По­бе­ды и отступление Са­у­ла

Первым деянием Саула было освобождение города Иависа Галаадского от осадивших его аммонитян (1 Цар. 11 гл.). Отметим, что когда пришли послы из Иависа с просьбой о помощи, Саул «пришел … позади волов с поля» (1 Цар. 11:5), то есть, жизнь царя не сильно пока изменилась.

Собрав объединенное войско израильтян, Саул выступил в поход. По­сле по­бе­ды над ам­мо­ни­тя­на­ми ав­то­ри­тет Саула ста­но­вит­ся не­пре­ре­ка­е­мым, и народ требует умертвить тех людей, ко­то­рые бы­ли про­тив его во­ца­ре­ния, но Саул прощает их. Са­му­ил сла­га­ет с се­бя зва­ние су­дьи, на­по­ми­ная на­ро­ду о том, что его соб­ст­вен­ное слу­же­ние бы­ло бес­по­роч­но и, что ес­ли они от­сту­пят от Бо­га и бу­дут слу­жить дру­гим бо­гам, то по­не­сут на­ка­за­ние, но ес­ли они ос­та­нут­ся вер­ны, то Гос­подь не ос­та­вит на­ро­да Сво­е­го (1 Цар. 12:20-25). Народ приносит покаяние в том, что отступил от Бога, потребовав себе царя, на что Самуил возвещает им прощение, а также обещает неотступно молиться за них.

Даль­ше Саул на­чи­на­ет­ вой­ну с фи­ли­с­тим­ля­на­ми, ко­то­рые пред­став­ля­ют со­бой на­и­боль­шую опас­ность для из­ра­иль­тян. Разбив охранный отряд филистимлян, Са­ул с вой­ском на­хо­дил­ся в Галгале. Фи­ли­с­тим­ля­не готовились к нападению, а Са­му­и­ла, ко­то­рый дол­жен был прий­ти, при­не­с­ти жерт­ву и со­вер­шить мо­лит­вы пе­ред на­ча­лом бит­вы, все не было. По­сле не­де­ли ожи­да­ния Са­ул ре­ша­ет исправить положение и са­мо­сто­я­тель­но при­но­сит жерт­ву (1 Цар. 13:8, 9). Вой­ско у не­го уже есть, фи­ли­с­тим­ля­не близ­ко, по­это­му нуж­но по­ско­рее за­кон­чить с этим де­лом и ид­ти во­е­вать.

Ед­ва кон­чил он воз­но­ше­ние все­со­ж­же­ния, «при­хо­дит Са­му­ил, и вы­шел Са­ул к не­му на­вст­ре­чу, что­бы при­вет­ст­во­вать его, но Са­му­ил ска­зал: “Что ты сде­лал?”, Са­ул от­ве­чал: «Я ви­дел, что на­род раз­бе­га­ет­ся от ме­ня, а ты не при­хо­дил к на­зна­чен­но­му вре­ме­ни... Тог­да по­ду­мал я: “те­перь при­дут на ме­ня фи­ли­с­тим­ля­не в Гал­гал, а я еще не во­про­сил Гос­по­да”, и по­то­му ре­шил­ся при­не­с­ти все­со­ж­же­ние»(1 Цар. 13:11–12). И ска­зал Са­му­ил Са­у­лу: «Ху­до по­сту­пил ты, что не ис­пол­нил по­ве­ле­ние Гос­по­да Бо­га тво­е­го, ко­то­рое да­но бы­ло те­бе, ибо ны­не уп­ро­чил бы Гос­подь цар­ст­во­ва­ние твое над Из­ра­и­лем на­всег­да»(1 Цар. 13:13). Очень важ­ный мо­мент. Это ожи­да­ние, это за­мед­ле­ние Са­му­и­ла бы­ло не­ким ис­ку­ше­ни­ем для Са­у­ла, про­вер­кой, на­сколь­ко он тверд в сво­ей ве­ре, на­сколь­ко он го­тов до­ве­рить­ся Про­мыс­лу Бо­жию, на­сколь­ко он по­ла­га­ет­ся на Бо­га и на­сколь­ко он по­ла­га­ет­ся на се­бя. «Ибо ны­не уп­ро­чил бы Гос­подь цар­ст­во­ва­ние твое над Из­ра­и­лем на­всег­да, но те­перь не ус­то­ять цар­ст­во­ва­нию тво­е­му. Гос­подь най­дет Се­бе му­жа по серд­цу Сво­е­му и пове­лит ему Гос­подь быть вож­дем на­ро­да Сво­е­го, так как ты не ис­пол­нил то­го, что бы­ло по­ве­ле­но те­бе Гос­по­дом»(1 Цар. 13:13–14). Хо­тя здесь еще не про­ис­хо­дит пол­но­го от­вер­же­ния Са­у­ла, оно ему уже пред­ре­ка­ет­ся.

