Программа 66. Назначение комнат
Называет комнаты по функциям.
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и скажите: «В какой комнате ты … ?» (например, «…спишь?»). Учите правильно отвечать (например: «В моей спальне»). Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные ответы.
Для помощи возьмите картинки изображающие отдельные комнаты.
Называет назначение комнат.
Сядьте на стул напротив ребенка. Установите контакт и скажите: «Что ты делаешь в …?» (например, «в кухне?»). Помогите ребенку ответить, что он или она делает в комнате. Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные ответы.
Вопрос (1) «В какой комнате ты …?» (2) «Что ты делаешь в …?» | Ответ (1) Называет комнату (2) Называет назначение | дата введения | дата усвоения |
1. Кухня/готовить | _ | _ | _ |
2. Спальня/спать | _ | _ | _ |
3. Ванная/купаться | _ | _ | _ |
4. Гостиная/смотреть телевизор | _ | _ | _ |
5. Столовая/обедать | _ | _ | _ |
6. Игровая/играть в игрушки | _ | _ | _ |
Программа 67. Отвечает на вопросы «Когда?»
Сядьте на стул напротив ребенка. Добейтесь внимания и спросите: «Когда …?» Например: «Когда ты ложишься спать?» Помогайте ребенку ответить на вопрос. Например: «Вечером». Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные ответы.
Например: «Когда …?» | Ответ | дата введения | дата усвоения |
1. Когда ты спишь? | _ | _ | _ |
2. Когда ты принимаешь ванну? | _ | _ | _ |
3. Когда обедаешь? | _ | _ | _ |
4. Когда ты ходишь в школу? | _ | _ | _ |
5. Когда ты просыпаешься? | _ | _ | _ |
6. Когда темнеет? | _ | _ | _ |
7. Когда встает солнце? | _ | _ | _ |
8. Когда приходит бабушка? | _ | _ | _ |
9. Когда ты ходишь к врачу? | _ | _ | _ |
10. Когда твой день рождения? | _ | _ | _ |
Программа 68. Передает сообщения
Сядьте на стул напротив ребенка и установите контакт. Дайте инструкцию «Пойди и скажи (имя человека) … (сообщение). Например: «Иди, скажи маме, что пора обедать». Помогайте ребенку подойти к нужному человеку, привлечь внимание и передать сообщение. Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные ответы.
Начинайте с простого, например: «Пойди и скажи папе, что ты хочешь печенье». Постепенно переходите к более сложному: «Пойди и расскажи папе, кого ты видел в парке».
Инструкция: «Иди и скажи …?» | Реакция: Ребенок подходит к нужному человеку, привлекает его внимание и передает сообщение | дата введения | дата усвоения |
1. | _ | _ | _ |
2. | _ | _ | _ |
3. | _ | _ | _ |
4. | _ | _ | _ |
5. | _ | _ | _ |
6. | _ | _ | _ |
7. | _ | _ | _ |
8. | _ | _ | _ |
9. | _ | _ | _ |
10. | _ | _ | _ |
Программа 69. Ролевая игра с пальчиковыми куклами
Сядьте с ребенком там, где вы обычно играете на полу и разложите пальчиковые куклы. Пусть ребенок выберет себе куклу, помогите ему в этом. На свою руку наденьте другую куклу и спросите, обращаясь к кукле ребенка: «Как тебя зовут?» Помогайте ребенку с ответом. Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные ответы.
Эту программу следует выполнять с ровесниками. Если нет пальчиковых кукол, используйте игрушки. После вопросов переходите к обмену информацией (программа 53).
Вопросы, обращенные к кукле | Реакция: Правильные ответы на вопросы, обращенные к кукле | дата введения | дата усвоения |
1. | _ | _ | _ |
2. | _ | _ | _ |
3. | _ | _ | _ |
Программа 70. Одинаковые и различные (восприятие)
Одинаковый.
Положите три предмета на столе перед ребенком (два одинаковых предмета и один другой, например: две ложки и мяч). Установите контакт и спросите: «Какие предметы одинаковые?» Помогите ребенку дать вам два одинаковых предмета. Закрепляйте ответы. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные действия.
Различный.
Положите три предмета на столе перед ребенком (два одинаковых предмета и один другой, например: две ложки и мяч). Установите контакт и спросите: «Какой предмет отличается от других?» Помогите ребенку подать вам отличный от других предмет. Закрепляйте действия. С каждым разом помощь-подсказку ослабляйте. Под конец закрепляйте только правильные действия.