Сороковой бор и погост Озера.
Так называется местность, находящаяся в самой южной части Гдовского уезда, составлявшая, до 1780 г., особый Кобыленский уезд, и имевшая в 1766 г. 2728 жителей. Пространство от южной части верховьев Плюсы до границ Псковской губернии, покрытое дремучими лесами, непроходимыми мхами и болотами, перерезанное реками – Желчею и Черною, или Лудвою, представляет страшную пустыню, мало населенную народом загрубелым, непрямодушным, закоснелым в невежестве и суевериях, на котором еще ясно остается отпечаток первоначальной дикости нравов древних кривичей, описанных Нестором. Площадь эта, занимающая пространство в 1140 квадр. верст, перерезана большою пустынною дорогою из Гдова ко Пскову, на которой встречаются: древнее кладбище, с каменными крестами, одна деревня, две лесные стражи и две станции. В прежнее время здесь водворялись шайки разбойников, имевших свои землянки около берегов Черной речки. Воспоминания об них наводят и теперь еще ужас; потому народ, по усердию своему каждый год путешествующей из северной части Гдовского уезда в Псковопечерский монастырь, к крестному ходу, на 6-й неделе по Пасхе, и ныне всегда собирается большими толпами, человек в 40, для безопасного прохождения страшной пустыни Сорокового бора, единственно тогда только оживленного разумными существами, на 40 верстном протяжении своем от Рудницы до Маслогостиц.
В этой страшной пустыне, уединенно безмолвствовавший «божественный» Иларион, ученик Пустынножителя на р. Толве, великого Евфросина, основал свою обитель при р. Желче, в 12-ти верстах отсюда впадающей в Чудское озеро, и был ее игуменом. Он скончался 28 марта 1476 г. Монастырь его, в 1695 г., приписан к Псковскому архиерейскому дому, а в 1764 г. упразднен. Монастырская церковь Покрова Божией Матери еще существует. Она воздвигнута на основании прежней, построенной преп. Иларионом. В ней он и почивает под спудом. Иконостас прост и древен, без излишних украшений, возобновлен в 1844 и след. годах. Над гробом преподобного кипарисная рака с серебряной ризой, с позлащенным венцом, украшенным бриллиантами. Рака стоит на левой руке, у иконостаса, под резным золоченым балдахином... К востоку от церкви, в ограде, показывают место, где была келья преподобного. После упразднения монастыря, церковь была приходскою и потом – в запустении. Восстановлением своим обязана уроженцу слободы Озерской, с.-петербургскому купцу Мартиниану Якимову и губернскому секретарю Алексею Мартыновичу Турчанинову, после – монаху Черменецкого монастыря Авраамию. Последний, после бурной жизни, проведенной в служении винному откупу, чтобы, под старость, спасти душу, начал производить богоугодные дела – возобновления церквей в Гдовском уезде. Ему обязаны этим: Гдовская Пятницкая, Озерская, Польская, Моцкая, Сяберская, церковь Кобылья Городища, Черменецкого монастыря и др. Он действовал за одно с Мартинианом Якимовым, признавая, что «нет на свете лучше дела, как заниматься построением церквей».
Погост Озерский, бывший прежде Покровский монастырь, стоит на красивом берегу р. Желчи, на левой стороне. Получил свое название от местности, заключенной между трех озер, соединенных рекою; окружен лесами и болотами. На другой стороне речки раскинута бывшая прежде монастырская Озерская слобода. При слободе бывает большое собрание народа 1-го октября, в храмовой день, и 21-го октября, в день памяти преподобного.
Дивные сказания носятся в народе об этой древней, бывшей в запустении, обители. Было время, когда в ней не совершалась божественная служба и церковь готова была рушиться. Жителям слободы часто бывали видения; то виделся огонь в церкви и горящие свечи, то слышалось ангельское пение, ощущалось благоухание; дети видели седого старца, кадящего в церкви со свечою в руках и мн. др. Где была келья преподобного, там стояла древнейшая сосна, в которой был улей. Пастух с сыном дерзнули срубить ее, чтобы воспользоваться медом из улья, но за дерзость свою были наказаны: отец лишился зрения и долго раскаивался в своем поступке.
Во время подделки фундамента, два каменщика, мещане из Гдова, Петр и Григорий Кирилины, молодые парни, полюбопытствовали коснуться склепа, в котором был скрыт гроб преподобного, вероятно желая узнать, тут ли находятся мощи угодника Божия? Но за дерзость были наказаны: на них напал внезапный страх; они бросились бежать, и от испуга лишились рассудка. Петр впоследствии поправился, а Григорий и теперь, вот уже 20 лет, находится в расслаблении ума. Ему грезится то икона преподобного, то разные сцены из озерской жизни. Он кроток и безответен.
