Сведения о древних германцах в трудах историков античности и средневековья.
ХРЕСТОМАТИЯ
по курсу «Введение в германистику»
для студентов 2 курса дневной и заочной форм обучения,
специальность: 6.030500 «Английский язык и литература»
Исторические сведения о древних германцах.
Корнелий Тацит
Симферополь 2004
Печатается по решению научно-методического совета ТНУ от
Рецензенты:
Кандидат филологических наук, доцент кафедры греческой филологии факультета иностранной филологии ТНУ
Павленко Леонид Васильевич
Кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков Крымского индустриально-педагогического института
Жердева Арина Петровна
Сведения о древних германцах в трудах историков античности и средневековья.
В 325 году до нашей эры греческий мореплаватель Пифей совершил путешествие из Массилии (г. Марсель) к Янтарному берегу в Балтийском море. Он упоминает германские племена гуттонов и тевтонов. Описание путешествия Пифея до нас не дошло, но им пользовались более поздние историки и географы, греческие авторы Полибий, Посидоний (2 век до н.э.), римский историк Тит Ливий (1 век до н.э. – начало 1 века н.э.) Они приводят извлечения из Пифея, а также упоминают о набегах германских племен на эллинистические государства юго-восточной Европы и на южную Галлию и северную Италию в конце 2 в. до н.э.
Около 125 года до нашей эры грек Посидоний из Апамейи пишет о вторжении кимвров в область кельтов на Дунае.
Подробные сведения о социальном укладе и быте германцев представлены в «Записках о галльской войне» (58-51 гг до н.э.) Юлия Цезаря. Записки Цезаря составлены недостаточно тщательно и правдиво, он часто слишком неосторожно доверял показаниям своих сподвижников, а с другой стороны, многое из собственных действий представлял в ложном свете – либо умышленно, либо запамятовав.
С первых веков новой эры сведения о германцах становятся несколько более подробными. Описываются древние германские племена и в сочинении греческого географа Страбона «География» в 18 г. н.э. Страбон пишет о том, что германцы (свевы, или свебы) кочуют в лесах, строят хижины и занимаются скотоводством. Греческий писатель Плутарх (46-127 гг. н.э.) описывает германцев как диких кочевников, которым чужды всякие мирные занятия, их единственное призвание – войны. По свидетельству Плутарха, германцы служили наемниками в войсках македонского царя Персея в начале 2 века до н.э.
Наиболее полные сведения о древних германцах излагаются в трудах римских историков Плиния Старшего (23 - 79 гг. н.э.) и Корнелия Тацита (55-120 гг. н.э.). Гай Плиний Секунд родился в 23 или 24 г. н.э. в Комо в семье всадника, а погиб в 79 г. в Стабиях, наблюдая за извержением Везувия. Плиний сам служил в войске, которое стояло на границе с германцами, и принимал участие в походе хавков и фризов. Он начал службу префектом вспомогательной фракийской когорты, с 47 г. участвовал в военных кампаниях в Нижней Германии, был однополчанином Тита, впоследствии императора. В 52 г. Плиний оставил на время военную карьеру и во время правления Нерона старался держаться в тени. После прихода к власти Веспасиана Плиний принял участие в кампании против иудеев и замещал командующего, позже возглавлял службы императорской корреспонденции и документации. Он побывал в Галлии, Сирии, Африке и Белгике. В 77 г. Плиний был назначен на свою последнюю должность – адмирала Мисенского флота.
