Исторический очерк столетия их существования 5 страница
По представлению Наказного Атамана об этом молодецком поступке ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ соизволил пожаловать 23 октября 1893 года нестроевому младшего разряда Ивану Зинченко знак отличия Св. Анны и в единовременную награду 25 руб. за оказанный им подвиг самоотвержения, совершенный с опасностью для жизни при задержании бежавшего преступника <…>.
Даже мирная артистическая работа не могла угасить духа казачьего, и при первом же случае молодец-Зинченко отважно и не задумываясь бросается, чтобы выполнить свой воинский долг. Честь и слава и тому войску, в рядах которого он доблестно нес свою службу.
27 июня 1893 года с капельмейстером Кестнером был заключен на прежних условиях контракт еще на три года, т. е. по 27 июня 1896 года.
В этом году войсковой оркестр был приглашен играть в Железноводск на время с 20 мая по 1 сентября на прежних условиях, но 20 августа он был перемещен на Кисловодскую группу, на место Терского войскового хора, отозванного в г. Владикавказ на предстоящий войсковой праздник этого войска.
<…>
К праздникам рождества Христова заведующему хорами подъесаулу Казбанову было выдано в единовременное пособие 100 руб. за отлично-усердную службу и за заботливость по заведыванию хорами и 200 руб. в награду музыкантам и певчим.
Подъесаул Казбанов, признавая полезным разнообразить и облегчить казарменную жизнь нижних чинов и малолетних в особенности, просил весною 1893 года начальника штаба разрешить устроить на заработанные суммы хоров гигантский столб, две трапеции, висячую лестницу и качели, висячие шест и канат и наклонную лестницу, что стоило бы приблизительно 100 руб., но Начальник Штаба разрешил израсходовать только 50 руб.
В начале 1894 года Ялтинский городской голова просил отпустить войсковой оркестр для игры в г. Ялту с 20 апреля по 15 октября <…>.
Командующий войсками округа отклонил ходатайство войскового начальства, и оркестр по-прежнему был нанят для игры на минеральных водах, на Ессентукской группе, с 24 июня по 1 сентября, <…>.
15 марта 1894 года капельмейстер Кестнер по приказанию начальника штаба был уволен от должности, а на его место нанят капельмейстер 38 драгунского Владимирского полка Адольф Христианович Бауэр с 1 марта 1894 года на один год <…>.
Неимение собственного здания хоров и неудобство помещения их в частных наемных домах крайне вредно отражалось на внутренней жизни и в особенности на занятиях, почему войсковое начальство возбудило вопрос о постройке собственного помещения для этой надобности, и в конце 1895 года утверждены были торги на постройку нового трехэтажного здания для помещения музыкантов и певчих войсковых хоров и флигеля для канцелярии хоров за поверенным екатеринодарского купца Николая Бородина дворянином Александром Нечаевым. К работам было приступлено с весны 1896 года, и уже в конце 1897 года войсковые хоры были размещены во вновь выстроенном здании.
Кроме того, по ходатайству начальника штаба генерала Гершельмана было разрешено флигель, предназначавшийся для канцелярии, приспособить для квартиры заведующего хорами, чтобы он мог лучше и возможно чаще наблюдать за занятиями и порядком в хорах.
1 марта 1896 года был возобновлен контракт с капельмейстером Бауэром еще на два года по 1 марта 1898 г. на прежних условиях.
В апреле этого же года было заключено условие с купцом Дробязкою, по которому войсковой хор нанят был для игры в городском саду в г. Екатеринодаре на время летнего сезона с обязательной игрой по 6 ч. в день. 8 августа хоры, согласно приказа по Войсковому Штабу, были приняты новым заведующим подъесаулом Ассиером от сотника Носа.
На летний сезон 1897 года войсковой хор был нанят для игры на минеральных водах и играл на двух группах: с 1 июня по 15 июля в Железноводске и с 15 июля по 15 сентября в Ессентуках. Лечащаяся публика той и другой группы неоднократно обращалась к директору вод Башкирову с заявлениями о неудовлетворительной игре хора. Проверив лично эти заявления, Башкиров вполне признал справедливость их, но, не признавая себя компетентным судьей в этом деле, он обратился к сведущим лицам с просьбой высказать их мнение.