В 1852 г., в конце июля, один молодой путешественник ко св. местам от изнурения сил получил горячку и 1-го августа, в болезненном состоянии, пришел ко гробу преподобного. Он молился, сколько мог, просил преподобного, чтобы дарована была ему возможность продолжать путь свой. Предав себя заступлению угодника Божия, он скромно приютился на ограде, при стене церковной, у того места, где стоит гробница преподобного. Угодник Божий даровал скорое исцеление молодому человеку. На утро горячка оставила его, и он, к удивлению своему, со свежими силами, до восхода солнца, собрался к путь свой, оглашая пустыню Сорокового Бора благодарным гласом похвал преподобному своему исцелителю. «Может быть это дело случая, скажут иные, отдохнул и оправился». Было бы так, если бы путешественник, побывав в монастырях Псковских и в Новгороде, на пути к Тихвину не встретил вновь возвратившуюся к нему горячку. Там он совершил свое обещание и там его ожидала покойная градская больница, из которой, уже в половине ноября, он возвратился домой здоровым. Благодарность свою к исцелителю, исцеленный – автор этой статьи [*) Т.е. сам Ефим Андреев.] засвидетельствовал пожертвованием 90 штук иконок преподобного.
Ремда.
Погост Ремда находится в южной части Сорокового бора при р. Ремде. Прихожане живут в самой загрубелой дикости, разбросаны по клочкам земли и по берегу речки, в дрябех (дебрях?) болот Сорокового бора и частью при береге озера. Другие деревни углубились в глушь пустынь, на 25 верст и вообще имеют трудное сообщение с церковью. Церковь каменная, во имя святителя Николая, построена на место сгоревшей в 1824 г. Ремдовское село существовало еще в 1341 году и разорено лифляндцами. Ремедские рыбные ловли, в 1453 г., принадлежали новгородскому владыке Евфимию, и он сам приезжал осматривать их.
Кобылье городище.
В 1461 г. псковский князь Александр Васильевич Черторижский, у Желатского острова, на Узолице, построил дер. церковь Архистратига Михаила, но лифляндцы, в том же году, сожгли ее и с нею – 9 человек псковичей; иконы и утварь увезли в Оденпе (на запад от Пскова). По замирении, в 1462 г., иконы и утварь немцы возвратили, и псковичи, в том же году, на «обидном» месте, построили город Кобылинск и в нем – церковь Арх. Михаила. Строившие крепость, 60 человек псковичей, получили за труды 90 рублей, сумму, по тогдашнему, весьма значительную. В 1463 г. Кобылинск выдержал осаду от немцев, которые начали разбивать стены его пушками и выжгли псковские «исады» иди пристани. Псковичи отразили немев, которые, удалившись от Кобылинска, напали на Гдов и на берега Наровы. В 1479 г. немецкий орденмейстер Бернгард фон-де-Борх, 4-го марта, вечером, напал с войском врасплох, на крепость Кобылинскую, осадил ее и утром начал разбивать ее пушками, потом пустил, по лестницам, ратников в город. Посадник Макарий храбро оборонялся, но рыцари обложили город сгораемыми веществами и предали его пламени. Осажденные погибали, задыхаясь в дыму и пламени. Многие, спасаясь от огня, бросались чрез стены города, но не получали пощады. Немцы били их камнями, кололи и рубили. Таким образом погибло 3985 псковичей; остальные посадником взяты в плен.
В 1581 г. Кобылинск заняли поляки и до 1781 г. он считался уездным городом, но с тех пор он составляет посад с каменною церковью Арх. Михаила. У западной части храма, около 1850 г. построен придел св. Иоанна Предтечи.
Напротив погоста, в 10 верстах, находится остров Желачек, бывший предметом частых ссор между лифляндцами и псковичами. С половины 15 в. он заселен русскими. Жители его, прихожане Кобыльской церкви, упорные раскольники-беспоповцы. Вообще жители прихода почти не имеют земли, но живут привольно по берегу озера и по островам, занимаются рыбными промыслами и достают много дичи. В приходе протекает речка Черная, по древнему названию Лудва, на которой, в 1362 г. разбойничали лифляндцы.
Бельская Засада[39].
Погост Бельщина, в юго-восточной части Гдовского уезда, в 100 верстах от Гдова и в 40 от Пскова, в 80 вер. от Псковского Крыпецкого монастыря, существовал из древности, разорен в 1581 г. поляками. Настоящая церковь каменная, простой архитектуры, построена 1806 года.
В приходе много тайных и явных раскольников-беспоповцев. Нередко, в праздничные дни, когда приходит священник служить молебствия в домы прихожан, домы раскольников убраны, но пусты; на столе, покрытом скатертью, хлеб и рубль денег; щедрая плата священнослужителям за молебствие, только бы их не беспокоили; напротив православные дают 25 коп. и меньше за молебен... Здесь было место сходбищ шайки Авдоша, куда он к питейному дому приносил свои добычи, требуя без цены водки и без цены оставлял свои вещи.
Прибуж.
Прибуж существовал из древности. Во времена Литовские шайка грабителей напала на Прибуж 6 августа, когда там было, при церкви, собрание народа, по случаю праздника, и подумав, что это – ратники, чтобы узнать, скрылись в лесу за холмом и, дождавшись ночи, вечером захватили женщину, идущую за водой и, выведав от нее о собрании, напали и разорили церковь и село, предав казням жителей. Таково предание народное. Место древней церкви показывают в недальнем расстоянии от нынешней.
