Верхотуров Дмитрий Николаевич 16 страница
Но и выпроваживать большое и представительное посольство из Москвы хан не стал. Яков Тухачевский три месяца потратил на уговоры, чтобы хан перешел в русское подданство. Но Омбо Эрдени ни за что не соглашался, и в конце концов согласился дать клятву от имени себя и своего народа в мире и дружбе с русскими, в обмен на клятву Тухачевского. Договор о мире и дружбе, таким образом, был скреплен [47, с. 34—35].
Итак, эпоха войн 30-х годов XVII века в Сибири для русских закончилась победой над частью противников и заключением мира с остальной частью. Из немирных народов оставались только кыргызы.
Русским удалось достичь определенного военного успеха над своими противниками. Но не полного, не окончательного и не решающего. Практически со всеми противниками: кыргызами, ойратами, частью татар и телеутов, сибирскими ханами борьба будет идти еще несколько десятилетий. Мир середины 30-х годов был миром кратковременным, который уже к концу 30-х годов стал вспыхивать столкновениями и стычками, а в 40-х годах разразился новой эпохой войн. Это были войны гораздо более жестокие, чем войны конца 20-х и начала 30-х годов XVII века.
Самое главное здесь то, что русским сопутствовала удача только на самых первых порах завоевания Сибири, в ситуации всеобщего безвластия, обусловленного крушением Сибирского ханства. Русские быстро и легко захватили все земли бывшего ханства, часть земель, прилегающих к ним. Но как только русская экспансия вышла к границам владений крупных степных государств, вот тут началась долгая, упорная и ожесточенная борьба за клочки территории, за отдельные волости и улусы.
Послесловие
Подводя итоги своей книги, я хотел бы снова вернуться к мыслям, изложенным в предисловии к ней.
На наше сегодняшнее мышление, на наше восприятие как событий исторических, так и происходящих сегодня огромное влияние оказывает система представлений, которую я вслед за A.M. Буровским называю Большим Московским Мифом. Некоторые основные идеи этого мифа изложены в предисловии, и именно из них растут остальные побеги исторической мифологии, в том числе и те, которые касаются истории Сибири.
Вся эта книга, как и будущие книги по этой же, сибирской тематике, которые я запланировал, посвящены доказательству одной простой мысли: распространенные представления об истории Сибири ни на грань не соответствуют действительности. Более того, они полностью, практически во всех случаях, диаметрально противоречат исторической реальности, воссозданной по сообщениям документов.
Легко увидеть, что все три представления, которые разбирались выше, — покорение Сибири Ермаком, крестьянская колонизация и теория «никаких войн не было», — полностью, во всем противоречат фактам и документам. Они абсолютно несостоятельны, и всем их защитникам необходимо просто отказывать в ученом звании, в авторитете.
Итак, не было никакого «покорения Сибири» Ермаком, а был неудачный грабительский поход, завершившийся полным разгромом казачьего войска. Не было никакой крестьянской колонизации, а было присоединение Сибири военными силами. Не было никакого «мирного присоединения», а были жестокие и упорные войны, сильное сопротивление, которое русские преодолели только спустя более чем сто лет, совершив огромные усилия.
Я не зря затрагиваю здесь Большой Московский Миф. Мне как разоблачителю мифов необходимо считаться с мировоззрением своих читателей. Большой Московский Миф за века своего развития и влияния на мировоззрение русского человека, которое не прекратилось и теперь, воспитал русского в святой уверенности в том, что Россия всегда, от начала времен и по настоящую пору, была сильнейшим государством, что Россия должна (подчеркну императив: должна) быть сильнейшим государством.
Со времен митрополита Кирилла мало что изменилось. Только тогда надеялись на святость и Провидение, а теперь надеются на ядерные боеголовки.
Московский миф воспитал русского в святой уверенности в своей абсолютной правоте. Это сочетание — уверенность в своей силе и абсолютной правоте — пронизывает все русское сознание.
