Список православных святынь посольского спасо-преображенского мужского монастыря, находящихся в музеях республики бурятия
I. Фонд Исторического музея им. М.Н. Хангалова г. Улан-Удэ:
1.1 «Список» (копия) с иконы Киево-Печерской Успения Божией Матери в серебряной ризе. Данная икона, находящаяся в фондах Исторического музея, кроме лиц и рук, покрыта ризой из позолоченного серебра. В левой нижней части изображения ложа Богоматери, на ризе, дверца размером 5 х 3 см.; закреплена на 2-х шарнирах. На лицевой части дверцы надписи к мощам: «МОЩИ. С. УГОДНИКОВ. БЖIИХЪ.». Дверца разделена на 6 прямоугольных секторов тонкой гравированной линией. В каждом секторе надпись к определенным мощам: 1-й ряд слева – «ПРЕПОДОБНАГО IЛАРИОНА СХИМНИКА», справа – «С. СЩЕННОМУНКА ЛУКИАНА»; 2-й ряд слева – «ПРПБНАГО МЕРКУРИА», справа – «ПРПБНАГО ЗАХАРIИ: ПОСТНИКА»; 3-й ряд слева – «ПРПБНАГО ПАВЛА: ПОСЛУШНИКА», справа – «ПРПНАГО ЛАВРЕНТИА ЗАТВОРНИКА». Под дверцей находится еще одна дверца размером 2, 5 х 4 см., с накидным крючком, на двух шарнирах, прикрепленная к деревянной доске иконы, закрывающая прямоугольное отверстие в самой иконе размером 1, 8 х 3, 5 см., которое разделено деревянной рамой на шесть прямоугольных углублений, куда закладывались вышеназванные мощи святых. Дно углублений, стенка и рамка оклеены серебристо-зеленым шелком. В нижней части ризы объемное фигурное клеймо, украшенное цветками, листьями и завитками-стеблями с надписью: «ИЗОБРАЖЕНИЕ ЧУДОТВОРНЫЯ ИКОНЫ УСПЕНИЯ ПРЕСТЫЯ БДЦЫ ИЖЕ ОБРЕТАЕТСЯ ВЛАВРЕ КИВЕПЕЧЕРСКОI НАДЪ ЦАРСКИМИ ВРАТЫ». Надпись выполнена гравировкой, неровно, повторяя форму краев клейма. По углам риза украшена рельефными объемными цветами, листьями, завитками и фигурными вазами. В верхней части ризы на изображении драпированной ленты надпись: «ОБРАЗЪ УСПЕНИЯ ПРЕСТЫЯ БДЦЫ». На нимбе Богоматери и в нижней левой части ризы отштампованные клейма мастеров, изготовивших ее: «А Ф 1795 А.Х. Г И и герб Сибири».
1.2 Серебряная рака с мощами (кисть руки) святого Симеона Верхотурского, память о котором празднуется 12 (25) сентября. Данная рака принадлежала переехавшей в Посольский Спасо-Преображенский монастырь в 1901 году женской монашеской общине, переведенной сюда из г. Верхотурье Свердловской области. Рака в виде четырехконечного креста, высотой около 30-40 см. и открывается как книга. В ней 5 киотов с мощами. Ныне находится в отделе драгметаллов исторического музея.
1.3 Чудотворной иконой Посольского Спасо-Преображенского монастыря была икона Знамения Пресвятой Богородицы. Ее, как и чудотворную икону святителя Николая (Голоустенскую), ранее в летнее время каждый год носили по всему Забайкалью крестным ходом для молебствия о ниспослании дождя. Сама икона небольшая, относится к концу XYIII века, ранее была в окладе из жемчуга, бисера и стекляруса. Сейчас жемчуг и бисер отсутствуют.
1.4 Наиболее известной и чудотворной иконой святителя Николая, которую каждый год носили также по всему Забайкалью, была икона из села Голоустное (нынешней Иркутской области). По преданию сия икона была найдена бурятами в трех верстах от села. В зимнее время икона находилась в селе, а в летнее время перевозили в Посольский монастырь. «Она резная, величиною с годового младенца, лик ее серъезно строгий, в правой руке меч, а в левой церковь». Птицын В.В. в книге «Селенгинская Даурия», Санкт-Петербург, 1896, с. 41, писал: «С рыбных ловель монастырь получает более 6000 рублей ежегодного дохода. Но несравненно более приносит монастырю чудотворная икона св. Николая Угодника, написанная в бурятском стиле, т.е. лицо св. Николая сделано совсем как у бурята, и почитаемая бурятами-буддистами, в качестве бурхана».
