Приложение: Гибель Северного царства (4 Цар 17) и реформы Езекии
Северяне привыкли называть себя Израилем. Иудея была для них лишь провинцией, которая пыталась незаконно узурпировать власть над народом Божиим. Земли Севера были обширней, там находились древнейшие святыни, связанные с патриархами и героической эпохой Судей: Сихем, Дан, Силом, Вефиль. Север гордился именами Иисуса Навина, Деворы, Гедеона и Самсона и пр., Самуила и Илии. Правда, соседство с финикийцами вело к постоянному проникновению язычества, да и в самой стране был довольно силен ханаанский элемент. Но, в противовес этому, в Северном царстве никогда не угасал дух «священной войны», непримиримости к иноверцам. Именно там было принято отстаивать религию силой оружия.
Север был инициатором политического раскола, который ослабил Израиль внутренне и внешне. В результате Самарийское царство первым стало жертвой завоевателей. Сначала Тиглатпаласар III отторг от него Галилею и прилегающие к ней области (733). После его смерти царь Осия вступил в сговор с Египтом и стал задерживать посылку дани в Ассирию. Лазутчики донесли новому ассирийскому владыке Салманасару V о военных приготовлениях в Самарии. Осия как изменник был схвачен и брошен в тюрьму.
Однако ефремляне, надеясь на мощные стены столицы, продолжали сопротивление под началом группы князей. В 725 году Салманасар осадил Самарию. Город был хорошо укреплен, и враг стоял у его ворот долгих три года. Но в 722 году заговор сановников привел на трон Саргона II, который быстро принудил Самарию к сдаче. Победитель не истребил жителей: 27 000 человек было переправлено в Ассирию, где им предоставили удобные места для жительства.
Самария и ее окрестности были заселены людьми с востока, которые быстро смешались с остатками израильского населения. «Я поставил над ними моих чиновников, надзирателей и наместников, — гласит надпись Саргона, — обложив их такими же налогами, какие платят ассирийцы». Постепенно Ефраим приходил в упадок. Длительные войны и массовый угон населения подорвали его жизненные силы. В разоренной стране свирепствовал голод. Были случаи, когда стаи зверей забегали в самую столицу и нападали на людей. Переселенцы решили, что все эти беды — кара местного Божества, и попросили губернатора прислать им священника религии Ягве. По разрешению Саргона их просьба была удовлетворена. В Вефиле восстановили некое подобие прежнего культа. Это был тонкий расчет ассирийцев на поддержание соперничества между Севером и Югом Палестины. К тому же переселенцы, приняв веру Израиля, не оставили своих богов (4 Цар 17,24). Позднее иудеи не желали признавать в самарянахсвоих собратьев. Их считали зараженными язычеством даже после того, как все следы многобожия у них исчезли.
Выселенные из страны израильтяне бесследно исчезли, растворившись среди племен Двуречья. Они не сохранили ни религии отцов, ни национального самосознания.
В толкованиях Отцов Церкви раскол между Израилем и Иудой рассматривался как ветхозаветный прообраз церковных разделений (см. бл. Иероним, т. 13, с.27). И в самом деле, трагедия христианского мира, охваченного враждой перед лицом мусульман и других противников, как нельзя лучше может быть осмыслена в свете Библии. Участь Александрии и Константинополя была обусловлена жестокой нетерпимостью, внутренними расколами и разделением церквей.
Однако духовное наследие Севера не погибло. После 722 года беженцы-левиты принесли в Иерусалим свои традиции св. писания. Основные тексты Второзакония, сказания о судьях, Кн. пр. Осии вошли в сокровищницу священной письменности, которую отныне суждено было хранить иудеям. Вероятно, во дни Езекии северная вторая Св. История (Элохист) была соединена с южной (Ягвистом) в одно целое (см. т. 1, §16).