Для чего об этом говорить? Вроде бы и так все понятно и давно известно. Однако нельзя не сказать об одном немаловажном моменте: когда русские в Сибири руководствовались грубой силой и абсолютной уверенностью в своей правоте, их политика неизменно проваливалась. Грубый нажим на князей приводил к войнам, восстаниям и созданиям антирусских коалиций. Принуждение к принятию подданства приводило к опустошительным нападениям на русские города, деревни и волости, к разграблению и опустошению ясачных волостей. Только на материале конца XVI — начала XVII веков, изложенном в этой книге, легко увидеть, что в этом правиле никогда не было исключений.
Но когда русские отказывались от такого подхода, когда руководствовались здравым смыслом, то вот тогда дело завершалось успехом. Сибирь была присоединена не спесивыми царскими воеводами, а простыми казаками, возглавлявшими отряды и посольства, которым хватало ума учесть обстоятельства. Нередко они делали это в ущерб себе. Сын боярский Федор Пущин, который повернул назад отряд, высланный на строительство острога в долине Бии и Катуни, потом попал под следствие за невыполнение приказа. Подробности его похода известны из следственных материалов и показаний толмача в его отряде — Айдара. Тогда его поступок казался преступлением и непростительной слабостью. Но с позиций сегодняшнего дня видно: Федор Пущин не только сберег отряд, который неминуемо был бы уничтожен при столкновении с телеутами, но и избежал обострения политической обстановки. При попытке захвата телеутских земель заключение мирного договора с Абаком в 1634 году было бы невозможным.
Главный вывод из истории завоевания Сибири так и формулируется: основной успех достигался тогда, когда воеводы, военачальники отрядов и главы посольств руководствовались здравым смыслом, учетом и пониманием складывающейся политической обстановки.
В рамках Большого Московского Мифа история завоевания Сибири, конечно, в изрядно приукрашенном виде, это история проявления могущества России, беспрепятственного распространения влияния и территории. В рамках же не мифологизированного подхода эта история — летопись грубейших ошибок, рек и озер пролитой напрасно крови, совершенно бессмысленного разорения Сибири, вполне сопоставимого с нашествием Чингисхана. Это история того, как в исключительно благоприятных условиях, когда все противники ослаблены войной всех против всех и к русским все обращаются с мирными предложениями и выгодными союзами, русская политика привела к отпадению всех союзников, образованию антирусской коалиции и возрождению Сибирского ханства. Это серьезный урок. Жаль только впрок до сих пор не пошедший.
Нам сейчас такие уроки крайне необходимы, ибо в сегодняшних затруднениях, перед лицом многочисленных проблем русские ищут спасения и руководства к действию в арсеналах все того же Большого Московского Мифа, возрождения этого погибельного сочетания силового давления с уверенностью в своей абсолютной правоте. История завоевания Сибири показывает, что эта стратегия не работает. Русским удалось наскоком захватить Сибирское ханство. Но ничего с ним сделать русские не смогли. Единственная стратегия, ими примененная, заключалась в разрушении этого ханства, его структуры, его общества, выкачивания ресурсов (выбитый соболь, например, и не только), ограблении и притеснении населения. Присоединить новые территории русским тоже не удалось без долгой войны и без преодоления сильного сопротивления. На новых землях все повторялось вновь — русские разрушали налаженное хозяйство и давно сформировавшееся общество. Механизм этого разрушения был очень простой. Русские у местного населения заставали хозяйство, сильно отличное от своего, привычного. Их не интересовало, что хозяйство налажено с учетом опыта тысячелетий. Русских лишь удивляло, почему это местные народы не перенимают «прогрессивного» пашенного хозяйства, которое они внедряли силой и принуждением. Русских удивляло, почему это местные народы ходят за соболем с луком, вместо того, чтобы использовать «прогрессивные» ловушки.
