К4. Определение собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции.
Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку (11 класс). Основные мысли.
· Работа с текстами разных стилей.
1. Публицистические тексты.
Публицистические тексты делятся на 3 группы: «прозрачные», пафосные, тексты рассуждения типа эссе (факт из жизни, который осмысляется на философском, нравственном уровне).
Чтобы понять текст, выделить проблему, основную мысль (позицию автора), можно использовать следующие приёмы: приём минимизации публицистического текста; информационно-смысловой анализ текста (тематические цепочки, но расширенные, не просто одно слово, указывающее тему). Информационно-смысловой анализ текста можно делать на любом тексте.
2. Художественный текст.
В художественных текстах нужно искать подтекст. Авторы поднимают общечеловеческие проблемы, а не проблемы героев. Через героев, через ситуации, в которые они попадают, авторы говорят о нравственных, социальных, философских проблемах. В художественных текстах выделяют 3 информационных слоя: первый – событийный, второй – образный, третий – проблемный.
Проблема, позиция автора, комментарий, примеры не должны расходиться, они должны совпадать по теме. Должна быть логика мысли.
· Схема написания сочинения
проблема |
Коммен-
Позиция автора |
Общий вывод |
Примеры, дока-
зывающие свою
позицию
· Объём сочинения: 150 слов; если 70-150 снижается по 1 баллу за орфографию и пунктуацию и речевую грамотность; Если меньше 70 слов(например, 69, то работа не проверяется). Максимум – 300 слов. Оптимально: 200 – 220 слов.
Всё сочинение примерно 50 строк; вступление 1/8 часть всего сочинения(6,5 строчек = 3 предложения);
Основная часть 40 строчек : 10 строк – К2, 10 строк – К3, 20 строк – К4 (примеры)
Таблица для подготовки примеров из художественной литературы.
проблема | Позиция автора | произведение | Примеры на доказательство (в виде комментария) |
1. милосердие | Человек должен гуманно относиться ко всему. | - Розов «…..» - Толстой «Война и мир» | - случай с уточкой на фронте. - русские солдаты кормили пленного мальчика Венсента; про Марселя. |
К1. Проблема.
Проблема – это либо противоречие между желаемым и действительным, либо это тревога о чём-то, либо это волнение, либо это интерес к чему-то. (проблема – это вопрос, позиция автора – это ответ)
Способы формулировки проблемы:
· Через ключевое слова «проблема», добавляя слова: волнует, тревожит, беспокоит, интересует. (Например: «Автор поднимает проблему исчезновения милосердия», «Г.Горин затрагивает проблему неоправданной жестокости человека»), т.е. слово «проблема» + существительное в Р.п.
· Через вопрос. Сначала формулируется вопрос, затем даётся ответ.(например: «Почему так важно уметь видеть в обычном необычное? Ответ на этот вопрос пытается найти К.Г.Паустовский», «Действительно ли исчезает милосердие из нашей жизни? Именно на этот вопрос отвечает Д. Гранин в своей статье»)
· Через назывные предложения и вопросы к ним. (например: «Милосердие. Доброта. Все ли мы задумываемся об этом в жизни?», «Сериалы о бандитах. Их влияние на современного человека. Об этом размышляет А.Андреев», «Человек и жестокость. Вот проблема, которую поднимает Г.Горин»)
Один из способов формулировки проблемы – это и будет вступлением сочинения учащегося.
К2. Комментарий.
С комментария начинается основная часть.
Комментарий – это толкование, разъяснение текста в соответствии с выделенной проблемой,это вторичный текст, логизированная модель исходного текста, объясняющая его смысл. В комментарии отражается правильность и глубина понимания содержания авторского текста. Необходимо объяснить, как автор раскрывает проблему, на какие моменты он обращает внимание, что делает, чтобы мы поняли значимость этой проблемы и согласились с ним.
Комментарий может быть приближен к сюжетной линии текста, но не должен стать пересказом событий.
Комментарий – это сжатый пересказ исходного текста с эмоциональной собственной оценкой (ученика), то есть сжатый пересказ + свои оценочные слова. Комментарий должен быть небольшой по объёму (6-7 строк), написан своими словами (а не цитирование текста). Это то, что действительно есть в тексте. Это главная информация, взятая из текста при работе по микротемам. Должна быть логика (всё по порядку), должны быть связки в виде вводных слов, вводных предложений.
В комментарии можно использовать следующие конструкции (клише):
-свои рассуждения … начинает с …..
- чтобы мы поняли, как это важно, автор рассказывает о том, что …
- автору не всё кажется так просто. Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает …
- самыми убедительными доводами являются…
- Особенно убедительным в рассуждениях автора оказывается…
- также автор отмечает …
- автор исследует … отмечает … и на основе этого делает вывод о …
- Пытаясь разобраться в этом вопросе, он отмечает…
- Автор обращает наше внимание на то, что…
- Свои рассуждения автор подтверждает примерами…
- Очень логично автор переходит к мысли о том, что…
- Автор исследует (отмечает, размышляет)…
- Автору кажется интересным то, что…
- Автор называет три (две, четыре…) причины…
- Автор рассказывает нам о героях...
- Изображая героя таким, автор помогает нам понять…
- Такое поведение (такие поступки) героя помогают нам понять, что…
- Автор нам рассказывает о том, как…
- Поражает то, как автор описывает…
К3. Позиция автора.
Проблема – это вопрос, который волнует автора.