Это быстрое обогащение св. книгами и влияние пророков содействовали реформам, которые проводил царь Езекия. Отличаясь глубоким и искренним благочестием, он стремился очистить религию Завета от языческих привнесений. Из Храма были удалены все изображения, поставленные в нем в угоду ассирийцам при Ахазе. Даже Моисеев медный змей не был пощажен, поскольку стал объектом суеверного культа. Езекия впервые отпраздновал Пасху всенародно в Иерусалиме (2 Пар 29). Он приказал также особой коллегии мужей собрать изречения Соломона и других мудрецов. Эти писания, касающиеся повседневной жизни человека, составляли необходимое дополнение к проповеди пророков (см. т. 1, §30).
§6 Обличение ложного взгляда на Завет. Пророки Михей и Софония (VIII–VII века)
Благодаря чудесному спасению Иерусалима от ассирийцев ожило старое, народное понимание Завета. Пророчество Нафана толковалось в том смысле, что Бог при любых обстоятельствахзащитит Свой святой град. Древнее поверие о неприкосновенности Иерусалима еще больше укрепляло эту мысль. Пр. Исайя знал, что град Давида спасен лишь ради Остатка. Общее же мнение сводилось к тому, что Господь обязался во что бы то ни стало возвысить власть «сынов Давида». Предупреждения о последствиях нарушения Завета (Втор 29,16–28) оставлялись без внимания. Против этого взгляда и выступил пророк Михей.
1. Пр. Михей: человек и книга. Пророк Михей (евр. Миха) происходил из города Морешета (отсюда его прозвище Морашети, Морасфитянин), расположенного к юго-западу от Иерусалима. Он был современником пр. Исайи и проповедовал между 740 и 700 годами. О жизни пророка ничего не известно. Язык его книги безыскусный и лишен поэтического блеска, свойственного писаниям великого иерусалимлянина. Скорее всего, пр. Михей был человеком из народа, как Амос. Он принимает близко к сердцу нужды крестьян и простых иудеев, которые страдали от неурядиц, войн и угнетения. Это тоже сближает его с Амосом. Нет никаких указаний, что Михей был непосредственным учеником пр. Исайи, но, несомненно, он принадлежал к тем «беднякам Господним», которые поддерживали пророка и сочувствовали его замыслам.
Древнееврейский текст книги пр. Михея имеет сравнительно плохую сохранность. Но основные положения его проповеди вполне ясны. Попытки найти в книге поздние вставки не дали бесспорных результатов. В целом она есть подлинное произведение Морасфитянина и написана им в VIII веке. Как и другие пророческие писания, она создавалась в виде небольших свитков-пророчеств, которые потом были объединены книжниками и включены в сборник Малых Пророков.
В нынешнем виде Кн. пр. Михея состоит из трех частей: 1. Обличение грехов общества (гл. 1–3), 2. Утешение Сиону (гл. 4–5), 3. Суд и спасение (гл. 6–7).
Память пророка празднуется Церковью 14 августа.
2. Изобличение ложного взгляда на Завет. Пророк Михей резко выступал против тех, кто успокаивал народ ложными обещаниям. Особенно сильное негодование вызывали у него «пророки», которые говорили, что ради Завета Бог будет неизменно содействовать Израилю. Михей разоблачал их корыстные побуждения, их желание угодить толпе и получить за это награду:
Так говорит Господь на пророков,
вводящих в заблуждение народ Мой,
Которые грызут зубами своими –
и проповедуют мир,[30]
А кто ничего не кладет им в рот,
против того объявляют войну.
(3,5)
Но и сами верующие создавали почву для таких «пророков». Ложно понятый патриотизм и превратное толкование Завета побуждали народ охотно слушать людей, говорящих ему по сердцу:
Если бы какой-либо ветреник выдумал ложь
и сказал: «я буду проповедовать тебе о вине и сикере»,
То он и был бы угодным проповедником для этого народа.
(2,11)
Слово же правды — горькое слово. Оно исходит от Бога и не может угождать людям, ослепленным ложью. Завет сохраняет силу только для тех, кто стремится его соблюдать, для «Остатка Иакова» (5,7). А основная масса людей, особенно власть имущие, оказались недостойными Завета. Они уповают на несокрушимость Сиона, но «они не знают мыслей Господних» (4,12).