По отзывам этих лиц, войсковой хор в этот сезон играл действительно неудовлетворительно: пьесы исполнялись без вкуса, фальшиво, нестройно, хотя хор и составлен из прекрасных музыкантов и инструментов. Причины неудовлетворительности игры хора всецело должны быть отнесены к недостаткам самого капельмейстера Бауэра.
Мнение это вполне подтвердилось одним случаем, имевшим место в Ессентуках во время празднования войскового праздника Кубанского войска, когда бывший на этом празднике капельмейстер Терского войскового хора Пиорковский, за отсутствием капельмейстера Бауэра, продирижировал войсковым хором несколько пьес, которые при этом были выполнены так безукоризненно, с таким вкусом, что хор был просто неузнаваем и заслужил всеобщее одобрение присутствовавших на празднике.
Директор вод Башкиров, прощаясь в конце сезона с хором, просил заведующего хором подъесаула Ассиера доложить все это начальнику штаба и просить от имени его, что если и на будущее время войско желает присылать хор для игры на минеральных водах, то необходимо нужно удалить этого капельмейстера, и взамен него пригласить другого, более сведущего и с хорошим музыкальным вкусом дирижера.
Кроме того, Башкиров лично писал об этом Начальнику Штаба генералу Гершельману и просил его также сообщить до 1 января наступающего года, желает ли войско в будущем году нанять войсковой оркестр для игры на минеральных водах.
В ответ на это письмо генерал Гершельман сообщил Башкирову, что капельмейстер Бауэр уже им уволен от должности, и на его место приглашен с 21 ноября по рекомендации директора Московской императорской консерватории капельмейстер Махровский, который хотя еще и не испытан, но, по-видимому, будет соответствовать своему назначению.
Хотя переговоры о найме войскового оркестра велись еще некоторое время, но в письме от 20 февраля генерал Гершельман сообщил директору вод, что по изменившимся обстоятельствам войсковой музыкантский хор не может быть отпущен на летний сезон 1898 года для игры на минеральных водах.
<…>
В этом же году музыкант, нестроевой старшего разряда Павел Чернявский, был выбран для службы трубачом в Собственный ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Конвой, и по ходатайству заведующего хорами подъесаула Ассиера ему было выдано в награду по случаю его командирования на службу в Конвой 15 рублей.
На устройство нового помещения хоров, на мебель и проч. было израсходовано 618 р. 50 коп. Капельмейстер Павел Александрович Махровский был нанят на один год с 21 ноября 1897 года по 21 ноября 1898 года за 1400 руб. и 10% с заигранной суммы.
26 февраля 1898 года был подписан контракт с Екатеринодарским городским управлением, по которому войсковой оркестр в составе 25 музыкантов должен был играть четыре месяца в городском саду с 1 мая по 1 сентября <…>.
По ходатайству заведующего хорами 20 июля, с разрешения начальника штаба, было выдано 50 руб. старосте музыкантского хора Нестору Безсчастному в награду за его отлично-усердную и особо полезную службу в хоре.
Приказом по войсковому штабу 23 августа № 237 разрешено выдать заведующему хорами, подъесаулу Ассиеру, 200 р. в награду за отлично-усердную службу по заведыванию хорами.
1-го ноября капельмейстер Махровский был уволен от должности, и с того числа на его место был приглашен австрийско-подданный Иосиф Дуда <…>.
На летний сезон 1899 года войсковой хор был приглашен для игры в Екатеринодарском городском саду, в составе 25 музыкантов, с 1 мая по 1 сентября <…>.
Начальник штаба полковник Богданович в письме своем от 24 сентября 1899 г. к директору вод Башкирову писал, что войсковой оркестр под управлением нового капельмейстера, г. Дуда, значительно усовершенствовался и пополнил свой репертуар, так что мог бы принять предложение играть в будущем сезоне на Кавказских минеральных водах; кроме оркестра, он предлагал также и певческий хор, в составе 40 человек, по общим отзывам также очень хороший и под управлением опытного регента.
В ответ на это Башкиров сообщил, что хором музыки он готов воспользоваться с удовольствием, что же касается хора певчих, то ввиду отсутствия сумм он воспользоваться не может.