Позиция автора – как автор отвечает на этот вопрос. Это отношение автора к проблеме, это вывод, к которому приводит нас автор. Позиция автора = основной мысли. Часто позиция автора звучит открыто в тезисе или в выводе. Но в художественных текстах авторская позиция выражается не прямо, а через образы героев, через то, как автор их изображает. Нельзя путать позицию автора и позицию героев. Необходимо быть внимательным в тех случаях, когда автор использует иронию.
Для выражения авторской позиции можно использовать следующие конструкции (клише):
- автор убеждён (уверен, по его убеждению);
- автора печалит (радует, возмущает, тревожит, огорчает…);
- автор откровенно иронизирует;
- ирония автора становится горькой, когда… ;
-автор считает, что… ;
- для автора очень важно то, что .. ;
- по мнению автора …
- Автор подводит читателя к мысли (к выводу) о том, что…
- Автор доказывает, что…
- Автор приходит к выводу…
- Все эти подсказки автора помогают читателю понять… и т.д.
Проблема и позиция автора должны соотноситься.
К4. Определение собственного мнения по проблеме. Аргументация своей позиции.
Ученик в своей работе должен сказать: «Я согласен с автором», «Трудно не согласиться с автором», «Можно согласиться с автором в …». (Например: «Я согласен с Паустовским в том, что человек должен чутко вглядываться в окружающий мир»). Далее ученик строит своё рассуждение (то есть приводит доводы – примеры из художественной литературы, публицистики, истории и т.д.)
Для того, чтобы выразить собственное мнение, можно использовать следующие фразы (клише):
- Можно согласиться с автором в том, что …
- мне показалось интересным (актуальным, значимым) …
- вопросы, поднимаемые автором, очень актуальны, так как …
- нельзя оставаться равнодушным, так как ..
- меня особенно взволновало то, что …
- невольно задумываешься о том, что …
- начинаешь понимать, что ..
- позволю себе высказать свою (иную) точку зрения …
- Нельзя не согласиться с автором в том, что …. однако ….
- я разделяю точку зрения автора, но …
- доводы автора достаточно убедительны, но …
- Кто из нас не знает (не слышал, не читал, не размышлял) …, но задумывались ли мы о …
- текст произвёл на меня неоднозначное впечатление6 с одной стороны …., но с другой …
* 4 шага работы с иллюстрациями, т. е. с примерами в сочинении учащегося.
- Композиционная разводка. Это либо одно предложение, либо словосочетание, или даже слово. Это ход от общего к частному. ( Например: «Русская литература и современная действительность дают нам богатую пищу для размышления над этими проблемами»)
- аннотация к содержанию иллюстративного фрагмента. Надо назвать произведение, героя и паспортизацию этого героя (коротко), т.е. сказать, что это за герой, чем знаменателен, но это обобщённо и привязав к проблеме и авторской позиции. Можно начать со слова «Вспомним».
(Например: «Вспомним образ полководца Кутузова в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» - историческое лицо, введённое в ткань повествования»)
- Образный оценочный пересказ содержания иллюстративного фрагмента под проблему (2-3 предложения). В оценочный пересказ нужно вводить оценочные слова. (Например: «М.И. Кутузов также славен в истории своими военными победами, но его недооценивали в конце его жизни. И Толстой показывает, что мудрость и талант прославленного полководца спасли Россию в трудный момент.»)
- Проблемное обобщение содержания иллюстрации: свободно перечисляются (повторяются) все проблемы, которые мы сконцентрировали выше. (1 предложение или 2 простых) (Например: «Толстой показывает нам, что современники могут быть несправедливы, неблагодарны, но истинно значимая личность будет оценена вопреки короткой исторической памяти.»)
· Конец сочинения (заключение)– это вывод. Повторяется основная мысль, но не механически повторяется, а немного расширяется в соотношении с собой (т.е. с уч-ся); 2-3 предложения. (Я и проблема – это и будет вывод). (Например: «Мои размышления о тексте Ганичева позволяют мне сказать, что люди должны помнить тех, кто достоин исторической памяти»)
Подсказка для уч-ся, испытывающих затруднения: «Анализируя текст ……………… , я пришёл к выводу, что решение ………………. Проблемы надо начинать с себя». Или формула «Каждый человек»
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
Рекомендации учащимся по написанию экзаменационного сочинения (11 кл.)
- Сначала на черновике заготовить модель, схему будущего сочинения. Определить проблему, здесь же определить авторскую позицию по данной проблеме и сразу же подобрать примеры под эту проблему. Это поможет сохранить логику, избежать распространённой ошибки – проблема одна, а примеры, комментарий на другую проблему. Должна быть чёткая логика мысли. А уже на основе схемы, модели спокойно составлять текст, подбирая связки между абзацами и предложениями.
- Модель сочинения.
Вст. «Я прочитал текст В.Ганичева об адмирале Ушакове. (это ввод в ситуацию и тема текста).
Автор ставит проблему (отглагольное сущ-е в Р.п.) неблагодарности современников к тем
великим людям, которые живут с ними рядом. (2-й вариант этого предложения: Автор ставит
проблему короткой исторической памяти) Автор считает и я с ним согласен, что ….
(Основная часть начинается с комментария. Это второй абзац).
Автор рассказывает нам о печальной судьбе адмирала Ушакова, который был легендарным, непобедимым, вырастил целую плеяду своих учеников. Он стал легендой при жизни. Но высшие власти о нём забыли, когда он вышел в отставку. Под конец жизни он остался одинок и забыт.
Автор, рассуждая о короткой памяти современников, говорит, что зависть лежит в основе этой неблагодарности. ……( Это 3-й абзац)
(далее – 4-й абзац – примеры)
(5-й абзац – заключение)