Возможно, еще в Германии Плиний стал посвящать досуг литературной деятельности. Он написал трактат о кавалерии, жизнеописание Помпония Секунда. Его огромный труд в 20-ти книгах о войне с германцами (“Bella Germanica”), к сожалению, не сохранился, только некоторые отрывки из него представлены в произведениях латинских писателей. В период тирании Нерона Плиний занимался грамматикой и риторикой. Работая в канцелярии Веспасиана, Плиний создал «Современную историю» и «Естественную историю», посвятив их наследнику престола Титу. «Естественная история» (“Naturalis historia”, около 77 г.) , сочинение в 37 книгах, отражает комплекс известных античности наук о земле и небе, это – своеобразная энциклопедия с мировоззренческим комментарием. Интересна географическая часть книги, разделы которой посвящены Италии, Германии, Ближнему Востоку, Греции, Египту, Африке, Испании, Галлии, Белгике. Плиний во многом опирался на личные впечатления, а при описании незнакомых областей Римской империи – на сведения, почерпнутые из императорской переписки и документации и полученные от видных политических и военных деятелей эпохи. Плиний старший привел следующее деление германских племен: «Германские племена распадаются на пять групп: 1) вандалиев, часть которых составляют бургундионы, варины, харины, гутоны; 2) ингвеонов, к которым принадлежат кимвры, тевтоны и племена хавков; 3) иствеонов, ближе всего живущих к Рейну и включающих в себя сигамбров; 4) живущих внутри страны гермионов, к которым относятся свебы, гермундуры, хатты, херуски; 5) группу певкинов и бастарнов, которые граничат с даками».
Подробная классификация древнегерманских племен, составленная Плинием, дошла до нас в изложении Тацита и довольно точно соответствует действительной группировке известных впоследствии германских народов и языков. Произведение Тацита «Германия» (“De origine et situ Germanorum”, 98 г.) рассказывает о расселении германских племен, их общественном строе, верованиях и поэтическом творчестве. В отличие от Плиния, Тацит сам никогда не бывал на германских землях, но почерпнул обширные сведения о них из произведений ранних авторов, официальных сообщений римских полководцев, рассказов купцов и легионеров, посетивших земли за Рейном. Некоторые факты из жизни германцев приводятся и в других исторических произведениях Тацита – «Анналах», «Историях», «Жизнеописаниях Юлия Агриколы».
Клавдий Птолемей (89 –167) – великий греческий астроном и географ, который также занимался астрологией, математикой, оптикой, механикой, картографией. Родился Птолемей в Среднем Египте в Птолемаиде Гермейской, учился и затем проводил астрономические наблюдения в Александрии Египетской. «Географическое руководство» Птолемея – лаконичное перечисление координат опорных пунктов, а также племен и народов (никакие исторические, этнографические или культурные сведения не приводились). Описание Германии в этом труде отражает походы Августа и Тиберия.
Исторические события более позднего времени (3-5 вв.) отражены в произведениях многих античных авторов – свидетелей «великого переселения народов». Среди них выделяется Аммиан Марцеллин (около 330-400 гг.), который оставил подробное описание событий римской истории с 353 по 378 г., в том числе аллеманских войн, восстание вестготов на Дунае, разгром остготского царства Эрманарика и нападения гуннов. Марцеллин, сирийский грек по происхождению, долгое время служил в римском войске и был очевидцем многих событий, о которых писал.
О судьбе остготов в Италии после смерти короля Теодорика (после 554 г.) рассказывает в произведении «История войн с готами» византийский историк Прокопий, который был свидетелем гибели остготского государства. Прокопий Кесарийский родился в портовом городе Кесарии в Палестине, по всей видимости, между 490 и 507 гг. Сведения о жизни Прокопия содержатся в его сочинениях. В начале 527 г. он стал советником полководца Велизария и вместе с ним принимал участие в персидской войне, успешное окончание которой принесло славу Велизарию. В январе 532 г. Прокопий вместе с ним прибыл в Константинополь и оставался там до июня, когда Византия начала войну против Вандальского королевства в Африке. Войсками снова командовал Велизарий, и его опять сопровождал Прокопий, принимавший активное участие в событиях. Быстрое крушение вандальского государства произвело на него сильное впечатление и, видимо, повлияло на формирование его имперской концепции. В 534 г. Велизарий вернулся в столицу, а Прокопий остался в Африке до весны 536 г. в качестве советника византийского наместника Соломона. Солдатский мятеж заставил их обоих бежать из Карфагена. В том же году Юстиниан начал войну против мощного Остготского королевства в Италии. Войну опять возглавил Велизарий, на Сицилии к нему присоединился Прокопий.