По контракту, заключенному 1 марта 1900 года, войсковой музыкантский хор был нанят для игры на минеральных водах с 15 мая по 15 сентября в составе не менее 45 чел. <…>. Играть оркестр должен был с 15 мая по 10 июля в Ессентуках, а с 10 июля по 15 сентября – в Железноводске.
16 мая директор вод Хвощинский прислал Начальнику Штаба следующую телеграмму: «Вчера открытие Ессентукской группы, слышал прекрасный Кубанский оркестр, благоволите дать разрешение отделить часть оркестра для игры в Железноводске с 20 по 25 мая, пока публики еще мало».
Наказный Атаман, по докладу ему этой телеграммы, разрешил эту просьбу с тем, чтобы в Железноводск был послан для управления частью хора староста Безсчастный.
20 мая весь музыкантский хор был перевезен в полном составе по железной дороге из Ессентуков в Железноводск для игры во время открытия сезона на этой последней группе; затем, по окончании игры, часть хора в составе 26 чел. со старостой Безсчастным была доставлена в Железноводск для игры на этой группе до 25 мая, а другая часть в составе 28 чел. с подъесаулом Ассиером, капельмейстером и его помощником возвратилась в Ессентуки. Музыканты, оставленные для игры в Железноводске, были размещены в деревянном бараке на деловом дворе удобно и хорошо, там же им было отведено особое помещение для сыгровки. Подъесаул Ассиер ежедневно посещал команду в Железноводске.
23 мая оставленные в Железноводске музыканты были перевезены опять в Ессентуки, так как в Железноводск прибыл нанятый для игры хор трубачей 1-го Уманского полка.
Исполнением пьес и вообще поведением их публика Железноводской группы осталась очень довольна, что высказывали подъесаулу Ассиеру заведующий этой группой, многие офицеры и курсовые.
При переезде 12 июня войскового хора из Ессентуков в Железноводск произошло крушение вагона, в котором помещались музыканты. При этом пострадали подъесаул Ассиер и нижние чины музыкантского хора: Максим Пащенко, Михаил Ищенко, Авксентий Харченко, Иван Познышев, Георгий Заикин и Яков Гнедаш, получившие тяжелые повреждения и ушибы, хотя и не опасные для жизни, а также была разбита ценная виолончель и несколько других инструментов.
В вознагражденние потерпевших от Владикавказской железной дороги впоследствии с большим трудом удалось получить пособие: каждому нижнему чину по 25 руб. и подъесаулу Ассиеру – 50 руб. на лечение; за разбитую виолончель 400 руб. и за починку прочего поврежденного ин-
струмента 310 р., да 105 р. 13 коп. за упаковку и пересылку для починки разного инструмента в Киев на фабрику Червенного и обратно.
1 февраля 1900 г. по контракту на один год был нанят австрийско-подданный Готлиб Ондрутчек помощником капельмейстера войскового хора для обучения учеников хора игре на скрипке и альте и ведения занятий с квартетом при разучивании оркестром пьес и во всех случаях, когда войсковой оркестр должен выходить для игры, Ондрутчек обязан был играть в составе оркестра на первой скрипке.
Если же оркестр будет разделен на две части, то он обязан управлять той частью, какая ему будет поручена: во время же болезни капельмейстера или его отсутствия обязан заменять его. <…>
Музыкантам хора были сшиты для летнего сезона во время игры на минеральных водах черкески цвета «бордо» <…>.
Кроме помощника капельмейстера Ондрутчека, в хоре состояли еще по вольному найму нестроевые старшего разряда Иван Шлык, Степан Жарко и Кузьма Захарченко, сверх штата состояло в хоре пять казаков.
<…>
В этом же году торжественно был отпразднован в хорах день двадцатипятилетия службы старосты войскового музыкантского хора Нестора Безсчастного, которому с разрешения начальника штаба был куплен за 30 р. и поднесен в подарок образ.
Начальник штаба генерал Богданович, желая поставить войсковой оркестр в музыкальном отношении на должную высоту, в качестве капельмейстера хора пригласил одного из выдающихся оперных дирижеров в России Евгения Доминиковича Эспозито. 1 марта 1901 года с ним был заключен контракт. <…>
14 апреля 1901 года музыкантский и певческий хоры под управлением г. Эспозито дали концерт в городском летнем театре. Концерт имел прекрасный успех <…>.
