К4. Определение собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции.

Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (11 класс). Основные мысли.

· Работа с текстами разных стилей.

1. Публицистические тексты.

Публицистические тексты делятся на 3 группы: «прозрачные», пафосные, тексты рассуждения типа эссе (факт из жизни, который осмысляется на философском, нравственном уровне).

Чтобы понять текст, выделить проблему, основную мысль (позицию автора), можно использовать следующие приёмы: приём минимизации публицистического текста; информационно-смысловой анализ текста (тематические цепочки, но расширенные, не просто одно слово, указывающее тему). Информационно-смысловой анализ текста можно делать на любом тексте.

2. Художественный текст.

В художественных текстах нужно искать подтекст. Авторы поднимают общечеловеческие проблемы, а не проблемы героев. Через героев, через ситуации, в которые они попадают, авторы говорят о нравственных, социальных, философских проблемах. В художественных текстах выделяют 3 информационных слоя: первый – событийный, второй – образный, третий – проблемный.

Проблема, позиция автора, комментарий, примеры не должны расходиться, они должны совпадать по теме. Должна быть логика мысли.

· Схема написания сочинения

проблема

Коммен-

Позиция автора
Тарий

Общий вывод
(и я согласен)

Примеры, дока-

зывающие свою

позицию

· Объём сочинения: 150 слов; если 70-150 снижается по 1 баллу за орфографию и пунктуацию и речевую грамотность; Если меньше 70 слов(например, 69, то работа не проверяется). Максимум – 300 слов. Оптимально: 200 – 220 слов.

Всё сочинение примерно 50 строк; вступление 1/8 часть всего сочинения(6,5 строчек = 3 предложения);

Основная часть 40 строчек : 10 строк – К2, 10 строк – К3, 20 строк – К4 (примеры)

Таблица для подготовки примеров из художественной литературы.

проблема Позиция автора произведение Примеры на доказательство (в виде комментария)
1. милосердие Человек должен гуманно относиться ко всему. - Розов «…..»   - Толстой «Война и мир» - случай с уточкой на фронте. - русские солдаты кормили пленного мальчика Венсента; про Марселя.

К1. Проблема.

Проблема – это либо противоречие между желаемым и действительным, либо это тревога о чём-то, либо это волнение, либо это интерес к чему-то. (проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ)

Способы формулировки проблемы:

· Через ключевое слова «проблема», добавляя слова: волнует, тревожит, беспокоит, интересует. (Например: «Автор поднимает проблему исчезновения милосердия», «Г.Горин затрагивает проблему неоправданной жестокости человека»), т.е. слово «проблема» + существительное в Р.п.

· Через вопрос. Сначала формулируется вопрос, затем даётся ответ.(например: «Почему так важно уметь видеть в обычном необычное? Ответ на этот вопрос пытается найти К.Г.Паустовский», «Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье»)

· Через назывные предложения и вопросы к ним. (например: «Милосердие. Доброта. Все ли мы задумываемся об этом в жизни?», «Сериалы о бандитах. Их влияние на современного человека. Об этом размышляет А.Андреев», «Человек и жестокость. Вот проблема, которую поднимает Г.Горин»)

Один из способов формулировки проблемы – это и будет вступлением сочинения учащегося.

К2. Комментарий.

С комментария начинается основная часть.

Комментарий – это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой,это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл. В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания авторского текста. Необходимо объяснить, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним.

Комментарий может быть приближен к сюжетной линии текста, но не должен стать пересказом событий.

Комментарий – это сжатый пересказ исходного текста с эмоциональной собственной оценкой (ученика), то есть сжатый пересказ + свои оценочные слова. Комментарий должен быть небольшой по объёму (6-7 строк), написан своими словами (а не цитирование текста). Это то, что действительно есть в тексте. Это главная информация, взятая из текста при работе по микротемам. Должна быть логика (всё по порядку), должны быть связки в виде вводных слов, вводных предложений.

В комментарии можно использовать следующие конструкции (клише):

-свои рассуждения … начинает с …..

- чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …

- автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает …

- самыми убедительными доводами являются…

- Особенно убедительным в рассуждениях автора оказывается…

- также автор отмечает …

- автор исследует … отмечает … и на основе этого делает вывод о …

- Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…

- Автор обращает наше внимание на то, что…

- Свои рассуждения автор подтверждает примерами…

- Очень логично автор переходит к мысли о том, что…

- Автор исследует (отмечает, размышляет)…

- Автору кажется интересным то, что…

- Автор называет три (две, четыре…) причины…

- Автор рассказывает нам о героях...

- Изображая героя таким, автор помогает нам понять…

- Такое поведение (такие поступки) героя помогают нам понять, что…

- Автор нам рассказывает о том, как…

- Поражает то, как автор описывает…

К3. Позиция автора.

Проблема – это вопрос, который волнует автора.

Позиция автора – как автор отвечает на этот вопрос. Это отношение автора к проблеме, это вывод, к которому приводит нас автор. Позиция автора = основной мысли. Часто позиция автора звучит открыто в тезисе или в выводе. Но в художественных текстах авторская позиция выражается не прямо, а через образы героев, через то, как автор их изображает. Нельзя путать позицию автора и позицию героев. Необходимо быть внимательным в тех случаях, когда автор использует иронию.