Могут ли считать себя «Остатком» идолопоклонники и насильники? Князья уверены, что «есть в их руке сила». Они пренебрегают заповедями:
Пожелают полей и берут их силою,
домов — и отнимают их;
Обирают человека и его дом,
мужа и его наследие.
(2,2)
За это Самария превратится в «груду развалин» (1,6) и даже Иерусалим не будет пощажен:
Слушайте же это, главы дома Иаковлева
и князья дома Израилева…
Созидающие Сион кровью
и Иерусалим — неправдою!
Главы его судят за подарки,
и священники его учат за плату,
и пророки его предвещают за деньги,
А между тем опираются на Господа, говоря:
«не среди ли нас Господь?
не постигнет нас беда!»
Посему за вас
Сион распахан будет, как поле,
и Иерусалим сделается грудою развалин,
и гора дома сего будет лесистым холмом.
(3,9-12)
Итак, Завет и Обетование останутся незыблемы только в отношении тех, кто не будет отступать от путей Господних.
3. Истинный путь Господень. Следуя традиции Амоса и Осии, пр. Михей провозглашал, что Богу Израилеву не угодны дары, если их приносят люди, противящиеся Его воле. Он не похож на богов языческих, которые довольствуются жертвами и в награду за них гарантируют своим поклонникам благоденствие. Что же есть добро в очах Божиих?
С чем предстать мне пред Господом,
преклониться пред Богом небесным?
Предстать ли пред Ним со всесожжениями,
с тельцами однолетними?
Но можно ли угодить Господу тысячами овнов
или неисчетными потоками елея?
Разве дам Ему первенца моего за преступление мое
и плод чрева моего — за грех души моей?
(6,6–7)
Так рассуждали многие. Царь Ахаз сам принес своего сына на алтарь в подражание язычникам (таков смысл слова «проводить через огонь» в 2 Пар 28,3). Казалось бы, это величайшая жертва, которая должна безусловно смягчить гнев Божий. Но пр. Михей дает на поставленные вопросы совершенно другой ответ:
О, человек! Сказано тебе, что — добро
и чего требует от тебя Господь:
ДЕЙСТВОВАТЬ СПРАВЕДЛИВО, ЛЮБИТЬ ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ
И СМИРЕННОМУДРЕННО ХОДИТЬ ПРЕД БОГОМ ТВОИМ.
(6,8)
Подобное утверждение не было «религиозным переворотом» или новшеством. Оно коренилось в учении Моисея. Пр. Михей лишь повторил и дополнил слова Второзакония (10,12–13): «Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа Бога твоего, и ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу Богу твоему от всего сердца твоего и от всей души твоей, чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его».
Три заповеди как бы суммируют суть закона Божия. Они касаются:
— общественных отношений (справедливости),
— личной нравственности (милосердия),
— и отношения к Богу (смиренномудрия, которое есть благоговение перед волей Господней).
Только при этих условиях жертвы будут иметь смысл как внешнее выражение духовной и нравственной жизни.
4. Спасение. Вождь-Мессия. Пр. Михей остается верен надежде на грядущее торжество Царства Божия. Пусть князья «сдирают кожу» с народа, пусть народ пленен заблуждениями, пусть придет на них неизбежное возмездие — цели Творца будут достигнуты вопреки всему. Остаток будет спасен. Бог соберет вокруг Себя верных и «будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века» (4,7). Совершится это руками таинственного Вождя. Срок испытаний не кончится, «доколе не родит имеющая родить» (5,3). Мессия родится от земной Женщины в отечестве Давида:
И ты, Вифлеем-Ефрафа,
мал ли ты между тысячами Иудиными?
Из тебя произойдет Мне Тот,
Который должен быть Владыкою в Израиле
И Которого происхождение из начала,
от дней вечных.
(5,2)
К откровению Исайи в Кн. пр. Михея добавляются две черты: Мессия произойдет из Вифлеема и происхождение Его будет чудесным. Слова пророка стали основой ветхозаветной веры в предвечное бытие Мессии. Эта вера предвосхищала евангельскую тайну Слова, Которое «было в начале у Бога» (Ин 1,2).