При этом девять лож и весь 20-й ряд были отданы в бесплатное пользование воспитанницам и ученикам городских мужской и женской гимназий, Кубанского Александровского реального училища, учительской семинарии и городского 6-классного училища.
По контракту войсковой хор был нанят для игры на летний сезон 1901 г. на Кавказские минеральные воды в составе не менее 40 музыкантов, причем с 20 мая он должен был играть в Железноводске, а с 15 июля – в Ессентуках <…>.
В конце 1901 года и начале 1902 г. войсковыми хорами под общим управлением г. Эспозито было дано девять концертов, привлекавших почти каждый раз многочисленных слушателей и имевших хороший успех <…>.
Кроме чисто внешнего успеха, они имели также очень благотворное влияние и на самих исполнителей – музыкантов и певчих, так как невольно заставляли подтягиваться и работать над усовершенствованием своих познаний.
Затем в течение двух месяцев 1901 г. певчие Шагай, Лисицын, Белый и Лещенко с разрешения начальника штаба обучались специальному пению в музыкальных классах Екатеринодарского отделения Императорского русского музыкального общества <…>.
По контракту, заключенному 22 марта 1902 г., войсковой хор был нанят для игры на Кавказские минеральные воды с 1 июня по 1 сентября в составе не менее 50-ти музыкантов. По просьбе директора вод начальник штаба разрешил продолжать еще игру хора с 1 по 15 сентября на Пятигорской группе <…>.
В конце игры на группах г. Эспозито оставил службу в хоре, и 1 сентября был нанят Александр Иванович Орлов на один год. 26 августа был нанят еще флейтист Яков Федосиевич Кузнецов на один год, кроме игры в хоре на флейте он должен был обучать музыкантов и учеников игре на флейте и кларнете, а также заменять капельмейстера, когда это понадобится.
Результаты работы хора в летний сезон этого года были очень плачевны в материальном отношении. <…>
В зимний сезон 1902–1903 гг. также был дан войсковыми хорами под управлением г. Орлова целый ряд концертов, но с меньшим материальным успехом, и только концерт, данный 25 марта в бенефис г. Орлова, дал чистую прибыль <…>.
Екатеринодарская публика, видно, охладевала по каким-то причинам к концертам войсковых хоров.
С 1 января 1903 г. назначен новый заведующий войсковыми хорами, подъесаул Стрекозов, вместо подъесаула Ассиера.
Летом 1903 г. войсковой хор по-прежнему играл на Кавказских минеральных водах <…>.
В 1903 г. старое здание, выходившее на улицу и служившее для хоров цейхгаузом, по ходатайству начальника штаба и с разрешения Наказного Атамана было заново перестроено с добавлением 100 т. нового кирпича, и там устроен класс для сыгровок музыкантского хора.
<…>
Летом 1904 года войсковой хор играл на Кавказских минеральных водах: с 1 июня по 15 июля в Кисловодске и с 15 июля по 15 сентября в Ессентуках <…>.
1 ноября 1904 г. капельмейстером войскового хора был нанят итальянско-подданный Михаил-Феликс Сириньяно <…>.
В декабре 1904 г. Екатеринодарский городской голова просил оставить на летний сезон 1905 г. войсковой оркестр в городе для игры в городском саду <…>, но войсковой оркестр был еще в октябре этого же года нанят для игры на минеральных водах на лето 1905 г. <…>, и Наказный Атаман отклонил это предложение.
Согласно штата, объявленного в приказе по военному ведомству за 1887 г. № 235, в войсковых хорах положено: музыкантов – 36 и певчих – 36 человек, и на содержание их отпускается из войскового капитала по 108000 рублей в год. <…> Войсковое начальство признало необходимым увеличить ныне установленную штатную сумму еще на 1500 руб. и вошло с ходатайством о разрешении этой добавки.
Ходатайство это положением военного совета, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 13 апреля 1907 года, было разрешено в утвердительном смысле, причем отпуск дополнительный 1500 р. ежегодно из войскового капитала должен начаться с 1 января 1906 г.
