующими, все остальные начинают рассматриваться только в контексте соответствия им. Люди, склонные к паранойе, воспринимают любое стремление помочь им как попытку манипулирования или причинения вреда. Человек, верящий в теорию заговора, объяснит любые факты, не соответствующие его системе взглядов, влиянием таинственных и могущественных сил. В большинстве организаций присутствуют господствующие идеи, которые поляризуют коллективное видение мира. В наши дни легко критиковать производителей конных экипажей, считавших, что автомобили - не что иное, как дурацкие приспособления, которые никогда не станут популярными. Но и мы сами являемся пленниками идей, закрепившихся в нашем сознании.
Мы можем использовать технику латерального мышления для того, чтобы зафиксировать на бумаге все идеи, господствующие в нашей ситуации, а затем подвергнуть их осмысленной критике. К примеру, множество ведущих авиакомпаний действовали на основании следующих убеждений:
• Клиентам нужен высокий стандарт обслуживания.
• Для каждого рейса надо печатать билеты.
• Распределение места в самолете производится заранее.
• Продажи билетов должны вестись через турагентов.
• Мы летаем между крупными аэропортами, потому что этого хотят наши клиенты-бизнесмены.
Разумеется, авиакомпании-дискаунтеры смогли нарушить все эти правила и создать огромные новые рынки. Первый шаг в процессе латерального мышления состоит в том, чтобы перевернуть господствующую идею с ног на голову, и посмотреть, откуда тянутся ее корни.
Одна из техник латерального мышления связана с вопросом «А что если?..». Задавая себе такой вопрос, мы можем одновременно исследовать новые возможности и подвергать критике наши предположения. Данный вопрос можно применять для того, чтобы максимально растянуть имеющуюся у нас проблему во всех возможных направлениях. Вопрос «А что если?.. » можно задавать до бесконечности, или пока он не станет смешным. Предположим, что мы организовали небольшую благотворительную организацию, которая заботится о бездомных собаках. Перед нами стоит вопрос, каким образом мы могли бы увеличить в два раза сумму поступающих взносов. Применяя метод «А что если?..», мы можем сформулировать для себя несколько вопросов.
• А что если бы у нас был всего один жертвователь?
• А что если бы в нашем распоряжении оказалось 10 млн. жертвователей?
•А что если у нас окажется неограниченный маркетинговый бюджет?
•А что если у нас вообще не будет маркетингового бюджета?
•А что если бы каждый из нас мог потратить хотя бы один день на то, чтобы поухаживать за бездомной собакой?
•А что если бы собаки спали в кроватях, а люди - в будках?
•А что если бы собаки умели говорить?
Вопрос «А что если у нас был бы всего один жертвователь?» предполагает, что если мы хотим извлечь дополнительные средства при снижении количества жертвователей, нам необходимо нацелить свои усилия на сказочно богатых любителей собак. Далее мы могли бы изучить способы поиска таких жертвователей и сформулировать идеи, направленные на развитие отношений с ними. Вопрос «А что если бы собаки умели говорить?» заставляет нас задуматься над тем, чтобы использовать в нашей рекламной кампании «говорящих» собак или имитировать общение между ними. Каждый вопрос позволяет стимулировать дальнейшие исследования, проверять границы имеющихся правил и господствующих идей, применимых для решения той или иной проблемы. Сформулируйте вопрос, а затем (в одиночку или в группе) создайте ряд провокационных вопросов «А что если?..». Выберите один из вопросов и начните отвечать. Вскочите на подножку несущегося во весь опор поезда ваших мыслей и посмотрите, как далеко он способен вас завезти. Сначала вам в голову могут приходить достаточно глупые идеи, но часто именно они могут привести вас к новому глубокому пониманию происходящего и инновационным шагам.
Роль случайности в судьбе множества крупных изобретений и научных открытий описана достаточно широко. Передача радиоволн на расстоянии была случайно обнаружена Герцем, когда работа некоторых его приборов привела к возникновению искры на другом конце кабинета. Александр Флеминг открыл пенициллин, когда заметил, что в одной из его давно не мытых чашек Петри появилась биологическая форма, устойчивая к бактериальному воздействию. Рентгеновские лучи были случайно открыты Рентгеном, когда он баловался с электроннолучевой трубкой. Христофор Колумб открыл Америку, хотя искал транспортный путь в Индию. Общим во всех этих примерах является то, что человек с пытливым умом всегда склонен исследовать происходящее вокруг него. Когда происходит что-то необычное, такой человек внимательно изучает происходящее, и размышляет над тем, как можно использовать свое открытие. Эти же методы могут использоваться и каждым из нас. Когда мы ищем новые идеи и способы решения задачи, нам может помочь случай. Один из высокоэффективных методов мозгового штурма заключается в том, чтобы выбрать наугад слово из словаря. Запишите на листе бумаги атрибуты, присущие этому слову, или связанные с ним ассоциации, а затем попытайтесь найти связь между этим словом и присущими ему ассоциациями с вопросом, обсуждаемым в рамках вашего мозгового штурма. Люди часто не верят в то, что этот метод работает, но лишь до тех пор, пока сами его не испытают. Данный метод срабатывает не со всеми словами, но достаточно часто с его помощью вы сможете сформулировать ряд по-настоящему радикальных идей. Тот же подход можно использовать, взяв за основу любой случайный объект, картину, песню и т. д. Вот почему прогулка по музею или картинной галерее может оказаться для нас полезной в тот самый момент, когда мы пытаемся разрешить проблему, которая стоит перед нами. Наш мозг в состоянии выстраивать всевозможные латеральные связи между стимулами и раздражителями, с одной стороны, и решаемой проблемой, с другой. Загадки латерального мышления представляют собой странные ситуации, в которых вам дается незначительный объем вводных данных, а затем вы должны выяснить, что
в точности происходит, задавая дополнительные вопросы. Этим упражнением лучше всего заниматься в группах. Один из участников группы задает загадки, другие забрасывают его вопросами. Ведущий может отвечать только такими словами, как «да», «нет» и «неважно». Помимо того, что эти головоломки являются отличным развлечением, они помогают нам научиться задавать правильные вопросы, тестировать предположения, использовать наше воображение и соединять между собой разрозненные кусочки головоломки. Когда вы заходите в тупик, то вам следует подойти к решению проблемы с новой стороны - здесь на сцене как раз и появляется латеральное мышление.