Итог: захватив треть населенной части Сибири, русские не смогли воспользоваться людскими и хозяйственными ресурсами этой территории. При правильном отношении, с учетом особенностей места, на территории Сибирского ханства, а также на Алтае можно было создать страну, не менее богатую и могущественную, чем Московия. Это удалось ойратскому владыке Батур-хунтайджи, который в 1644 году создал из полуразгромленных ойратских родов в месте, менее благоприятном для хозяйства, на гораздо меньшей площади могущественное Джунгарское ханство, которое было разрушено только в результате более чем полувековой войны с Цинской империей Китай. Более полвека династия Цин бросала неисчислимые ресурсы Китая на Джунгарию, прежде чем добилась крушения этого степного государства. Батур-хунтайджи из ничего создал сильное государство. А Сибирь под русскими скатилась к такой степени развития, на котором была, наверное, в неолите или в раннем бронзовом веке: примитивное земледелие в сочетании с охотой и собирательством, поселки из курных изб. Ни тебе обустроенных городов, ни тебе развитого хозяйства, ремесла, караванной торговли, ни тебе письменной культуры — всего того, что было достоянием Сибири в течение тысячелетий.
Аналогичное положение сейчас и в России. Мы имеем страну с колоссальными запасами, с большими людскими резервами и большими возможностями для развития. Весь остальной мир живет в куда более худших условиях и в чем-то обделен — в ресурсах, в площади, в людских резервах или еще в чем. Но мы из этого богатства ничего путного создать не можем. Причина все та же: мы не слушаем никого и ничего, даже свой собственный народ, мы до сих пор считаем себя правыми и вправе применять силу для навязывания своей точки зрения. Опыт завоевания Сибири показывает, что ничего хорошего из этого выйти не может.
Нам необходимо отказаться от этого мировоззрения, навязанного московскими владыками давно ушедших времен, от Большого Московского мифа. Только тогда, когда мы научимся использовать вместо грубой силы переговоры, вместо априорной убежденности в своей правоте умение выслушать и понять другую точку зрения, умение учесть обстоятельства, только тогда мы можем рассчитывать на достойную жизнь.
ПРИЛОЖЕНИЕ
В качестве приложения к работе приводятся рисунки с цитатами из «Истории Сибирской» С.У. Ремезова (конец XVI-XVII вв.) в переводе Е. И. Дергачевой-Скопп и В. Н. Алексеева.
Рисунки выполнены семейством автора в жанре древнерусских миниатюр и соответствуют духу своего времени: содержат множество этнографических и бытовых подробностей и отражают субъективные оценки русского человека — современника описываемых событий.
Молодой Ермак
«Великий Господь Бог наш ... Ермаку Тимофееву сыну Повольскому дал силу, счастье и храбрость смолоду…»
Народы Сибири
«Слышал Ермак от многих чусовских жителей про Сибирь: "С Каменя реки текут на две стороны, в Русь и в Сибирь; с водораздела реки Ницы, Тагил, Тура впали в Тобол, По ним живут вогулы, ездят на оленях. По Туре и по Тоболу также живут татары, ездят в небольших судах и на конях. ...А Обь впала в море двумя рукавами, а по ней живут остяки и самоеды, ездят на оленях и псах, и питаются рыбой. А по Степи [живут] калмыки и монголы и Казачья Орда, ездят на верблюдах, а питаются мясом».
Покорение Пелымских уездов
«И подойдя к истоку Тагила реки ... с единодушной дружиной в 3000 человек, там покорили многие вогульские племена и добычу взяли ... так и воевали Пелымские земли всю зиму до весны».
Взятие Тюмени
«И воевали все лето, а 1 августа захватили город Тюмень...»
Битва Чингиза с Иртышаком
«... после хана Онсома — [правил] царь Иртышак: как [названная] тем именем бескрайна река Иртыш, так и его царство будет бесконечно; но его завоевал Чингиз, царь Тюменский...»
Видение татарам Тобольска
«В те годы царям и князьям ... на месте, где сейчас город Тобольск ... виделся христианский светлый город в воздухе, и церкви, и перезвон..,».
Кучум покоряет Сибирь
«Когда царь Кучум пришел из Казачьи Орды с огромным войском, то убил царя и князей Едигера и Бекбулата, и прославился как сибирский царь...»