1 октября 1906 года, по ходатайству начальника штаба и с разрешения Наказного Атамана, открыто при войсковых хорах двухклассное училище с двумя отделениями на первое время для обучения в нем музыкантов и певчих. Училище это открыто с целью поднятия успеха в обучении музыке и пению, потому что музыканты и певчие, развиваясь общеобразовательными предметами в училище, могли легче и с большим пониманием усваивать первоначальное обучение каждый по своей специальности и тем скорее становиться в ряды хора и оркестра; ставши же в ряды этих последних, они могли проявлять большую любознательность к музыке и пению и понимание идей разучиваемых ими вокально-музыкальных пьес. При этом значительно облегчалась и самая работа регента или капельмейстера при разучивании пьес, исполнение музыкальных произведений могло быть более сознательным и совершенным.
В училище было два преподавателя: один по общеобразовательным предметам, а другой – законоучитель <…>.
Утверждение же этого училища попечителем Кавказского учебного округа последовало 19 октября того же года.
1 октября был нанят на место Сириньяно новый капельмейстер, коллежский регистратор Константин Августович Воут. Он пробыл в хоре до декабря 1908 г., когда был уволен от должности. Как дирижер Воут был хороший, но отличался некоторой ленью, в особенности при обучении молодых музыкантов.
В 1907 году от войсковых хоров были командированы в С.-Петербург для усовершенствования нестроевые старшего разряда: Никифор Яблонов-ский и Яков Тараненко; из них Тараненко, по окончании регентских курсов и возвращении в войско, назначен с 1 января 1910 г. регентом войскового певческого хора, а Яблоновский состоит капельмейстером в 1-м Екатеринодарском Кошевого Чепеги полку.
В летние сезоны 1907, 1908 и 1909 годов войсковой музыкантский хор был нанят для игры в Екатеринодарском городском саду <…>.
Так как в последнее время войсковой оркестр стал, в силу своего развития, по преимуществу струнным, хотя в то ж время он должен быть и духовым для игры в необходимых случаях при войсках. Таким образом войсковой хор собственно должен был бы состоять из двух хоров: струнного и духового, но достигнуть этого при наличности настоящих хоров и множества инструментов струнного оркестра невозможно, так как музыкантам пришлось бы одновременно обучаться на двух инструментах – струнном и духовом, участвуя таким образом в двух оркестрах.
Но при нынешних коротких сроках это является делом труднодостижимым. Для этого, прежде всего, не хватило бы времени, а главное – такие музыканты, не имея амбушюра и основательной выучки, присущей музыканту, играющему только на одном инструменте, физически не могли бы играть беспрерывно более 5–10 минут вследствие опухоли губ, что конечно влекло бы за собой расстройство оркестра.
Устранить же этот недостаток соответствующим увеличением штатного состава хора в данное время и по многим основательным причинам являлось невозможным.
Все это не могло не заботить высшее войсковое начальство, почему с согласия Наказного Атамана генерала Бабыча решено было увеличить штат хора по примеру Терского казачьего войска, на счет строевых частей, выставляемых войском, взяв по шести человек от 8 полков, расположенных в Кавказском округе, т. е. всего 48 чел., что признано вполне достаточным для сформирования вполне приличного военного оркестра.
Означенные шесть человек предположено было прикомандировать не одновременно, а в течение 3-х лет, начиная с 1 января 1909 года, ежегодно по 2 человека. Выбор этих казаков должен был производиться в войске, а полкам будут лишь сообщаться фамилии казаков, зачисленных в штат хора. Полки же, со своей стороны, должны выслать в войсковой штаб все причитающееся для этих казаков довольствие.
Для обучения этого оркестра с 10 июля 1909 года приглашен Франц Матвеевич Лоос, опытный и заслуженный капельмейстер и большой знаток своего дела. С 1 января 1911 года хор доведен до полного состава и настолько подготовлен, что его игра производит приятное впечатление; в недалеком же будущем можно надеяться, что, благодаря трудам и знанию нынешнего своего руководителя, хор будет доведен до надлежащей степени совершенства.
<…>
1 февраля 1909 года был нанят капельмейстером войскового штатного хора губернский секретарь Константин Николаевич Стефанович сроком на один год <…>.
С первых же дней своего появления в хоре Стефанович встретил к себе холодное и недружелюбное отношение со стороны заведующего хором подъесаула Сивцова, что, конечно, ставило его в полное недоумение и отчасти отражалось на правильной работе хора.