Близ Прибужа, в одной версте, была в 18 столетии, еще другая, домовая, ц. св. Троицы, с приделом преп. Стефана Савваита, построенная помещиком Хвостовым. Она, по перенесении мызы в Чернево, тоже близ Прибужа, уничтожена. Иконы ее, хорошей живописи, находятся в Прибужской церкви. Народ здешний занимается земледелием и многие – звериной охотой. О своих похождениях они составляют рассказы, где говорится о лесовиках, домовых, денниках (бес полуденный), оборотнях и т. п.
Во дни святок и в крещенье здесь совершаются по ночам страшные оргии и, к истинной скорби благочестивых, страшно сказать! употребляют имя Великого Бога. В постыдных, богопротивных играх, раздавшись наги и, связавшись вдвоем, представляют лошадей, и на них – всадник, вымаравшись сажей и обвесившись разными вещами, ездить «с казной», произнося кощунства. Или, одевшись в рогожу, на подобие ризы, и распустив сажу в воде, подводят к этому богохульнику каждого, даже насильно, и метелкой кропят его этой водою. Вокруг большой деревянной ступы, поставленной среди избы, водят кругом по два человека, представляя тем венчание браков; или один представляет себя мертвецом, а другие отпевают его; третий, представляя воображаемую смерть, с сделанными из редьки белыми зубами, скалит их и хлопушкой бьет других. Лет десять назад я был личным зрителем таких действий, много раз хотел сообщить о том лицам, от которых зависит воспретить такие богопротивный игры, но робость и опасения — получить за то неприятности – удерживали меня. Умоляю Всевышним Богом обратить на это внимание тех лиц, которые могли бы, словом увещания, искоренить это зло, недостойное нынешнего просвещенного века. К этому должно воспретить разгулы, совершаемые в последнее Воскресение пред (Великим) постом, за полночь на понедельник, ограничив их субботою *). [*) Ныне слышу, к утешению моему, что достойнейший пастырь Прибужский о. Павел ревностно старается о просвещении своей паствы. Позднейшее примеч. Е.Ф. Андреева[40].]
Щепец.
Погост Щепец находится в 8-ми верстах к северозападу от Прибужа, на правом берегу Плюсы. Церковь каменная, св. Архистратига Михаила, приятной архитектуры, в небольшом размере, построена на месте древней деревянной церкви, в 1834 году, помещиком, надворным советником, Арсением Васильевичем Семевским. Иконостас великолепный, вроде придворного. Иконы трудов крестьянина Выскатской волости Андрея Саввина. Он природным талантом, без руководства учителя, достиг, до возможной степени живописного художества, в свое время был украшением здешнего края и пользовался славою и доверенностию значительных лиц.
При погосте находится великолепный замок, с башнями на углах и другими, свойственными такому зданию, затеями. Это трехэтажное, о 90 залах, здание, стоящее владельцу миллиона рублей сер., не к месту здесь и не приносит хозяину никакой пользы, кроме 5000 р. ежегодного расхода на поддержку. Оно было бы весьма нелишним, в настоящее время, для обыденной жизни.
При деревне Васильевщине прежде существовала церковь, и там находится несколько десятин церковной земли. Говорят, что она разорена Литвою. Весьма бы хорошо, и даже необходимо, восстановить там приход и устроить церковь, чего желает и народонаселение, принадлежащее трем соседним приходам. Дальнее расстояние и болота лишают их частого посещения своих церквей. Такая же нужда настоит и в так называемой местности «Борисово поле»; находящейся между Прибужем и Рудницей, при деревне «Мишиной горе» *). [*) В «Мишиной горе» уже устроена церковь. Прим. Ред.] Ближайшая к Мишиной горе деревня Греховщина, называется так потому, что народ умирает во грехах, без покаяния, а младенцы – без крещения. В одной деревне 17 незаконнорожденных.
Пусть да простят мне читающие сию рукопись, когда увидят в ней такие черные краски! Не моя вина, что я коснулся сего предмета. Одно лишь желание добра моим собратьям, и любовь к ним, заставили обнаружить темную сторону народа православного.