Кучум с домочадцами
«Кучум был басурманской веры, поклонялся идолам, и приносил нечестивые жертвы, жил без закона так: было не постыдно для него иметь 100 женщин и юношей, также и девушек, как и для других агарян, сколько захотят»
Ермак с дружиной в Чингиде
«Когда Ермак находился в Чингиде... привели его [Кутугая] к Ермаку вместе с ясаком».
Демонстрация огневой мощи
«И вот Ермак расспросил у него [Кутугая] с подобающим почтением всё о царе Кучуме и об его образе жизни, одарив всех, сказал ему, что в гости приехал, казаки и пять человек атаманов показали силу свою и стрельбу из огнестрельного оружия».
Казаки прячут добычу
«Воинов же у Ермака осталось 1060 человек, но басурман множество перебили и с Божией помощью победили, и огромную добычу захватили, что стругам их не поднять было. И укрыли ту добычу в земле на устье реки Туры».
Продвижение казаков по Тоболу
«После первых боев с кучумлянами, 8 июня поплыли по реке Тоболу, воюя и живя в ратных трудах».
Битва под Березовым Яром
«Когда они доплыли до урочища Березовый Яр, то здесь тяжелые бои вели долгое время. Басурманы, словно овцы из пристанища своего стрекали, казаки же с Божьей помощью и появлением воинов силы Господней всех разгромили».
Тобол, перегороженный цепями
«Отсюда поплыли вниз по Тоболу в 29 день июня, и доплыли до урочища Караульный Яр. Здесь на Тоболе было место узкое. Кучумляне загородили [его] поперек железными цепями…».
Войско Кучума
«И увидели, что стоит огромное басурманское войско, ожидающее прихода Ермака».
Чудо с хоругвью
«Ермак и казаки увидели, что хоругвь ... сама собой [снялась] с места и пошла вперед вниз, вдоль левого берега. Нечестивые же выпустили стрелы без числа...».
Ермак, диктующий письмо Ивану IV
«Ермак написал послание благочестивому царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, объявляя о раскаянии своем, сообщая о походах так: "Низложил Кучума царя спесивого, и все города его захватил, и разных князей и мурз татарских, вогульских и остяцких с прочими народами под державную руку его привел, и ясак собрал, и послал к тебе, государю, с атаманом Иваном Кольцовым и казаками в 26 день декабря"».
Посольство Ермака
«А проводником до Великой Перми у них был яскалбинский князь Ишбердей со своими вогулами. Оттуда и в Москву пришли».
Посольство в Москве
«Когда же пришли в Московское царство к благочестивому государю царю и великому князю всея Руси Ивану Васильевичу, то отписку и ясак вручили».
Ермак и пленный Маметкул
«Ермак же принял царевича и показал ему и прочим басурманам царские подарки».
Казаки встречают воевод
«В том оке 1583 году в десятых числах мая посланы воеводы из Москвы к Ермаку по указу великого государя Василия Ивановича Шуйского, князь Семен Волховской да Иван Глухой с 500 людьми по Волге, через волок».
Гибель Ермака
«Струг же отплыл от берега, а [он], не доплыв, утонул месяца августа в 6 день».
Татары находят тело Ермака
«А татарин Якыш, Бегишев внук, ловивший рыбу и наживляющий перемет, увидел, бродя под берегом, человеческие ноги, и накинув петлю из переметной веревки на ноги, вытащил на берег».
Архиепископ Киприан расспрашивает очевидцев
«В 1621 году великий государь Михаил Федорович ... указал в грамоте первому архиепископу сибирскому Киприану .,. разыскивать русских и татар и расспрашивать, кто что знает,,.».
Аблай тайша рассказывает о Ермаке
«[Аблай] ... послал 4 сентября 1650 года подробную повесть на своем языке о Ермаке: как жил и как погиб, ''согласно нашим историям", как был найден и творил чудеса».