После возвращения Велизария в Константинополь след Прокопия теряется. Известно лишь, что весной 542 г. он был в столице во время эпидемии чумы. До нас не дошли сведения, отправился ли он в новый поход или безвыездно жил в Константинополе. К концу жизни Прокопий достиг высокого положения при дворе, не исключено, что в 562 г. он занимал должность столичного префекта.
Прокопий был лояльным христианином, однако, весьма равнодушным к религиозным спорам его времени. Главный пафос его произведений – идея римской государственности. Империя для него – оплот цивилизации и законности в мире, в идеале он надеется на сохранение статус-кво в отношениях с варварским миром. Прокопий взирает на варваров с опаской, но без оголтелой враждебности. В целом этнографические сведения Прокопия обладают высокой степенью достоверности, так как автор опирался на проверенные данные.
Источники, которыми пользовался историк, неизвестны. Заметны следы привлечения архивных материалов – писем, отчетов, протоколов, карт. Автор подражает стилю античных историков. Основную информацию Прокопию дают личные наблюдения и беседы с очевидцами. Обычаи чужеземных народов он излагает на основании разговоров с купцами, послами и наместниками-варварами в византийской армии. Перу Прокопия Кесарийского принадлежат три произведения: «Книги о войнах», состоящие из трех частей – «Персидская война», «Вандальская война», «Готская война»; «Неизданное», или «Тайная история» (продолжение истории войн); «О постройках владыки Юстиниана».
Источниками сведений о варварских племенах также являлись панегирики Сидония Аполлинария, посвященные Авиту, Майорану, Анфелию; а также – «Жизнь Епифания» Енондия и его же панегирики Теодориху, Указ Теодориха.
После образования в 5-6 веках на руинах Римской империи новых варварских государств, основанных франками, готами, лангобардами и другими германскими племенами, появляются латинские истории этих племен. Их авторами были германцы, которые получили образование в Риме и стремились прославить свой народ, рассказывая о его подвигах. Самым ранним примером такого произведения, написанного в традициях латинской историографии, было «Variae» - историческое произведение готского консула Кассиодора.Этот труд был создан в 526-533 гг. по распоряжению остготского короля Теодорика. До нас он дошел в сокращенном виде в «Истории готов» Иордана. Сам Иордан (485 – 551?) происходил из смешанной гото-аланской среды, его родным языком была придунайская латынь. Он был подданным Восточной Римской империи. Все, что нам известно о жизни историка, восходит к его собственным сочинениям. Иордан, как его дед и отец, был нотарием у крупного военачальника. Литературная деятельность относится ко второму периоду жизни Иордана. Он написал два больших сочинения: одно посвящено истории Римской империи («Романа»), второе – готам («Гетика»). В «Гетике» историк показывает судьбы готов, начиная с того времени, когда они покинули Скандинавию и высадились близ устьев Вислы, а затем продвинулись к Черному морю, вплоть до пределов Италии и Испании. История готов, образовавших в 5 в. государства вестготов и остготов, доведена автором до его дней. В противовес Кассиодору, Иордан прославляет владычество Юстиниана.
История вестготского королевства освещена также в “Leges Visigothorum” и “Breviarum” Аларика; история Бургундского королевства – в “Lex Gandobada” и “Lex Romana Burgundionum”.
Агафий Миринейский (530-582), по прозвищу Схоластик, - историк, юрист и поэт, автор пятитомной «Истории» (незавершенной из-за ранней смерти автора). Агафий начинает свое сочинение с 553 г., т.е. непосредственно продолжает Прокопия, подробно описывая боевые действия в Италии и Закавказье. Изложение обрывается описанием событий 559 г. (нашествие Забергана) и продолжено «Историей» Менандра Протектора.