Гдовско-Ямбургский листок
Выскатка село (Гдовск. у.). Отсюда нам пишут: «10 апреля, 1872 года, у нас, на Выскатском волостном сходе, происходили выборы новаго старшины, на место отслужившего свой срок волостного старшины Т.В. Слизнева[41]. Выбор пал на крестьянина села Выскатки Ефима Андреевича Андреева. Он был избран волостью единодушно. Поэтому считаем не лишним сообщить некоторые сведения о вновь избранном старшине. Е.А. Андреев, сын грамотнаго отца, занимавшегося церковною живописью, получил свое воспитание среди незавидной обстановки сельской жизни. От своего родителя, кроме природного таланта к живописи, он наследовал честность и любовь к труду на общую пользу. Село Выскатка обязана Андрееву учреждением существующей школы, которая при его старании имеет довольно заметные успехи и уже другим школам дала довольно подготовленных сельских преподавателей; затем, его заботами построена прекрасная церковь без всякого для прихожан отягощения; далее, его стараниями учреждено у нас церковно-приходское попечительство и установлен крестный ход в память спасения жизни Е. И. В. великаго князя Константина Николаевича от угрожавщей ему опасности в Варшаве, 21 июня, 1862 года. Е.А. Андреев неоднократно находился в числе депутации от крестьян Выскатской волости с представлением верноподданнических адресов к Государю императору по случаю возстания в Польше в 1863 г., и к Е. И. В. великому князю Константину Николаевичу с представлением уставных грамот в 1862 г., а так же и в другое время. Он всегда был душею общества и много трудился по делу распространения грамотности в нашей волости и ея окрестностях, и своим влиянием много способствовал ея успехам. Выскатское ссудо-сберегательное товарищество в Андрееве имеет усерднаго труженника и главнаго своего деятеля и, немудрено, при предстоящем выборе волостного старшины, волость обратила на Андреева общее свое внимание. 27 апреля, на 42 году своей жизни, Андреев утвержден в новой своей должности, и 5го мая с благословением принял священную присягу на службу Государю и обществу. При этом не лишним считаем сообщить его речь, произнесенную сельским старостам Выскатской волости, при первом собрании членов правления 7-го мая. Эта речь выражает всю полноту его доброго сердца; пусть она послужит для других старшин напоминанием их обязанностей. «Достопочтенные старосты сельских обществ Выскатской волости! При настоящем, первом, по вступлении мною в должность волостнаго старшины, вашем собрании, считаю священною моею обязанностью сказать вам, что я никогда не решился бы принять многотрудную должность волостнаго старшины, если ваше и всей Выскатской волости общее и единодушное желание не вызвало бы меня на это. Видя единодушное желание волости иметь меня старшиною и зная ее незавидное положение, я принял должность и священную присягу исполнять предстоящие мне обязанности согласно своему долгу; но я не надеюсь и не буду в состоянии исполнять моего долга без вашего содействия. Каждый из вас избран своим обществом так же, как я избран волостью. На всех вас равномерно лежит обязанность исполнять свой долг, согласно законам. Незнанием закона никто не смеет извиняться. Неведением закона не оправдываются и безграмотные. Они так же отвечают за его нарушение, как и грамотные. Поэтому, я предварительно обязан объяснить вам ваши обязанности в отношении вашей должности. Обязанности эти изложены в Высочайше утвержденном 19 февраля, 1861 года, общем положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и частью в отношении исполнения в сельском полицейском уставе и сельском судебнике, на который указывает общее положение. Достопочтенные старосты сельских обществ Выскатской волости! Я ожидаю ревностнаго и усерднаго вашего содействия мне, по моей служебной деятельности. Не моя будет вина, если из вас кто-либо не будет исполнять в точности возложенных на вас обязанностей. Правительство строго следит за всеми вашими действиями. Награждает усердных деятелей для общественнаго блага и карает нерадивых. Так будем же, на сколько хватит у нас сил и уменья, исполнять свои обязанности, – заботиться об общей пользе, заботиться, чтобы все в точности исполняли надлежащие на обществах денежныя и натуральныя повинности, приводить в исправность дороги, внушать крестьянам, чтобы поменьше учреждали кабаков, не пропивали бы уголков своих полей, пожень и лядин и штрафных денег, заботились бы о хорошем воспитании своих детей, люби ли бы Бога и своих ближних, своего Государя и начальство, которые особенно пекутся о всех нас и желают, чтобы все мы были счастливы и благополучны». Старосты, выслушавши речь новаго старшины дали подписку в исполнении своих обязанностей.
Выскатская волость
(Краткий исторический очерк) [42]
По первоначальному своему учреждению, Выскатская волость образовалась из крестьян, принадлежавших, до 1764 года, церквам и монастырям Псковской епархии[43] и обнимала собою все пространство северо-западной частям Гдовского уезда от села Ветвенника, находящегося в семи верстах к югу от Гдова на берегу Чудского озера, до устья р. Плюсы, впадающей в р. Нарову, в семи верстах выше г. Нарвы. В ней числилось, в 1804 году, 3003 ревизских душ мужск. пола. Волость эта сначала принадлежала ведомству казенных экономических крестьян, в временно, с 1798 по 1804 год, деревни и земля волости розданы были в пользование командорам Мальтийского ордена; а с 1804 по 1830 г. – волость принадлежала ведомству государственных крестьян. В 1830 г. волость преобразована и северная часть ее составила собственно Выскатскую волость, ведомства Павловского городского правления имения Е. И. В. Государя Великого Князя Михаила Павловича. В ней, по 8-й ревизии, числилось 4314 ревизских душ муж. пола. В 1848 г., от Выскатской волости западная часть отделилась и составила Добручинскую волость; затем, в Выскатской волости числилось 2658 ревизских душ мужск. пола. В 1863 году, по кончине Великого Князя Михаила Павловича, Выскатская волость поступила в собственность Е И. В. Великого Князя Константина Николаевича. В 1850 году, от Выскатской волости отделилась восточная часть и составила новую Константиновскую волость из 1555 ревизских душ; а Выскатская волость осталась в числе 1103 ревизских душ; но в 1868 году к ней присоединены две новые волости, учрежденные в 1861 году, из бывших помещичьих крестьян: с севера – Боровенская с 1728 ревизскими душами, и с юга – Рожкинская с 1564 ревизскими душами. В настоящее время, Выскатская волость состоит из 4439 ревизских душ муж. пола. В ней состоят 6 приходских церквей: Черновская, Сиженская, Польская, Выскатская, Веинская и Руденская; 122 деревни, в них 8 училищ, содержимых на подушный сбор, с пособием от земства (в том числе и Выскатское, с пособием от министерства Неродного Просвещения) и 3 училища, содержимые на частные средства. Во всех училищах обучается детей обоего пола более 400 человек. В центре волости, в селении Выскатки (151 ревиз. душа) находится, с 1804 года, Волостное Правление, и в 1865 году построена деревянная прекрасная церковь, в память спасения жизни Е. И. В. Государя Великого Князя Константина Николаевича, от угрожавшей ему опасности в Варшаве, 21-го июля 1862 года.