Татарские правители у воевод
«Когда же послы пришли к Сейдяку, он посоветовался с Салтаном и Карачею, и после совета, взяв с собой 100 человек, пришли к воеводам в город».
Калмыки преследуют отряд Кучума
«Калмыки же погнались вслед за ним [Кучумом] и настигли на Нор Ишиме…».
Убийство Кучума ногаями
«Когда же Кучум со своими [людьми] устроил набег на ногаев, те не стали терпеть, собрались все их племена, убили Кучума...»
Знамение
«И озарилась Сибирь светом такой несказанной радости — сибирянам во исцеление — и просветилась просвещением Всесвятого и Животворящего Духа во образе орла: словно орел покрыл гнездо свое — Сибирь — с птенцами, и всем землям и столице дал перо славы своей. Благодать воссияла везде, и всё ею наполнилось и прославилось во всех сибирских краях».
Литорея с именами автора рукописи и его родных
«Имя же мое - в этом знаке, вместе с родными стал известен в Сибирской стране, в первом граде».
Список использованной литературы
1. Абдиров М. Хан Кучум: известный и неизвестный. Алматы: Жалым, 1996.
2. Бахрушин С.В. Очерки из истории колонизации Сибири русскими в XVII веке. М.: Соцэкгиз, 1927,
3. Бахрушин С.В. Очерки истории Красноярского уезда XVII в. // Бахрушин С.В. Научные труды. Т. IV М.: Наука, 1959.
4. Бахрушин С.В. Вопросы русской колонизации Сибири в XVI—XVII вв. // Научные труды. Т. III. Избранные работы по истории Сибири XVI— XVII вв. Ч. 1. М.: Изд-во АН СССР, 1955.
5. Бернштам A.M. Социально-экономический строй орхоно-енисейских тюрок VI—VIII веков. Восточно-тюрский каганат и кыргызы. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1946.
6. Бузукашвили М.И. Ермак. М.: Военное издательство, 1982.
7. Бузукашвили М.М. Ермак. М.: Воениздат, 1989.
8. Бутанаев В.Я. Топонимический словарь Абакано-Минусинской котловины. Абакан: Абаканское книжное изд-во, 1995.
9. Бутанаев В.Я., Абдыкалыков А. Материалы по истории Хакасии XVII — начала XVIII вв. Абакан, 1995 (приложение).
10. Бушков А., Буровский А. Россия, которой не было-2. Русская Атлантида Красноярск: Бонус, М.: Олма-Пресс, 2000.
11. Быконя Г.Ф., Федорова В.К., Бердников Л.П. Красноярск в дореволюционном прошлом XVI1—XIX веках. Красноярск: Изд-во КГУ, 1990.
12. Вилков О.К. Очерки социально-экономического развития Сибири конца XVI — начала XVIII веков. Новосибирск: Наука, 1990,
13. Вопросы археологии Урала. Вып. 8. Археологические памятники Ишимской лесостепи. Отчет Уральской археологической экспедиции 1963— 1964 годов. Свердловск, 1969.
14. Долгих Б.О. Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII веке. М.: Изд-во АН СССР, 1960.
15. Емельянов Н.Ф. Заселение русскими Среднего Приобъя в феодальную эпоху. Томск: Изд-во Том ГУ, 1981.
16. Емельянов Н.Ф. Спорные вопросы истории феодальной Сибири. Курган: Изд-во КГУ 1991.
17. Емельянов Я.Ф. Томские служилые люди «литва» в XVII — первой четверти XVII вв, Ц Проблемы исторической демографии СССР. Томск, 1982.
18. Зыков А.П. Раскопки городища Искер. // Археологические открытия Урала и Поволжья. Сыктывкар: Наука, 1989.
19. История Сибири с древнейших времен до наших дней, Т 2, Сибирь в составе феодальной России. Л.: Наука, 1968,
20. История Хакасии с древнейших времен до 1917 года. М.: Наука, 1993.
21. Кириллов И. Город у Красного Яра. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1983.
22. Киселев С.Я. Древняя история Южной Сибири. М.: Наука, 1953.