Во время служебной поездки начальника штаба генерала Кияшко в г. Тифлис подъесаул Сивцов, по собственной инициативе, доложил Наказному Атаману, что если Стефанович останется и дальше во главе хора, то могут получиться нежелательные результаты во время летней игры в Екатеринодарском городском саду и даже возможно, что придется отказаться от контракта до истечения срока. Во избежание подобных обстоятельств он послал в г. Воронеж вахмистра хора Белого с письмом к капельмейстеру г. Эспозито, уже бывшему раньше в войсковом хоре, желая знать, на каких условиях он мог бы возвратиться к прежней своей службе в войсковом хоре.
Эспозито сообщил телеграммой, что хотя он почти и приглашен уже на лето в Киев, но мог бы приехать и в Екатеринодар <…>.
Наказный Атаман в резолюции своей на телеграмме Эспозито приказал капельмейстера Стефановича уволить и заместить его г. Эспозито <…>. Ввиду этого Стефанович 21 апреля был уволен от службы, а Эспозито вступил в исполнение своих обязанностей.
С первых же дней своего прибытия в хор Эспозито нашел, что симфонический оркестр слабо подготовлен к исполнению летнего репертуара и без усиления его хотя бы несколькими старыми опытными музыкантами будет плохо играть в городском саду, между тем первое впечатление, какое получит публика, очень важно для хора.
Поэтому, с разрешения Наказного Атамана, были зачислены в войсковой оркестр вольнонаемными бывшие музыканты хора: виолончелист Дробязка, первый скрипач Белик, первая флейта Кузнецов, первый гобоист Кожура и два контрабасиста Воронин и Диброва – всего шесть человек <…>.
Относительно же своего дальнейшего пребывания в хоре после 20-го сентября г. Эспозито просил установить ему вознаграждение в 30% от заигранной хором суммы, кроме положенного штатного жалованья. Наказный Атаман изъявил на это согласие.
2-го декабря 1909 года был заключен договор между Войсковым Штабом и Екатеринодарской городской управой; по этому договору войсковой хор в составе не менее 60 чел., включая и трех солистов с капельмейстером, на летний сезон 1910 года обязался играть в городском саду с 20 апреля по 20 сентября, по три часа ежедневно; оркестр должен быть симфонический.
Программу имеющих быть исполненными №№ музыкальных пьес капельмейстер составляет на каждый месяц и сообщает садовой комиссии; затем весь намеченный репертуар должен быть сыгран в течение сезона; ежедневные музыкальные программы должны состоять не менее, как из 15 музыкальных пьес, в трех отделениях, в следующем порядке:
а) по понедельникам – музыка легкого жанра
б) по вторникам – русские и славянские композиторы
в) по средам – латинских композиторов
г) по четвергам – выступление солистов и чисто симфоническая музыка
д) по пятницам – произведения немецких и северных композиторов
е) по субботам – смешанная программа
ж) по воскресеньям – праздничная.
<…>
На летний сезон нынешнего года (1911. – Прим. ред.) войсковой оркестр приглашен для игры в г. Ставрополь за 12.500 руб.
VIII
О певческом хоре
После смерти регента Лебедева на его место был приглашен в августе 1870 года Федор Михайлович Дунин, стоявший во главе певческого хора почти шестнадцать лет – до апреля 1886 года.
Сам Дунин – человек внушительной и красивой наружности, высокий и стройный, обладал довольно недурным баритоном и пользовался в обществе большим успехом как знаток своего дела. При нем в хоре существовала очень строгая дисциплина, и учитель он был строгий и требовательный; злые языки говорили даже, что порой любил и физическое внушение, но ноты при нем певчие знали очень твердо, так как он как энергичный и настойчивый человек, видимо, умел добиться своего.
Отвечая требованиям того времени, пение при Дунине отличалось стройностью, мощностью, торжественностью и даже легкой крикливостью, так как в то время тихое пение не признавалось и не было любимо публикой.
Пение хора в войсковом соборе всегда привлекало массу молящихся. Желавших послушать прекрасное исполнение хором молитвенных песнопений; в особенности же хор славился исполнением концертов Бортнянского и других. Существовало даже в то время в Екатеринодаре выражение: «идти на концерт», так как немалая часть интеллигенции шла в церковь слушать только концерт, мало интересуясь остальным пением обедни, хотя и последнее почти всегда исполнялось безукоризненно и хорошо.