Крестьянин Е. Андреев.
Вололостные правления
и господствующие в них порядки[44]
Безпорядки в наших волостных правлениях не редкость. В некоторых Правлениях по полтора года лежат не неисполненныя бумаги – высших дистанций; о других же предписаниях, ближайшаго и непосредственннаго начальства, или о взысканиях, по решению мировых судей и волостных судов, и говорить нечего. Отчетность в Правлении темна… Правда, в Правлениях есть учетные бланки для составления ежемесячных – поверочных актов; но правильнаго и даже, вообще, учета о состоянии сумм почти не бывает, так что самые бланки лежат без всякаго употребления. Мирскими суммами старшины нередко пользуются для своих оборотов, и это очень просто, потому что их никто не контролирует. Но, если к этому присоединить еще отчетность сельских старост; то картина выйдет еще красивее. Расчетных книжек на руках у крестьян не имеется, а если у которых и есть, то в них ничего не разберешь. Таковы у старост и общия книги. Сельский староста, отдающий обществу правильный отчет, может быть сокровищем для наших обществ. Большею частию сельские старосты суть растратчики общественных сумм и приводят крестьян в раззорение и неприятности. Примеры растрат сумм до 300, 400 руб., и более не редки. Бедные крестьяне, по 20 и 30 раз, целым обществом домохозяев ходят для учетов своих старост: то волостныя Правления, то к мировым посредникам, и нигде не могут добиться толку. Да и их-же бедных стараются обвинить: «Книжки-мол дурно писаны, квитанций нет.» Некоторые члены наших крестьянских обществ пробовали было обращаться в съезды мировых посредников; но съезды решают на основании представляемых данных. Данных-же положительных нет, так как учетные акты, составленные мировыми посредниками, где-то затерялись, так что получают отказ и горько клянут свою долю; а между тем, старосты и старшины смеются над бедняками…
Старшины в своих Правлениях, обыкновенно, действуют самовластно и томят крестьян своим чванством и капризами по целым суткам. Придет, например, иной бедняк по делу в волостное правление, верст за 20 и 30-ть. Старшина пьян, писарь тоже. И ждет крестьянин в рабочую пору целые сутки, а иногда и двое!.. Наскучит ему ждать, без толку время тратить, и пойдет он докучать своими просьбами старшину. Между тем, старшина спохмелья, не в духе, рассерчает на просителя и закричит: «посадить его за решетку, как какое-либо животное!» Такой участи в наших концах подвергаются иногда даже и женщины…
Придут крестьяне в правление за паспортами: старшина томит их без всякого резона целые сутки. Начнут они докучать ему усиленными просьбами, а он отошлет их, верст за 15, к мировому посреднику. Мировой посредник в отлучке. Ждут крестьяне день, два. Наконец, приезжает мировой посредник домой, выслушивает из просьбы и отправляет крестьян к старшине. Старшина продержит крестьян еще сутки, и после этого дает следующий решительный ответ: «Положенье-де не велит давать паспорта, – недоимка есть». И идут крестьяне домой ни счем. Иногда бедная женщина идет и горько плачет. Спросить ее о причине слез. И что-же? Из-за паспорта дочь ее место потеряла, а дети дома без куска хлеба сидят. Но укажите умные люди, какой закон воспрещает выдавать паспорт женщинам, или 12 летним детям, на которых не лежат, ни какой мирской повинности, и которые, сидя дома, только даром хлеб едят?
Крестьяне, живя на заработках, обыкновенно, посылают домой свои письма, паспорты для перемены, а так же и деньги; при этом они адресуют их на имя волостных старшин. Между тем, старшина, получив письма, паспорты и деньги, держит их у себя, иногда по 3 и по 4 месяца. Есть даже и такой случай, что с половины ноября до настоящаго времени, один из старшин держит у себя полученную им с почты весьма значительную сумму… Многие из крестьян жалуются, что за неполучением паспортов они потеряли места, а другие подверглись штрафам. Отсюда само собою понятно, что крестьяне не без причины теряют свое доверие к старшинам, которые не редко пользуясь полученными деньгами для своих оборотов, заставляют крестьян нести убытки в своем домашнем хозяйстве.