5. Языческая реакция при Манассии и Амоне (687–642). В 687 году, вскоре после второго похода Синахериба, Езекия умер. При его наследнике Манассии (евр. Менаше) в Иудее восторжествовала проассирийская партия. «Партия реформ», группировавшаяся вокруг Исайи, надеялась, что великий враг Израиля и поработитель народов Ассур утратит силу. Но события развернулись иначе. Правление сына Синахериба Ассаргадона стало временем расцвета Ниневии. Ассаргадон восстановил Вавилон и тем приобрел его верность. Царства Сирии-Палестины не могли и думать о сопротивлении. Надпись Ассаргадона перечисляет 22-х покоренных монархов; в начале списка стоят имена Баала Тирского и «Манаси, царя Иауади» (Манассии).
При нем религиозные реформы, начатые Езекией, были приостановлены. Манассия и его окружение распространили свою вассальную зависимость от Ассирии и на религию. Вновь в Храме появились статуи богов. Особенно широкую популярность приобрел культ «воинства небесного», то есть звезд, которые издавна чтились в странах Двуречья. Бог Израилев стал в глазах народа национальным Божеством, наряду с Которым можно чтить и других.
Протесты «партии реформ» жестоко подавлялись. По словам пр. Иеремии, заставшего в юные годы эти гонения, меч пожирал пророков, как лев (2,30). В 4 Кн. Царств сказано, что Манассия пролил «весьма много невинной крови, так что напоил ею Иерусалим от края до края» (21,16).
Тайным ревнителям веры оставалось лишь ждать и надеяться. Они сумели спасти священные рукописи пророков, и, вероятно, именно они спрятали в Храме свиток Второзакония, который в 622 году нашел царь Иосия.
По-видимому, это мрачное сорокалетие отражено в псалме 93:
Боже отмщений, Господи,
Боже отмщений, яви Себя!
Восстань, Судия земли,
воздай возмездие гордым.
Доколе, Господи, нечестивые,
доколе нечестивые торжествовать будут?
(1,3)
В 642 году Манассия умер. Ему наследовал его сын Амон, который вскоре пал жертвой дворцового переворота. Князья-заговорщики, убившие его, пытались посадить на трон своего ставленника, но простые иудеи, «народ земли», поднялись на защиту дома Давидова и в 640 году провозгласили царем сына Амона — Иосию, который в то время был еще восьмилетним ребенком (4 Цар 21,19–26). С этого момента пророческое движение возрождается вновь.
6. Пр. Софония и его книга. Небольшая книга пр. Софонии целиком написана самим пророком. Она состоит из четырех частей:
1. День Гнева, грядущий на Иудею (1,1–2,3).
2. Суд над народами (2,4-16).
3. Пророчество об Иерусалиме (3,1–8).
4. Обетования (3,9-20).
Основная мысль его пророчества заключена в том, что человек может жить, лишь не теряя связи с Богом. Утрата этой связи ввергает мир в хаос — природный и исторический. Но среди бурь и катастроф уцелеет «Остаток» (3,13), «бедняки Господни», люди «смиренные и простые» (3,12). С ними пребудет Бог и дарует им полноту жизни. Эта весть о торжестве кротких и смиренных прозвучит в молитве Девы Марии, Дщери Сионовой, над Которой исполнится Обветование (Лк 1,52).
Вопросы для повторения
1. В чем заключалось ложное представление о Завете?
2. Что мы знаем о пр. Михее?
3. В чем упрекал Михей пророков своего времени?
4. Как определяет пр. Михей истинное благочестие?
5. Какие черты носит мессианское пророчество Михея?
6. С чем была связана языческая реакция при Манассии?
7. В чем она проявилась?
8. Какие события сопровождали начало проповеди пр. Софонии?
9. Каков основной смысл Кн. Софонии?
§7 РЕФОРМА ИОСИИ. ПРОРОКИ НАУМ И АВВАКУМ (628–609 годы)
1. Политические предпосылки реформы. В 30-х годах VII века экспансия Ассирии кончилась. Элам, Вавилония и Египет сбросили иго Ниневии. Мидийское царство необычайно усилилось. Скифы захватили часть Ближнего Востока.