Во все время управления Дуниным войсковым хором последний всегда находился на высокой степени совершенства; правда, временами он слегка приупадал от чисто внешних, не зависящих от Дунина условий, но это продолжалось обыкновенно недолго, набирались в хор новые голоса, дело по-прежнему налаживалось, и хор по-прежнему становился безукоризненным.
Последнее время своей службы в войсковом хоре Дунин занимал также место регента в Кубанском Александровском реальном училище, где поставил хор также очень хорошо; кроме того, он состоял еще преподавателем классного пения в Екатеринодарском духовном училище.
Вообще это была крупная сила в вокальном мире, и память о нем сохраняется в войске и до настоящих дней как об образцовом и талантливом регенте.
28 мая 1876 года певческий хор также поступил в ведение Войскового Штаба; заведующим хором в это время был сотник Погорелов; 1-го августа 1878 года его заменил сотник Образ, а с 24 ноября того же года заведующим хором был назначен экзекутор Войскового Штаба коллежский регистратор Селютин, пробывший в этой должности до 1 января 1888 года, когда, согласно новому штату 1887 года, отдельная должность заведующего певческим хором была упразднена, и оба хора, музыкантский и певческий, были поручены одному заведующему, хорунжему Головатому.
С 1 мая 1886 года регентом певческого хора приглашен был Михаил Стефанович Городецкий, пробывший в этой должности до 1-го февраля 1891 г. Городецкий регентское образование, также как и Дунин, получил в С.-Петербургской консерватории и был человек очень способный, но, к сожалению, пагубная страсть к запою нередко отвлекала его от хора почти на целый месяц, и если хор продолжал оставаться по-прежнему в хорошем виде, то только благодаря неутомимой и энергичной работе очень способного и даровитого старосты хора Акима Мовчана, который заменял на это время Городецкого.
В сентябре 1888 года, во время приезда ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА III с АВГУСТЕЙШЕЙ СЕМЬЕЙ в войско, ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО осчастливил своею благодарностью войсковой певческий хор за отличное исполнение им музыкальных программ и, обратив МОНАРШЕЕ внимание на штатное его устройство, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ изволил повелеть озаботиться расширением и улучшением этого хора.
Во исполнение этой ВЫСОЧАЙШЕЙ воли войсковым начальством были выработаны новые положение и штат певческого хора и представлены в августе 1889 года на утверждение.
<…>
Положением военного совета, ВЫСОЧАЙШЕ утвержденным 17 сентября 1891 года, постановлено:
1) увеличить состав войскового певческого хора Кубанского казачьего войска двенадцатью певчими, оставив без изменения положенное ныне по штату число учеников.
2) Соответственно сему: а) добавить – 1800 руб. к штатному отпуску на содержание певчих, б) увеличить сумму, отпускаемую ныне на ремонт пюпитров и мебели в школе и на учебные пособия хору, на 50 руб., в) увеличить денежный отпуск на отопление и освещение хора на 46 р. 56 к., г) к отпускаемой сумме на наем помещения добавить 162 руб.
Согласно этого положения хор должен был состоять из 36 певчих и 12 учеников.
Из числа добавленных певчих приказом по войсковому штабу назначено: 2 чел. – в 1-й разряд, 3 чел. – во 2–1 разряд и 7 чел. – в 3-й разряд.
29 марта 1891 года нанят был для певческого хора регент, окончивший курс в Московской практической академии коммерческих наук и в регентском классе Придворной капеллы, Александровский 2-й гильдии купец Сергей Григорьевич Семенов на один год <…>.
По прошествии года Семенов, желая остаться еще на три года, просил прибавить ему жалованья или же доплату за занятия грамотностью, но Наказный Атаман не согласился, почему Семенов оставил место, а временное управление хором поручено было фельдфебелю хора Ткаченко.
По уходе Семенова войсковой штаб приглашал бывшего регента Городецкого занять место, но последний ответил из Нижнего Новгорода, что теперь он приехать не может, тогда по контракту, заключенному 1-го июня 1892 года, был нанят регентом бывший учителем пения и музыки в Ладожской учительской семинарии и имеющий от Придворной певческой капеллы диплом на звание регента Григорий Митрофанович Концевич на один год <…>.