Старшины иногда собирают волостной сход без основательной причины и по нескольку раз таскают крестьян из дальних и ближних деревень, особенно по рекрутским делам. Соберутся, примерно, крестьяне на сход, и ждут старшину – не дождуться. Между тем, старшина пьян и писарь тоже. Продержать, таким образом, крестьян часов до 12 ночи. Наконец, старшина, староста и писарь являются в Правление. После крику они порешат: «вы знаете, что будет по нашему, а не по вашему.» Писарь побороздит какой нибудь проэкт волостнаго приговора, да и заставит старост прикладывать свои штемпеля к белой, не писанной бумаге. «После-мол на бело перепишем, а вам нечего тут ожидать. Кто нибудь за неграмотных при случае распишется, а не-то, не в последний еще раз, придете ще в Правление, так и покончите.» Бедным крестьянам тут на сходе не дадут и заикнуться, не только что свободно высказать свои мысли. В таких случаях, в которых старшины имеют свои виды, они стараются, посредством, задабривания и хмельных угощений, привлечь на свою сторону сельских старост и сподручных им крестьян. Эти меры они предпринимают заблаговременно. Во время схода означенныя лица стараются протесниться не перед к столу и орут на весь сход. Нечего и говорить, что они, обыкновенно, одерживают перевес над остальными. Неудовольствие-же последних старшины стараются заглушить попойкой. Если-же кто осмеливается возражать, то тому они угрожают арестом. И означенную угрозу старшины не редко приводят в исполнение…
Не лучше ведетя и волостное судопроизводство. Судьи являются в Правление за частую подвыпивши. Старшина им приказывает решать дела по его произволу, и они не смеют постановить самостоятельнаго решения. Писарь записывает решение суда не тот-час, а спустя несколько дней и, при том, по своему усмотрению. Если-же случится, что какого нибудь бедняка судьи приговорят к наказанию розгами (что к несчастью у нас не редкость), то старшина тот час приводит это решение в исполнение и кричит: «дери его – крепче – дери без счета, да от меня прибавь 20-ть.» Бедные крестьяне не знают имеют-ли они право обжаловать решение своего суда. Да и кому обжаловать? Что влепили того не вылепишь!
После волостного суда или схода, старшины, старосты и судьи постоянно считают для себя за непременную обязанность отпраздновать на славу в самом волостном правлении, а если того не дозволяют обстоятельства, то они с закадычными друзьями отправляются в свой приют, который непременно существует у какого либо Сеньки или Яшки, и для них служит в роде клуба. Здесь, затворив двери, чтобы не зашел лишний человек, они пируют целыя ночи, – а иногда проводят и дни. Ласковая хозяюшка подчует с неподражаемою услужливостью: – «Тебе старшина первая чарочка, ты у нас самый набольший!» И здесь-то, решаются важныя дела, определяются меры взысканийс виновных и заключаются мировые сделки. В конце празднования за частую случается, что старшина лежит на полу и не может поднять головы. Пред ним, на коленях, стоит крестьянин с бутылкою в руке и со стаканом в другой: он умоляетстаршину – поднять свою головушку, и выпить еше стаканчик пивца. Поэтому, нам, крестьянам, весьма часто приходится видеть, как ведут старшину с приюта под руки – с восклицаниями, а жена встречает его кочергой и руганью, какой нельзя выразить печатно; если старшина выходит из приюта без провожатых, то, на четвереньках передвигаясь по глубокой грязи, озирается во все стороны: не смотрит-ли кно-нибудь на подобное его путешествие.
У старшин в большом почете все шинкари и содержатели питейных заведений. Это люди первой степени. Везде они имеют свой голос, и голос это решительный. Старшины дела нет, что в питейных заведениях производится торговля с нарушением закона; ему дела нет, что там целыя ночи происходят: картежная игра, драки, принимают стащенное, спаивают детей и слабых крестьян за неимением наличных денег в счет будующих урожаев. Ему дела нет, что некоторые из шинкарей и содержатели перевозов торгуют без патентов и по деревням производится не законная безпатентная торговля. Это дело полиции и акцизных чиновников и он умывает руки. «Да и как вмешиваться в эти дела: разобидишь честных людей, а они еще понадобятся!» Если где случится продажа крестьянского имущества, старшины заблаговременно дают знать этим честным людям (т.е. шинкарям), и они, как стая черных воронов на падаль, бросаются на добычу и расхищают все по прежде условленной таксе. Но может быть старшины не сочувствуют открытиям новых кабаков? Напротив, некоторые старшины содержали и содержат свои собственные кабаки, а есть случай, впрочем, в ближайшем уезде, что старшина вместе и церковный староста и кабатчик!
Старшины неохотно оставляют свои должности и новых выборов боятся, как грозы небесной! Да и как расстаться с блаженством? «Теперь катайся, как сыр в масле, а оставь старшинство, отойдет коту масляница. Не все-ж будешь в чести, может быть иной и в глаза наплюет; но теперь, пока еще должностное лицо, пожалуй, еще и не посмеют так делать, - иначе на окружной суд потащу.»
Вот, действительные образы многих волостных правлений и их членов: каковы они есть, и как они, вообще, представляются всякому безпристрастному наблюдателю по своей внешней обстановке в нашей местности. Закон хорош, когда его исполняют; но закон остается мертвою буквой, когда нет бдительного ока за его исполнением!