Ряд важных сведений можно найти в трудах Маврикия, византийского полководца, который в течение двадцати последних лет жизни занимал императорский престол (582-602). Его фундаментальный труд «Стратегикон» – выдающийся памятник византийской военной литературы, результат обобщения боевой практики. Это своего рода энциклопедия военно-научной мысли, предназначенная для теоретического обучения воинов и командиров, и практическое руководство по ведению военных действий. Наряду со сведениями из области военного дела «Стратегикон» содержит много данных по самым разным аспектам истории. Что касается этнографических сведений, Маврикий ограничивается описанием лишь тех народов, которые в его эпоху представляли наибольшую опасность для империи; таковы персы, скифы, «рыжеволосые народы» (франки, лангобарды и другие германские племена), а также склавины и анты. Автор дает характеристику по преимуществу лишь военных обычаев указанных народов.
Мартин Бракарский (510–579), митрополит Галисии, упоминает об обращенных в христианство германских и негерманских племенах в эпитафии св. Мартина (в Думийской базилике): “Огромные и многоразличные племена присоединяешь ты к благочестивому союзу Христа: аламанн, сакс, тюринг, паннонец, руг, склав, норец, сармат, датчанин, острогот, франк, бургунд, дак, алан – радуются, что под твоим водительством познали бога, дивясь на твои знамения, свев узнал, каким путем идти к вере.”
Исидора Севильского (Исидора Младшего Гиспальского) называют первым христианским энциклопедистом. Его перу принадлежат труды теологические, естественно-научные, грамматические и исторические. Исидор Севильский родился около 560 г. в городе Картахена на юго-восточном побережье Испании (скончался в 636 г.). Под руководством своего брата, епископа Севильи, он получил хорошее церковное образование, а после смерти брата сменил его на епископском престоле. Большую часть времени Исидор посвящал написанию многочисленных трудов. Наиболее значительными из его сочинений считаются “Etymologiae”, или “Origines”, которые охватывают все аспекты познания: медицину, физиологию, анатомию, архитектуру, агрикультуру, космографию, логику и пр.. Относительно скромное место в его творчестве занимали исторические сочинения – “История готов, вандалов и свевов” и две хроники.
Из церковного окружения выделились авторы историй и летописей первых Меровингов Григорий Турский и Фредегар и «Церковная история народа англов» Беды Достопочтенного. «Хроника» (660 г.) архидиакона Фредегара – единственное значительное историческое сочинение, созданное в 7 в. во Франкском государстве. Ставя целью описать «деяния королей и войны, которые вели народы», хронист проявляет большой интерес к Италии, Испании, Византии, северо-славянскому Подунавью. Уже первые переписчики разделили «Хронику» на четыре книги. Язык произведения отстоит далеко от классической латыни, на его примере можно наблюдать превращение вульгарной латыни в старофранцузский язык.
В середине 8 в. новые правители Франкского государства из рода Каролингов пожелали соединить историю своего восхождения к высшей власти с исторической традицией Меровингов. При дворе Пипина Третьего была заново отредактирована и продолжена «Хроника» Фредегара (первое продолжение доведено до 736 г., второе – до 751 г.) Затем под руководством графа Нибелунга было создано третье продолжение, охватывающее 753-768 гг. Продолжения представляли собой официальную династическую хронику, богатую достоверными сведениями, но весьма тенденциозную.