Молодой иудейский царь Иосия воспользовался этой ситуацией и взял под свой контроль всю Палестину. Это был, по словам митр. Филарета, «царь, не только благочестивый, но и беспримерный в благочестии» (Соч. Слова и речи, т. III, с.1). Он окружил себя ревнителями веры и торжественно заявил о своей приверженности «Богу Давида». Он приказал вырубить священные рощи, разбить идолов и разрушить их жертвенники по всей стране (2 Пар 34,1–7).
Проассирийская партия после разрыва Иосии с Ниневией потеряла всякое значение. Ведущее место заняли поборники религиозных реформ: секретарь царя Шафан, его сын Ахикам, комендант Иерусалима Маасея, Шаллум, заведовавший дворцовыми облачениями, и верховный священник Халкия.
2. Находка Книги Закона. Весной 622 года Иосия предпринял ремонт Храма, надзор за которым поручил Шафану. Однажды во время работ священник Халкия нашел в тайнике свиток, который оказался Книгой Закона. Он передал ее Шафану. Тот ознакомился с содержанием рукописи и принес ее царю. Иосия прочел несколько строк и пришел в ужас: книга явно и недвусмысленно запрещала воздвигать где-либо алтари Ягве, кроме Храма Иерусалимского. А между тем в столице и повсюду в стране издавна были воздвигнуты сотни жертвенников.
Согласно мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста, Книга Закона, найденная Халкией, была Второзаконием. Именно там содержится требование совершать служение Богу только в одном, свыше указанном месте(Втор 12,5–7).
Централизация культапризвана была сыграть важную роль в истории ветхозаветной Церкви. Она уменьшала значение жертв в повседневной религиозной практике и ставила преграду языческим элементам. Ведь многие местные святилища были воздвигнуты на традиционных местах ханаанского культа (Вефиль, Бет-Шан, Вирсафия и др.).
Читая Книгу Закона, Иосия плакал. Как долго Израиль пребывал в неповиновении воле Божией! И возможно ли теперь исправить положение? За ответам обратились к пророкам. Но в Иерусалиме не нашлось ни одного, который имел бы «слово от Господа» (Софония к этому времени уже умер, а Иеремия жил в Анафофе). Наконец отыскали пророчицу Олдаму (Хулду), которая со всей решительностью потребовала, чтобы царь в точности выполнил предписания св. Книги (4 Цар 22,14–20).
3. Преобразования Иосии (4 Цар 23,1-27; 2 Пар 34,29–35,19). Царь начал с того, что созвал народное собрание и вслух прочел людям Книгу Закона. Затем, став на возвышение, он торжественно «заключил пред лицом Господним завет — последовать Господу и соблюдать заповеди Его, и откровения Его, и уставы Его от всего сердца и от всей души, чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге сей» (4 Цар 23,3). Это было второе после Моисея общенародное признание Закона как религиозного и правового кодекса ветхозаветной Церкви. После реформы Иосии народ Божий все более начинает приобретать черты религиозной Общины.
Иосия не ограничился полным искоренением остатков языческого культа. Он велел разрушить все жертвенники в столице, кроме храмового, и проехал страну с юга на север, повсеместно упраздняя старые святилища. Тех служителей алтарей, которых находил неповинными в идолопоклонстве, направлял в Иерусалим. После объезда страны Иосия справил в столице Пасху.
4 Книга Царств говорит об Иосии: «Подобного ему не было царя прежде его, который обратился бы к Господу всем сердцем своим, и всею душею своею, и всеми силами своими, по всему Закону Моисееву; и после него не восстал подобный ему» (23,25).
Примечание. Первоначально во Второзаконии под единым избранным местом богопочитания имелось в виду некое святилище Севера (Сихем или Силом?) (см. т. 1; §25). Но в эпоху Иосии таким местом стал Храм Иерусалимский.