Крестьянин Е. Андреев.
Библиография
Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
П.К.У.Е.А. Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма. СПБ. 1865.
Устав Выскатского ссудо-сберегательного товарищества. СПБ. 1870.
Андреев Е.А. Детский праздник в честь просветителя славян святого равноапостольного Кирилла, 14 февраля, в селе Выскатке, Гдовского уезда. Гдовско-Ямбургский листок. № 9. СПБ. 1872.
Андреев Е.А. Выскатская волость (Краткий исторический очерк). Гдовско-Ямбургский листок. № 14. СПБ. 1872.
10 апреля, 1872 года, у нас, на Выскатском волостном сходе, происходили выборы новаго старшины, на место отслужившего свой срок волостного старшины Т.В. Слизнева. Гдовско-Ямбургский листок. № 21. 1872. Сс. 23 – 24.
При первом известии о пожаре волостной старшина прибыл в Ельму. Гдовско-Ямбургский листок. № 27. 1872. Сс. 6 – 8
Андреев Е.А. Вололостные правления и господствующие в них порядки. Гдовско-Ямбургский листок. № 29. 1872. Сс. 4 – 8.
20-го августа происходило заседание выскатского учебного волостного попечительства в здании нашего волостного правления. Гдовско-Ямбургский листок. № 36. 1872. Сс. 19 – 20.
По примеру прежних лет, из погоста Долоцко в наше село Выскатку был совершен крестный ход и в нынешнем году с храмовою иконою Успения Божией Матери.. Гдовско-Ямбургский листок. № 39. 1872. Сс. 16 – 17.
У нас в селе Черном. Гдовско-Ямбургский листок. № 48. 1872. Сс. 23 – 24.
Наш выскатский волостной сход постановил на будущее время: для увеличения средств на содержание школ установить впредь сбор по 14 коп. с каждой подлежащей сборам души. Гдовско-Ямбургский листок. № 6. СПБ. 1873.
Андреев Е.А. При рекрутском наборе настоящего 1873 года. Гдовско-Ямбургский листок. № 10. СПБ. 1873.
25-го февраля у нас был совершен крестный ход из церкви в волостное правление, по случаю освобождения народа от крепостной зависимости. Гдовско-Ямбургский листок. № 12. СПБ. 1873.
Андреев Е.А. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
«Открытие пересылки по земской почте… следует отнести к 1872 году… Управа открыла прием денежной заказной корреспонденции у нижеследующих корреспондентов: «Денежной в селе Выскадке у Волостного Старшины Ефима Андреева». Будько В.И. Станционные пункты. Почта. // Север Гдовщины. Псков. 2005. // Отчет Земской Управы Гдовского уезда за 1872 – 1873 гг. СПБ. 1873.
[1] Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[2] Андреев Е.А. Щепец. Указ. соч.
[3] Андреев Е.А. Пятницкая церковь. Указ. соч.
[4] Гдовско-Ямбургский листок. № 21. 1872. Сс. 23 – 24.
[5] Е.А. Андреев в своих книжных и газетных материалах подробно излагал факты своей биографии, что позволило сегодня составить приблизительный очерк его жизненного пути.
[6] Лавры, монастыри и храмы на Святой Руси. С.-Петербургская Епархия. 1908. V выпуск. Иногородние церкви.
[7] Дата на кресте разнится на 2 года по сравнению с датой, указанной Е.А. Андреевым в своих Записках.
[8] Андреев Е.А. Сижно. // Там же.
«…на день сына моего», – очевидно, Ефима Андреева.
[9] Перечень игумнов гдовского мужского Николаевского монастыря был ошибочно приписан к Никольскому мужскому монастырю в Полях в книге «Воспоминания о Никольщине» (СПБ, 1898), налогично – в моей книге «Север Гдовщины» (Псков,2005).
[10] Андреев Е.А. Исторические записки и предания о погосте Доложском, Гдовского уезда, крестьянина Ефима Андреева. СПБ. 1863.
[11] Будько В.И. Ефим Андреев. Доложск и Выскатка. 2014. Рукопись Сланцевской ОРБ.
[12] Два-три слова к моим собратьям, крестьянам Выскатского общества, при заложении в селении Выскатке Св. храма. СПБ. 1865.
Книга обнаружена через интернет в собрании Российской Государственной библиотеки в Москве. Очевидно, это единственный сохранившийся экземпляр.
[13] Устав Выскатского ссудо-сберегательного товарищества. СПБ. 1870.
[14] Андреев Е.А. Выскатская волость (Краткий исторический очерк). Гдовско-Ямбургский листок. № 14. СПБ. 1872.
[15] Сегодня всем на Гдовщине известна неблагополучная ситуация, сложившаяся в Вейно. Генофонд села был «испорчен» такими, как Бландов. В XIX в. винокуренные заводы были так же в имениях Верхоляны, Гавриловское и Кежово.
[16] Андреев Е.А. Вололостные правления и господствующие в них порядки. Гдовско-Ямбургский листок. № 29. 1872. Сс. 4 – 8.
[17] Первый священник Доложского пог. М.М. Лабецкий был женат на его тетке.