Для выражения авторской позиции можно использовать следующие конструкции (клише):

- автор убеждён (уверен, по его убеждению);

- автора печалит (радует, возмущает, тревожит, огорчает…);

- автор откровенно иронизирует;

- ирония автора становится горькой, когда… ;

-автор считает, что… ;

- для автора очень важно то, что .. ;

- по мнению автора …

- Автор подводит читателя к мысли (к выводу) о том, что…

- Автор доказывает, что…

- Автор приходит к выводу…

- Все эти подсказки автора помогают читателю понять… и т.д.

Проблема и позиция автора должны соотноситься.

К4. Определение собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции.

Ученик в своей работе должен сказать: «Я согласен с автором», «Трудно не согласиться с автором», «Можно согласиться с автором в …». (Например: «Я согласен с Паустовским в том, что человек должен чутко вглядываться в окружающий мир»). Далее ученик строит своё рассуждение (то есть приводит доводы – примеры из художественной литературы, публицистики, истории и т.д.)

Для того, чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы (клише):

- Можно согласиться с автором в том, что …

- мне показалось интересным (актуальным, значимым) …

- вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как …

- нельзя оставаться равнодушным, так как ..

- меня особенно взволновало то, что …

- невольно задумываешься о том, что …

- начинаешь понимать, что ..

- позволю себе высказать свою (иную) точку зрения …

- Нельзя не согласиться с автором в том, что …. однако ….

- я разделяю точку зрения автора, но …

- доводы автора достаточно убедительны, но …

- Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял) …, но задумывались ли мы о …

- текст произвёл на меня неоднозначное впечатление6 с одной стороны …., но с другой …

* 4 шага работы с иллюстрациями, т. е. с примерами в сочинении учащегося.

- Композиционная разводка. Это либо одно предложение, либо словосочетание, или даже слово. Это ход от общего к частному. ( Например: «Русская литература и современная действительность дают нам богатую пищу для размышления над этими проблемами»)

- аннотация к содержанию иллюстративного фрагмента. Надо назвать произведение, героя и паспортизацию этого героя (коротко), т.е. сказать, что это за герой, чем знаменателен, но это обобщённо и привязав к проблеме и авторской позиции. Можно начать со слова «Вспомним».

(Например: «Вспомним образ полководца Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - историческое лицо, введённое в ткань повествования»)

- Образный оценочный пересказ содержания иллюстративного фрагмента под проблему (2-3 предложения). В оценочный пересказ нужно вводить оценочные слова. (Например: «М.И. Кутузов также славен в истории своими военными победами, но его недооценивали в конце его жизни. И Толстой показывает, что мудрость и талант прославленного полководца спасли Россию в трудный момент.»)

- Проблемное обобщение содержания иллюстрации: свободно перечисляются (повторяются) все проблемы, которые мы сконцентрировали выше. (1 предложение или 2 простых) (Например: «Толстой показывает нам, что современники могут быть несправедливы, неблагодарны, но истинно значимая личность будет оценена вопреки короткой исторической памяти.»)

· Конец сочинения (заключение)– это вывод. Повторяется основная мысль, но не механически повторяется, а немного расширяется в соотношении с собой (т.е. с уч-ся); 2-3 предложения. (Я и проблема – это и будет вывод). (Например: «Мои размышления о тексте Ганичева позволяют мне сказать, что люди должны помнить тех, кто достоин исторической памяти»)

Подсказка для уч-ся, испытывающих затруднения: «Анализируя текст ……………… , я пришёл к выводу, что решение ………………. Проблемы надо начинать с себя». Или формула «Каждый человек»

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Рекомендации учащимся по написанию экзаменационного сочинения (11 кл.)

- Сначала на черновике заготовить модель, схему будущего сочинения. Определить проблему, здесь же определить авторскую позицию по данной проблеме и сразу же подобрать примеры под эту проблему. Это поможет сохранить логику, избежать распространённой ошибки – проблема одна, а примеры, комментарий на другую проблему. Должна быть чёткая логика мысли. А уже на основе схемы, модели спокойно составлять текст, подбирая связки между абзацами и предложениями.

- Модель сочинения.

Вст. «Я прочитал текст В.Ганичева об адмирале Ушакове. (это ввод в ситуацию и тема текста).

Автор ставит проблему (отглагольное сущ-е в Р.п.) неблагодарности современников к тем

великим людям, которые живут с ними рядом. (2-й вариант этого предложения: Автор ставит

проблему короткой исторической памяти) Автор считает и я с ним согласен, что ….

(Основная часть начинается с комментария. Это второй абзац).

Автор рассказывает нам о печальной судьбе адмирала Ушакова, который был легендарным, непобедимым, вырастил целую плеяду своих учеников. Он стал легендой при жизни. Но высшие власти о нём забыли, когда он вышел в отставку. Под конец жизни он остался одинок и забыт.

Автор, рассуждая о короткой памяти современников, говорит, что зависть лежит в основе этой неблагодарности. ……( Это 3-й абзац)

(далее – 4-й абзац – примеры)

(5-й абзац – заключение)

Наши рекомендации