4. Падение Ниневии. Пророк Наум (ок. 615–612 гг.). Между тем близился конец ассирийской военной империи. Оплот древнего милитаризма, великая держава, так долго порабощавшая народы, на себе испытала все ужасы нашествий и осад. Область за областью отторгали от нее мидийский царь Киаскар в союзе с вавилонским царем Набопаласаром. Город Ашшур пал в июле 614 года, очередь была за Ниневией. Даже язычники усматривали в судьбе империи кару за ее преступления и святотатства. Тем более в Иерусалиме не могли считать гибель старого врага случайностью.
Этой теме посвящены грозные и ликующие гимны храмового пророка Наума Елкосеянина (евр. Нахум Элкошит). О его личности ничего не известно. Смысл пророчеств Наума в том, что исторические события лишь кажутся пестрым хаосом, тогда как над всеми столкновениями противоречивых сил и воль царствует единая воля Творца и Судии. Ниневия была «городом кровей», и ее злодеяния не могут остаться без возмездия. Господь «долготерпелив» (1,3), но рано или поздно справедливость восторжествует. Библейские пророки, как поясняет митр. Филарет, не изображают историческое возмездие «некиим особенным действием карающего Бога, но как бы естественным только действием самих грехов» (Слова и речи, т. III, с.43).
Пророк рисует устрашающие картины штурма и битв, которые приводят к крушению столицу империи:
Все, услышавшие весть о тебе,
будут рукоплескать о тебе,
Ибо на кого не простиралась
беспрестанно злоба твоя?
(3,19)
Пророчества Наума были включены в Библии как суровое предостережение властителям и народам: тиранов постигнет Суд; жестокость, на которой они созидали свои царства, обернется против них.
5. Смерть царя Иосии. Пророк Аввакум (ок. 609 г.). После падения Ниневии летом 612 года остатки ассирийского войска отступили в Харран и вождь их Асурбалит, провозгласивший себя царем, спешно отправил гонцов в Египет. Он просил фараона Нехо II прийти к нему на помощь. Нехо выступил на север только осенью 609 года. Он меньше всего хотел спасать разгромленных ассирийцев, но его тревожило усиление Вавилона, который теперь пытался захватить наследие Ассирии.
Путь войск фараона лежал через Палестину. Он думал миновать ее без военных столкновений, чтобы быстрей добраться до Евфрата. Но царь Иосия, который считал себя уже достаточно сильным, решил преградить ему путь. Это было ошибка. В Галилее у Мегиддона армии вступили в сражение; и в самом его начале Иосия был смертельно ранен. Его увезли в Иерусалим, войско иудеев рассеялось, а Нехо двинулся дальше.
Через несколько часов после возвращения в столицу Иосия умер. Его оплакивала вся страна. Это была не только печаль о добром монархе, погибшем в расцвете сил, но и недоуменный вопрос: как мог Бог допустить гибель благочестивого сына Давидова, который во всем следовал Его воле. Этот вопрос стоял перед многими. Он выходил за пределы частного случая, а касался самой тайны божественного промысла. Этой тайне посвящена Кн. пр. Аввакума.
6. Пророк Аввакум (609–604). В книге, носящей имя Аввакума (евр. Хабакук), нет ни хронологических указаний, ни сведений о жизни пророка. Единственным намеком на время ее написания служит слово «касдим» — халдеи. Пророк ужасается, видя нового грозного противника, у которого «сила его — бог его» (1,11). После заката Ниневии притязания Вавилона на роль повелителя ближневосточных стран вызывали страх и недоумение. В конце мая 605 года князь халдейской династии Вавилона Навуходоносор разгромил египетскую армию у Евфрата под Кархемишем. В это время скончался царь Набопаласар, и 7 сентября 605 года Навуходоносор короновался в Вавилоне. Власть его распространилась от Малой Азии до Синая. Все эти события, как и трагическая гибель Иосии в 609 году, являются фоном, наиболее соответствующим содержанию Кн. Аввакума. В ней пророк как бы «вступает в спор с Богом» (бл. Иероним), спрашивая Его, доколе будет царить насилие в мире. По мнению многих современных экзегетов, Аввакум был храмовым пророком и его писания содержат речи, произнесенные во время богослужения.