[18] Погост Долоцко в Гдовском уезде, Петербургской губернии. Очерк Ругодивцева. СПБ. 1873.
[19] Гдовско-Ямбургский листок – еженедельное издание в СПБ, в 1872 – 1873 гг. Издатель кн. Вл. Оболенский, редактор Вл. Тихомиров; б) газета сельская вообще и земская в особенности; в 1873 г. издавалась в СПБ. еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский; в) газета земская и сельская, изд. в 1874 – 1875 гг. в СПБ., еженедельно. Изд.-ред. кн. Вл. Оболенский, затем издатель А. Жемчужников, ред. кн. Вл. Оболенский. Переименована, с расширением программы, в «Молву».
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. СПБ. 1890 – 1907. http://dic.academic.ru/
[20] Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[21] Протоиерей И.Г. Покровский. Гдовский уезд. Общий очерк. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х СПБ. 1885.
К сожалению, никаких сведений о И.Г. Покровском в нашем распоряжении сегодня пока нет.
[22] Других печатных материалов Ефима Андреева сегодня пока не обнаружено.
[23] См. по теме: Воспоминания русских крестьян XVIII – первой половины XIX века. М. 2006.
[24] О И.Г. Покровском нашему краеведению сегодня практически ничего не известно.
[25] Письма к А.В. Дружинину (1850 – 1863). М. 1948, Дружинин А.В. Повести. Дневник. М. 1986, Алдонина Н.Б. А.В. Дружинин (1824 – 1864). Малоизученные проблемы жизни и творчества. Монография. Самара. 2005.
[26] Андреев Е.А. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
Впоследствии из клировых ведомостей излома веков будет известно, что этой библиотеки при выскатской церкви уже не будет. – Судьба личной библиотеки Е.А. Андреева так же не известна.
[27] Там же.
[28] Предисловие к изданию 2003 г. // Псковские летописи. Том V. Выпуск 1. // Полное собрание русских летописей. М. 2003. С. 5.
[29] Арсеньев Статистические очерки России. СПБ. 1848. Сс. 58 – 140.
На этот источник ссылается протоиерей И.Г. Покровский.
Протоиерей И.Г. Покровский. Гдовский уезд. Общий очерк. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х СПБ. 1885.
[30] Записки императорского русского географического общества. Кн. VIII. Под редакцией К.А. Неволина. СПБ. 1853.
[31] Книга Неволина была настольной книгой П.Я. Яновского. Об этом говорят многочисленные ссылки на нее в его трудах.
[32] «Арсеньев «Стат. очерки России», Спб. 1848 г., стр. 58 – 140)», «Указ 4 января 1782 г. (Арх. псковской дух. консистории), «Русский Архив» 1870 г., 591».
Покровский И.Г. Указ. соч.
[33] Крест Ивана Грозного был известен на Северной Гдовщине и на развилье дорог Дретно – Пенино – Коленец. – По некоторым сведениям – он сегодня находится в собрании Музея этнографии в С.-Петербурге.
[34] Очевидно, что в свое время это событие наделало много шума.
[35] Андреев Е.А. Церковь Рождества Богородицы в Выскатке. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[36] Андреев Е.А. Краткие историко-статистические сведения о церквях и приходах Гдовского уезда. Из записок крестьянина Ефима Андреева. // Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск Х. СПБ. 1885.
[37] В Записках Ефима Андреева много сведений Псковских летописей. Схожая по смыслу запись под 1431 г. в издании «Псковские летописи. Том V. Выпуск 1. // Полное собрание русских летописей» (М. 2003) С. 39.
[38] Для данной публикации из Записок Ефима Андреева был выбраны церкви и погосты, входящие сегодня территориально в Гдов и Гдовский район Псковской области. Кроме них, в Записках фигурируют погосты, входящие территориально в состав Сланцевского и Лужского районов Ленинградской области, а так же в Лядский район Псковской области. – За пределами повествования остались: 1) Погост Черный, 2) Сижно, 3) Поля, 4) Рудный, 6) Наровский погост, 7) Скамья, 13) Лядской погост, 14) Лосицы, 15) Заянье, Округ Сомро, 18) Осмино, 19) Песье, 20) Ложголово, 21) Погост Доложский.
[39] Ныне погост Бельский. Прим. Е.А. Андреева.
[40] Должно быть «Еф. Андреева»
[41] Гдовско-Ямбургский листок. № 21. 1872. Сс. 23 – 24.
[42] Гдовско-Ямбургский листок. № 14. СПБ. 1872.
[43] До 1781 года, Гдовский уезд, южною и западною своею частью, принадлежал Псковской епархии и губернии, а северовосточная часть уезда принадлежала Новгородской епархии. Прим. Е.А. Андреева.
[44] Настоящий очерк волостных правлений представляет собою характеристику большинства означенных правлений; но эти безпорядки правлений, о которых сообщает автор, уже обратили внимание нашего правительства; оно назначило комиссию под председательством сенатора Любощинского. Комиссия эта 17 июня отправилась из Петербурга во внутренния губернии. Прим. редактора.
Андреев Е.А. Вололостные правления и господствующие в них порядки. // Гдовско-Ямбургский листок. № 29. 1872. Сс. 4 – 8.