23. Копылов Д. Ермак. Иркутск: Восточносибирское книжное издательство, 1989.
24. Красноярск и красноярцы. Очерки по истории города. Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1978.
25. Кызласов И.Л. Следы пребывания древних хакасов в городах Руси XI-XIII вв. // Памятники старины. Концепции. Открытия. Версии. X I. СПб., Псков: ИИМК РАИ, 1997.
26. Кызласов Л.Р. Древние города Сибири. М.: МГУ, 1983.
27. Кызласов Л.Р. Письменные известия о древних городах Сибири. М.: Изд-во МГУ, 1992.
28. Кызласов Л.Р. Очерки по истории Сибири и Центральной Азии. Красноярск: Изд-во КГУ, 1992.
29. Кызласов Л.Р. Гуннский дворец на Енисее. Проблемы ранней государственности Южной Сибири. М.: Восточная литература, 2001.
30. Ломоносов М.В. Древняя Российская История. СПб., 1766,
31. Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений. Т. 6 Труды по русской истории, общественно-экономическим вопросам и географии 1747—1765 гг. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1952.
32. Лопаткин PC Летопись города Ачинска. Ачинск: Свет, 2001.
33. Матюшенко В. К. Древняя история Сибири. Омск: Изд-во ОмГУ, 1994,
34. Метис L 1421. Год, когда Китай открыл мир. М.: Яуза, ЭКСМО, 2004.
35. Миллер РФ. История Сибири. Т. 1. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1937.
36. Миллер РФ. История Сибири. Т. 2. М.Л.: Изд-во АН СССР, 1941.
37. Мирзоев В.Р. Присоединение и освоение Сибири в исторической литературе XVII века, М.: Соцэкгиз, 1960.
35. Мирзоев В.Г. Историография Сибири. М.: Наука, 1978.
39. Моисеев В.А. Джунгарское ханство и казахи XVII-XVIII вв. Алма-Ата: Гылым, 1991.
40. Обручев В А. От Кяхты до Кульджи. Путешествие в Центральную Азию и Китай. М.: Изд-во АН СССР, 1950.
41. Павлов А.Л. Промысловая колонизация Сибири в XVII веке, Красноярск: Красноярский педагогический институт, 1972.
42. Шлих Т.Е. Селькупы в XVII веке (очерки социально-политической истории. Новосибирск: Наука, 1981.
43. Резун Д.Я. Русские в среднем Причулымье в XVII—XIX веках, Новосибирск: Наука, 1984.
44. Самаев Г.П. Горный Алтай в XVII — середине XIX века: проблемы политической истории и присоединения к России. Горно-Алтайск: Горно-Алтайское книжное издательство, 1991.
45. Сергеев А. Тайны алтайских крепостей. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1975.
46. Скрынников Р.Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск: Наука, 1982.
47. Толыбеков С.Е. Кочевое общество казахов в XVII — начале XX века. Политико-экономический анализ. Алма-Ата: Наука, 1971.
48. Томск в XVII веке. Материалы для истории города. Томск, 1912.
49. Уманский A.M. Телеуты и русские в XVII-XVIII веках. Новосибирск: Наука, 1980.
50. Худяков Ю.С. Защитное вооружение кыргызского воина в позднем средневековье. // Проблемы средневековой археологии Южной Сибири и сопредельных территорий. Сборник научных статей. Новосибирск: Издательство НГУ, 1991.
51. Чимитдоржиев М.Б. Взаимоотношения Монголии и России в XVII— XVIII веках. М: Наука, 1978.
52. Шанский Д.Н. Из истории русской исторической мысли. И.Н. Болтин. М.: Изд-во МГУ, 1983.
53. Шапиро А.Л. Русская историография с древнейших времен до 1917 года. СПб.: Наука, 1993.
54. Шунков В.И. Очерки истории земледелия в Сибири (XVII век). М.: Наука, 1956.
55. Miller G.E. Die sibirische Geschichte. Gettingen, 1748.
Документально-историческое издание
Верхотуров Дмитрий Николаевич