Тетива. о несходстве сходного

ЗАСТАВКА … 4

ПРЕДИСЛОВИЕ … 5

БОРИС ЭЙХЕНБАУМ

Начало … 7

Новый Петроград и «Шинель» … 11

«Молодой Толстой» … 15

Первая книга Б. Эйхенбаума о Лермонтове … 18

О том, как в советское время заново был открыт Лермонтов … 24

Город без дымов … 29

Профессор уходит … 32

ОБ ЕДИНСТВЕ

Натянутая тетива … 36

Целое и отдельное … 38

В чем особенность искусства и что такое единство произведения … 41

Единство и герой … 45

Противоречивость определения, как не охватывающего истории … 48

Единство структур … 50

Противоречия образа … 52

ОБРАЗ И ЗАГАДКА

О загадках и о вскрытии конфликта в обычном … 53

Об отношении законов построения художественного образа к законам сюжетного построения … 60

О КОНВЕНЦИЯХ

О смысловой детали, создающей представление о пространстве … 68

Иконная перспектива … 74

О кинематографических конвенциях пространства … 77

Конвенция времени … 80

ЧЕЛОВЕК НЕ НА СВОЕМ МЕСТЕ

Человек не на своем месте … 96

Человек как одна из основ сюжета … 107

Примечания к главе «Человек не на своем месте» и несколько слов о пепле … 111

Узнавание … 116

Несколько слов о новом у Шекспира … 120

ЮРИЙ ТЫНЯНОВ

Город нашей юности … 127

Университет … 130

Несколько слов о теории … 134

«Архаисты и новаторы» … 136

Общий смысл высказываний Тынянова … 141

Успех писателя … 145

Болезнь Тынянова … 148

Смерть и похороны … 150

О ФУНКЦИЯХ СЮЖЕТА

О новом как изменении конвенции вообще и о конвенции определённого порядка, в том числе изменении способа характеристики героев … 150

Оценка функций частей произведения … 152

Сюжетные структуры; смена их значений; исследование места человека в мире … 156

Функция героев волшебной сказки … 165

ЯЗЫК И ПОЭЗИЯ

Дорога в будущее и прошлое (Неоконченный рассказ) … 184

О статье Романа Якобсона «Поэзия грамматики и грамматика поэзии». Новые следы … 190

Сюжет и троп … 195

Свидетель со стороны … 196

Содержание и конфликт … 201

«Он» и «она» … 204

ФРАНСУА РАБЛЕ И КНИГА М. БАХТИНА

О Гаргантюа и Пантагрюэле и о книге М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле» … 210

Карнавал и сезонная работа … 216

Карнавал и карнавализация … 219

Попытка установить даты рождения Гаргантюа и сына его Пантагрюэля, а также даты и цели их подвигов … 224

Мир Рабле … 227

Широта и историчность построения романа Сервантеса … 230

О повторении. О Санчо Пансе, Аристофане, Гоголе и Фаусте. О том, что повторений нет … 233

Теория гротеска в книге М. Бахтина … 236

О мениппеях … 241

«МИФ» И «РОМАН-МИФ»

О мифе … 246

Дым тысячелетий … 248

Новости старого эпоса (История гильгамеша) … 251

О повести, которую любил Лев Толстой … 253

Роман и новелла … 259

История и время … 264

Несколько замечаний о романе-мифе … 268

«Кентавр» Джона Апдайка … 272

НОВЫЕ ЖАНРЫ

Жанр. Ещё раз о том же … 278

Спор о романе … 279

Ещё о герое … 280

Герой у Достоевского … 284

Ещё раз о горизонте … 285

Смена жанров … 286

О содержании … 288

«Литература факта» … 292

ВЕРНИТЕ МЯЧ В ИГРУ

Верните мяч в игру … 293

Расставание мое с Толстым … 297

Несколько кратких слов об антиромане … 301

ЗАКЛЮЧЕНИЕ … 305

ЭНЕРГИЯ ЗАБЛУЖЕДНИЯ. КНИГА О СЮЖЕТЕ

1. ВСТУПЛЕНИЕ

I. Дом Толстого в Ясной Поляне стоит как-то косо … 308

II. О птице-тройке … 313

III. Ищу завязку … 314

IV. Три книги – три предисловия. Путеводитель … 323

2. ЭНЕРГИЯ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

3. «ДЕКАМЕРОН» БОККАЧЧО

4. ВКРАТЦЕ – О ЗАВЯЗКАХ, НАЧАЛАХ ВЕЩЕЙ И КОНЦАХ ВЕЩЕЙ – ПРОИЗВЕДЕНИЙ … 372

5. СЮЖЕТ, ПЕРИПЕТИИ И ФАБУЛА, ПАРОДИРОВАНИЕ, ПЕРЕОСМЫСЛИВАНИЕ СЮЖЕТА … 390

6. РАЗЛИЧИЕ НОВЕЛЛЫ И ОЧЕРКА. «СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ» ТОЛСТОГО … 425

7. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» ПУШКИНА … 434

8. В ЖИЗНИ ВСЕ МОНТАЖНО, ТОЛЬКО НУЖНО НАЙТИ, ПО КАКОМУ ПРИНЦИПУ

I. «Дневник» Толстого … 443

II. Мир монтажен … 445

III. Подробность у Толстого … 448

IV. Время в романах Толстого … 454

V. Внутренний монолог … 460

9. ПУТЬ ТОЛСТОГО … 464

10. ИСТОРИЯ НАПИСАНИЯ «АННЫ КОРЕНИНОЙ» … 472

11. «АННА КАРЕНИНА» … 483

12. ЭПИГРАФ К «АННЕ КАРЕНИНОЙ» … 517

13. РАЗДЕЛ … 524

14. «ВОСКРЕСЕНИЕ» … 531

15. «ХОЛСТОМЕР» … 547

16. «ХАДЖИ-МУРАТ» … 558

17. «ВДРУГ» ДОСТОЕВСКОГО … 567

18. БРОНЗА ИСКУССТВА … 574

19. О ПРОПУЩЕННЫХ ГЛАВАХ

Гоголь. Почему не дописаны «Мертвые души» … 597

20. ЕЩЕ РАЗ О НАЧАЛАХ И КОНЦАХ ВЕЩЕЙ – ПРОИЗВЕДЕНИЙ; О СЮЖЕТЕ И О ФАБУЛЕ … 613

Наши рекомендации