Книгу можно разделить на три части:
1. Вопрошание Господа пророком и ответ ему (1,1–2,4).
2. Участь угнетателей (2,5-20).
3. Гимн Богоявления (3).
Основная мысль книги сводится к тому, что человек перед лицом испытаний может найти опору только в полном доверии к Богу. Как бы долго ни длилось время невзгод, Бог совершил Свой суд и дарует верным спасение.
Гимн пророка Аввакума положен в основу ирмоса 4-й песни канона утрени. Память пророка празднуется Церковью 2 февраля.
7. Сомнения пророка. Торжество веры. Книга открывается сетованием Аввакума, который скорбит о состоянии народа после смерти Иосии:
Доколе, Господи, я буду взывать,
и Ты не слышишь,
Буду вопиять к Тебе о насилии,
и Ты не спасаешь?
Для чего даешь мне видеть злодейство
и смотреть на бедствия?
Грабительство и насилие предо мною;
и восстает вражда, и поднимается раздор.
От этого закон потерял силу
и суда правильного нет;
Так как нечестивый одолевает праведного,
то и суд происходит превратный.
(1,2–4)
Пророк Аввакум ставит вопрос о страдании невинного, и в этом его книга перекликается с Кн. Иова. Пророк мучительно размышляет над тайной зла и просит Бога указать ему выход из трагических противоречий бытия.
Ответ Бога поначалу малоутешительный: Он указывает пророку на новые бедствия — появление халдеев (1,5-11). Это повергает Аввакума в еще большее отчаяние. Он знает, что враг послан «для наказания», но такой ответ его не вполне удовлетворяет (1,12–17).
Аввакум поднимается на башню, ожидая иного Откровения (2,1), «чтобы пророческими очами узреть решения изыскуемого» (бл. Феодорит), и там он получает ответ, для поверхностного взгляда несколько загадочный:
Вот, душа надменная не успокоится,
А ПРАВЕДНЫЙ СВОЕЮ ВЕРОЮ ЖИВ БУДЕТ.
(2,4)
В буквальном переводе первая строка означает: «Вот душа в нем поднимается клубами неправо». Смысл изречения в противопоставлении человека, который полагается на себя, и человека, целиком вручившего себя Богу. Господь не объясняет Своих замыслов. Он лишь призывает верных возложить на Него все свое упование. В этом сущность библейской веры. Праведность, которая определяется доверием к Богу, ориентирована не на внешнюю действительность. Она стоит, как на камне, на знании, что Бог есть Добро и что на Него можно положиться. Следуя по пути Авраама, пророк «поверил Богу». Он обретает жизнь, ибо только вера дает ее. В новозаветном Откровении слово «жизнь» равнозначно понятию «спасение, участие в Царстве Божием». Продолжая мысль пр. Аввакума, Павел учит, что спасение даруется человеку верой в Бога, воплощенного в Иисусе Христе (Гал 3,11).
В Кн. пр. Аввакума участи нечестивых, насильников и угнетателей противостоит просветленное в`идение тех, кто познал радость веры. Псалом, заключающий книгу (гл. 3), показывает, что это в`идение озарило душу пророка. В созерцании Бога пророк находит невыразимое словами, но исполненное силы разрешение всех своих сомнений. Он готов встретить любую грозу, если только Господь будет с ним. Главное — внутреннее единение с Сущим.
Псалом рисует Богоявление красками традиционной древневосточной поэзии. Для того, чтобы изобразить величие Господа, пророк прибегает к образам космической бури. В то же время буря есть символ исторических катастроф, которые грядут в мир. Хотя истинно верующий и трепещет перед лицом грозных переворотов, у него есть оплот и надежда — вера. Он прибегает к Богу не только затем, чтобы обрести земное благоденствие, но потому, что Бог — его жизнь. Истинно верующего ничто не может поколебать:
Хотя бы не расцвела смоковница,
и не было плода на виноградных лозах,
И маслина изменила,
и нива не дала пищи,
Хотя бы не стало овец в загоне
и рогатого скота в стойлах,
Но и тогда я буду радоваться о Господе
и веселиться о Боге спасения моего.