К источникам сведений о германских народах можно отнести личные и официальные письма, грамоты, бревиарии (краткие описи владений монастырей), анналы, жития святых. Особый интерес представляют письма Винфрида, позднее принявшего имя Бонифация (675-754). Бонифаций – выдающийся англосаксонский миссионер и создатель новой церковной структуры Франкского государства, «апостол германцев». Он родился близ Экстера в королевстве Уэссекс в знатной семье, воспитывался в различных монастырях. Бонифаций отправился на континент как миссионер, стремясь не только обратить германцев в христианство, но и подчинить их церковной власти Рима. В 722 г. Бонифаций стал миссионерским епископом, был послан папой Григорием Вторым проповедовать новую веру и осуществлять высокую церковную власть у германских племен к востоку от Рейна. Он приобщал германскую знать к нормам христианской жизни, создавал соответствующую каноническим правилам церковную организацию в Гессене, Тюрингии, Баварии, строил храмы и монастыри. В 732 г. Бонифаций стал миссионерским архиепископом «провинции Германия» и «германским легатом римской церкви». При папе Захарии, он стал высшим церковным иерархом Германии. В 744 г. Бонифаций совершил миссионерскую поездку к фризам и был убит язычниками. Сохранилась переписка Бонифация с правителями англосаксонских королевств. В качестве примера можно привести фрагмент письма королю англов Этельбальду, в котором его увещевают покончить с распутной жизнью: «Не только христиане, но даже язычники считают это стыдом и позором. Ибо и язычники, истинного бога не ведая, в силу самой природы соблюдают в этом деле то, чего требует закон и что изначально установил Бог, так как, блюдя брачные союзы с собственными женами, они карают развратников и прелюбодеев». До нас также дошли назидательные стихотворные загадки о добродетелях и пороках, составленные Бонифацием. Например, загадка о невежестве (это качество приписывалось всем язычникам):
Глупой давно уже зовусь и кормилицею заблуждений,
Ведь из ростка моего веками растут, вредоносны,
Греха порожденья повсюду в пределах вселенной.
Вот почему всегда любил меня край германский,
Грубый народ славян и дикая Скифия тоже.
К церковным историкам более позднего времени принадлежал также Павел Диакон, автор подробно описанной «Истории лангобардов». Павел Диакон (725/30-799?) – один из крупнейших писателей и историков средневековья. Родился историк в лангобардской семье в Чивидале (центре Фриульского герцогства, находившегося в составе Лангобардского королевства), прошел обучение в придворной школе. Последовав за герцогом Ратхизом, ставшим в 744 г. королем лангобардов, в столицу Павию, получил там у учителей-римлян прекрасное образование, принял духовный сан, стал архидиаконом, позднее был советником короля Дезидерия и учителем его дочери Адельперги. В 758 г., когда воспитанницу выдали замуж за герцога Беневентского, Павел отправился вместе с ней; тогда же он написал для нее свой первый большой труд – «Римскую историю». Около 775 г. после окончательного завоевания Карлом Великим Лангобардского королевства, он перебрался в бенедектинское аббатство Монте-Кассино. Его уединение продлилось недолго. В 782 г. Павел прибыл ко двору Карла – ходатайствовать за своего брата Арихиза, который находился в плену у франков как участник мятежа фриульской знати. Благосклонно принятый, Павел прожил там пять лет. То была эпоха «Каролингского Ренессанса», в это время Павел пишет стихотворные послания, эпитафии, гомилии, житие папы Григория Первого, «Деяния епископов Мецских». В 788 г. Павел возвращается в Италию, где по инициативе герцогини Адельперги создает главное свое произведение «Историю лангобардов» в шести книгах, литературный памятник своему воинственному народу.