1.5 Еще один «список» с чудотворной иконы ранее находился в Свято-Троицком храме города Урги (ныне Улан-Батора). На обратной стороне иконы есть надпись, которая объясняет, каким образом эта икона попала в Ургинский храм. «Святая Афонская Гора. Сент. 20 дня. Сия святая Икона Пресвятыя Богородицы подобие чудотворной Афонской «Самонаписавшияся» писана и освящена на Афоне и посылается в безмездный даръ отъ смиренныхъ Русских и других Святогорскихъ Пустынножителей во благословение отъ святыя горы Афонския – земнаго удела Царицы Небесной всем Русским и Православнымъ въ Урге и по всей Монголии постоянно или временно жительствующимъ или имеющимъ жительствовать для Русской Православной Церкви или будущему благолепному Храму въ городе Урге при Российскомъ Императорскомъ Генеральномъ Консульстве в память Государя Императора Александра Третьяго, Царя-Миротворца и всехъ Православныхъ воиновъ и христианъ, прежде во все времена и нынче убиенныхъ и смертельно раненыхъ въ пределах Монголии и всего Китая. Въ благодатную помощь всем съ верою и любовию прибегающим и молящимся Царице Небесной предъ симъ Ея всечестнымъ Образомъ Да будет Она Ходатаицею о нихъ предъ Сыномъ своим и Богомъ и о возвеличении Православия и России». После закрытия храма данная икона была при Посольском монастыре, а затем попала в фонды Исторического музея г. Улан-Удэ.
II. Фонд Новоселенгинского музея декабристов:
2.1 Одной из древнейших православных святынь на территории Забайкалья, да и всей Восточной Сибири является св. Крест – распятие, находившееся ранее в каменной часовне Староселенгинска.
(Прибавления к Иркутским Епархиальным Ведомостям, 1864 г., № 47, с. 708 – «К числу памятников старины, принадлежит, сохраняющийся в старом городе Селенгинске… св. Крест. – Крест этот случайно открыт… между 1760 и 1770 годами… Селенгинским мещанином… Артамоном Клементьевым, ниже города по той же стороне верстах в четырех… Клементьев, ехавши в город, увидел на… бугре незакрытый песком один конец креста (вероятно на этом месте была часовня). Клементьев остановился, и, разрыв песок, увидел св. Крест… обретенный Крест поставлен был сначала в паперти деревянной соборной Спасской церкви. Крест этот осьмиконечный, сделан из соснового дерева, длиною от тумбы (продолжения того же древа) 2 арш. 13 ½ верх., широта Креста 2 ар. 8 ½ вер… На лицевой стороне Креста вверху рельефное резное изображение Херувима, а потом рельефное резное изображение распятого Иисуса Христа, которое длиною 1 ар. 10 вер…. На противоположной стороне Креста вырезано рельефно славянскими буквами: «Кресту Твоему поклоняемся Владыко и Святое Воскресение Твое славим. Лета 7198 года. Строил Атаман Диятиев». Замечательно, что как Херувим, так и распятие и все слова вырезаны на том же самом древе Креста»).
Впоследствии, как написано в «Епархиальных Ведомостях» Крест пережил несколько пожаров и чудом остался цел. В середине XIX века Николай Бестужев у Креста поместил две иконы, нарисованные им самим. К 1945 г. последние жители покинули Староселенгинск и каменной часовне (построена в 1856 г.) со св. Крестом и иконами «Иоанна Богослова» и «Богоматери» стала угрожать опасность уничтожения. Особенно эта опасность усилилась в середине 1985 года, когда дислоцировавшиеся недалеко военные пытались сорвать замок или выломать решетки на окнах. Поэтому члены Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: Демин Э.В., Жалсараев А.Д. и Тиваненко А.В. вынуждены были перенести св. Крест с иконами на временное хранение в музей декабристов в Новоселенгинск, с условием в дальнейшем передать Русской Православной Церкви. Однако музейные работники нарушили устную договоренность и внесли св. Крест и иконы в основной музейный фонд. Ныне необходимо восстановить историческую справедливость и передать святой Крест Русской Православной Церкви в лице Посольского Спасо-Преображенского мужского монастыря.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4