(3,17–18)
Эти слова пророка знаменуют важный поворот в ветхозаветном сознании: человек освобождается от корыстного отношения к вере.
Вопросы для повторения
1. Каковы были политические предпосылки реформ Иосии?
2. При каких обстоятельствах и когда была найдена Книга Закона?
3. Какую часть Библии она включала, по мнению бл. Иеронима и свт. Иоанна Златоуста?
4. В чем состояло основное ее требование в отношении культа?
5. Как проходили реформы Иосии?
6. Какие события отражены в Кн. пр. Наума?
7. В чем ее главный смысл?
8. Как погиб царь Иосия?
9. К какому времени предположительно относится Кн. пр. Аввакума?
10. Какова ее композиция?
11. О чем вопрошал пророк Господа?
12. В чем заключался ответ ему?
13. В чем сущность веры?
14. Как отражен поворот в ветхозаветном сознании в Кн. пр. Аввакума?
§8 Пророк Иеремия: жизнь и служение (до 597 года)
О жизни и личности св. пророка Иеремии в Библии содержится больше сведений, чем о каком-либо другом пророке-писателе. И это не случайно. Иеремия — великий провозвестник личнойрелигии, «религии сердца», приоткрывший людям мир своей внутренней молитвенной жизни. Иеремия близок по духу псалмопевцам. Он обнажает перед нами тайники своей души, любящей и страдающей, души, которая ведет постоянный диалог с Богом. Он принадлежит избранному Остатку, ему суждено быть свидетелем и предсказателем национальной катастрофы. И он же первый произнесет слово «Новый Завет» более чем за пять веков до явления Христа Спасителя.
1. Книга пр. Иеремии писалась им на протяжении почти сорока лет. Она состоит из обличительных речей, предсказаний, притч, псалмов-молитв и биографических глав. Собраны были писания пророка его учеником Варухом, но окончательную форму этот сборник получил в эпоху Плена. Свою работу Варух начал около 604 года, еще при жизни учителя.
Состоит книга из четырех основных разделов:
1. Пророчества и обличения, написанные до падения Иерусалима между 626 и 586 годами (гл. 1-25).
2. История борьбы пр. Иеремии с князьями, духовенством, лжепророками, написанная в основном пр. Варухом (гл. 26–45). В этом же разделе находится так называемая Книга Утешения (пророчество о Новом Завете, гл. 30–31), главные части которой созданы, вероятно, после разрушения Иерусалима.
3. Пророчества о народах (гл. 46–51).
4. Историческое приложение (гл. 52).
В Септуагинте Кн. пр. Иеремии имеет ряд отличительных особенностей: часть текста сокращена (примерно на одну восьмую); пророчества о народах даются в другой последовательности и помещены после главы 25,13.
2. Основные черты богословия пр. Иеремии. В данном разделе отметим лишь наиболее характерные особенности его провозвестия.
Пр. Иеремия говорит о конце Синайского этапа Завета и замене его Новым Заветом, который будет начертан в человеческих сердцах (см. ниже §10). Пророк отрицает абсолютное значение Храма и Ковчега и предсказывает их уничтожение. Он — предтеча новозаветного богопочитания «в духе и истине» (Ин 4,23).
Иеремия называет Бога Отцом и подчеркивает значение личной религиозности. В его книге мы находим тему богосыновства как основы веры (3,4,19).
Как и Амос, пр. Иеремия учит, что избранность народа Божия — не привилегия, а тяжкое бремя ответственности перед Богом. Он сурово осуждает слепой патриотизм политиков и признает за Израилем главным образом религиозную миссию и призвание. Подобно пр. Исайе, Иеремия — противник войны, считающий мир залогом успеха внутренних преобразований.
Иеремия мало говорит о Мессии как о Личности, однако он именует Его «Давидовой Отраслью» (23,5), тем самым продолжая мессианскую традицию, восходящую к пр. Нафану. Это пророчество читается в праздник Рождества Христова.
Память пророка празднуется Церковью 1 мая.