По­ка еще это про­ро­че­ст­во. Мы ви­дим ге­ро­и­че­с­кие по­бе­ды, ви­дим по­двиг Ио­на­фа­на, сы­на Са­у­ло­ва, бла­го­да­ря ко­то­ро­му не­сколь­ким во­и­нам уда­лось одер­жать по­бе­ду и об­ра­тить фи­ли­с­тим­лян в бег­ст­во (1 Цар. 14:15). При этом Са­ул, ко­то­рый, кажется, был скло­нен к эф­фект­ным же­с­там и не­про­ду­ман­ным клят­вам, ска­зал, что бу­дет про­клят вся­кий, кто вку­сит пи­щу преж­де, чем бу­дет одер­жа­на окон­ча­тель­ная по­бе­да над фи­ли­с­тим­ля­на­ми. Ио­на­фан, ко­то­рый был в аван­гар­де и не знал ни­че­го об этих клят­вах от­ца, в те­че­ние сра­же­ния съел не­мно­го ди­ко­го ме­да для под­креп­ле­ния сил и, вер­нув­шись, уз­нал, что он по­пал под про­кля­тие и дол­жен быть каз­нен. Толь­ко за­ступ­ле­ние на­ро­да по­мог­ло Ио­на­фа­ну, который внес решающий вклад в победу, из­бе­жать ги­бе­ли. Это при­мер не­об­ду­ман­ной клят­вы и упор­ст­ва в до­ве­де­нии ее до кон­ца. По­хо­жая ис­то­рия мно­го поз­же привела к казни св. Иоанна Предтечи (Мф. 14:6-9; Мк. 6:21-28).

Продолжая войну про­тив фи­ли­с­тим­лян, Саул ос­во­бож­да­ет гор­ный рай­он ко­ле­на Еф­ре­мо­ва, ве­дет вой­ны про­тив ок­ру­жа­ю­щих на­ро­дов: мо­а­ви­тян, ам­мо­ни­тян, идумеев. Ес­ли рань­ше у из­ра­иль­тян, в со­от­вет­ст­вии с За­ко­ном, тра­ди­ци­он­но бы­ло «народное опол­че­ние», и в на­ча­ле царствования Са­у­ла бы­ло так же, то со временем царь на­чи­на­ет фор­ми­ро­вать во­круг се­бя ре­гу­ляр­ное вой­ско: «ког­да Са­ул ви­дел какого-либо че­ло­ве­ка силь­но­го и во­ин­ст­вен­но­го, брал его к се­бе» (1 Цар. 14:52). Конечно удоб­но, ког­да под ру­кой у правителя по­сто­ян­но есть во­ору­жен­ные и обу­чен­ные лю­ди. Но это бы­ло от­ступ­ле­ни­ем от Бо­гом ус­та­нов­лен­но­го по­ряд­ка, и, как и пер­вая от­ме­чен­ная при­чи­на, про­во­ци­ро­ва­ло Са­у­ла все боль­ше и боль­ше по­ла­гать­ся на свои соб­ст­вен­ные си­лы и на си­лы сво­ей за­рож­да­ю­щей­ся ар­мии.

С этого времени ви­дна по­сте­пен­ная ду­хов­но-нрав­ст­вен­ная де­гра­да­ция Са­у­ла. Пер­вой при­чи­ной, воз­мож­но, ста­ло то, что по­сле пер­вых же по­бед на­род на­чал воз­да­вать честь и сла­ву за них ца­рю, в от­ли­чие от то­го, что бы­ло рань­ше, ког­да на­род за да­ро­ва­ние по­бе­ды все­гда про­слав­лял Бо­га. Сми­ре­ние, ко­то­рое преж­де бы­ло при­су­ще Са­у­лу, его ос­та­ви­ло. Го­тов­ность ос­та­вать­ся в тех рам­ках, ко­то­рые для не­го бы­ли установлены Са­му­и­лом и ко­то­рые на­кла­ды­ва­лись на не­го за­ко­ном Бо­жи­им, то­же по­сте­пен­но ос­ла­бе­ва­ет.

Наши рекомендации