Сочинения Павла принадлежат к тому же жанру «истории народа», что и «Гетика» Иордана, и описывает деяния лангобардов в контексте всеобщей истории, в связи с деяниями византийцев, франков, аваров и других народов. «История лангобардов» охватывает период от ухода лангобардов с прародины до кончины короля Лиутпранда (744 г.). Смерть помешала Павлу завершить свой труд, придать ему композиционную стройность и единство, выправить язык и стиль. Вместе с тем, есть основания полагать, что из соображений патриотизма и тонкого политического расчета Павел Диакон намеренно завершил свою «Историю» временем наивысшего расцвета Лангобардского королевства и франко-лангобардского союза. Широкий политический кругозор, интерес к военным столкновениям и походам позволил обогатить ему свое сочинение уникальными яркими рассказами. Для самого Павла Диакона излюбленным источником была устная традиция: рассказы «правдивейших стариков», «старых мужей», очевидцев, старинные предания. Несомненно, сохранились исторические воспоминания о деяниях предков в его семье, гордившейся своей генеалогией. Среди многочисленных письменных источников, на которые опирался автор, наибольшее значение для нас имеет сохранившаяся лишь в его пересказе «История лангобардов» трентского аббата Секунда, доведенная до 612 года. Язык и стиль выдают ученого-латиниста – он пишет ясно и правильно, следуя литературной традиции, лишь изредка можно заметить явления вульгарной латыни. Стиль индивидуален, но с применением готовых формул, взятых у римских классиков; заметен интерес автора к этимологиям, к иноязычным словам, к старым римским топонимам. «История лангобардов» была популярна в средние века и дошла до нас более чем в ста списках.
Позже были созданы «История саксов» Видукинда и «История данов» Саксона Грамматика. Близка своим характером к этим произведениям «Книга норвежских королей», или иначе «Земной шар» Снорри Стурлусона.
Важный историко-этнографический материал содержат также англо-саксонские летописи («Саксонская хроника») и особенно древнеисландские саги, где рассказывается о заселении Исландии норвежскими племенами.
Исторический материал нашел свое отображение и в некоторых памятниках древнегерманского эпоса (поэма «Беовульф» (7 в.), поэма «Видсит» (7-8 вв.)).
Важным языковым и историческим источником являются «Варварские правды» (“Leges barbarorum”) – это записи законов германских государств, где приводится много фактов об их общественном и политическом устройстве. Сначала они были написаны на латинском, а позднее на германских языках.
Рекомендуемая литература
1. Беркут Л.Н. Зачатки местной историографии в ранних варварских государствах. Остготы и вестготы. Вандалы // Труды исторического факультета Киевского университета, – 1939. - №1.
2. Досталова Р. Византийская историография (характер и формы). - Т.43. - ВВ., 1982.
3. Люблинская А.Д. Источниковедение истории средних веков. – Л., 1955.
4. Павленко Л.В. Византийская литература. Часть 1. Становление и вершина – Симферополь, 2003.- 175 с.
5. Степанов Ю., Проскурин С. Константы мировой культуры. Алфавиты и алфавитные тексты в период двоеверия. – М., 1993.
6. Encarta Encyclopedia Deluxe 99, Microsoft.
Источники
1. Иордан. О происхождении и деяниях гетов / Вст. статья, перевод, комментарии Е.Ч. Скржинской. - Издание второе, исправленное и дополненное. - С-Пб.: Алетейя, 2001. – 506 с.
2. Маврикий Тактика и стратегия. С латинского перевел капитан М.А. Цыбышев. – СПб, 1903.
3. Прокопий из Кесарии Война с готами / Перевод с греч. С.П. Кондратьева, вст. ст. З.В. Удальцовой. - М.: Издательство Академии наук СССР, 1950.- 516 с.
4. Прокопий Кесарийский Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер. и статья А.А. Чекаловой. - М.: Наука, 1993.- 571 с.
5. Свод древнейших письменных известий о славянах: Т. 1 (1-6 вв.) / Сост. Л.А. Гиндин, С.А. Иванов, Г.Г. Литаврин, Отв. редакторы Л.А. Гиндин (филология), Г.Г. Литаврин (история).- Изд. 2-е, испр. – М.: Восточная литература РАН, 1994. – 472 с. : карты.
6. Свод древнейших письменных известий о славянах: Т. 2 (7-9 вв.). – М.: Восточная литература РАН, 1995. – 590 с. : карты, схемы.
7. Тацит Корнелий. Сочинения в 2-х т.: Т 1. Анналы. Малые произведения. / Изд. подг. А.С. Бобович, Я.М. Боровский, М.Е. Сергеенко. – Л.: Наука, 1969.- 443 с.
Корнелий ТАЦИТ