Гипербола – троп, художественное преувеличение.
ГЛОССАРИЙ
Автор – 1) создатель художественного произведения; 2) художник-творец, который является «субъектом художественной деятельности» (М.М. Бахтин); 3) изображение автором самого себя, т.е. образ автора.
Акцентный стих – стихотворный размер в тонической системе стихосложения, допускающий неограниченное количество безударных интервалов между ударениями в одной стихотворной строке.
Амфибрахий –в стихосложениитрехсложная стопа с ударением на 2-м слоге.
Античная система стихосложения –система стихосложения, ритм в которой создавался посредством схем с определенным чередованием долгих и кратких гласных.
Анализ текста художественного – научных метод выявления особенностей художественного произведения.
Анапест – в стихосложении трехсложная стопа с ударением на 3-м слоге
Антитеза - фигура поэтического синтаксиса, художественное противопоставление, структурирующее систему образов и усиливающее эмоциональную выразительность речи.
Архетип– 1) праобраз, модель; 2) неосознанно воспринятый образ или мотив.
Архитектоника– соединение компонентов текста произведения, текстуальная композиция.
Барокко – направление в западноевропейском искусстве сер.XVI -XVII вв., доминирующими чертами которого являются помпезность, декоративность, склонность к аллегориям и сложным метафорам, обилие стилистических украшений в художественной речи
Белый стих – нерифмованный стих.
Гипербола – троп, художественное преувеличение.
Героическое– тип авторской эмоциональности (пафос), художественная апология смелости, величия, бесстрашия и непреклонности. Г. утверждает способность персонажей к подвигам и преодолению инстинкта самосохранения.
Герой литературного произведения - действующее лицо в художественном произведении, обладающее отчётливыми чертами характера и поведения, определённым отношением к другим действующим лицам и жизненным явлениям, показанным в произведении.
Гротеск- фигура поэтического синтаксиса, искажение, нарочитая нелепость, доходящая до абсурда.
Дактиль – в стихосложении трехсложная стопа с ударением на 1-м слоге
Дискурс –основанная на определенных принципахязыковая коммуникация. Под Д. в литературоведении понимается речевая данность художественного произведения.
Драма – род литературы, в произведениях которого текст состоит из высказываний (монологов и диалогов) персонажей; авторская речь в Д. редуцирована, повествовательно-описательное начало практически отсутствует.
Дольник –стихотворный размер. созданный на основе трехсложной стопы посредством спорадического стяжения (исчезновения) одного безударного слога.
Жанр художественного произведения - группа произведений, существующих в рамках того или иного рода литературы и обладающих устойчивыми характерными чертами.
Искусство– созидательная художественная деятельность человека, обладающая непреходящей ценностью для человечества и закрепленная в определенной знаковой системе. И. является одной из форм общественного сознания.
Катарсис– сопереживание, сострадание и связанное с ними духовное очищение, возникающее при восприятии художественного произведения.
Классицизм– направление в западноевропейском и русском искусстве в XVII - н.XIX, основанное на нормативной поэтике и дидактике (на традициях античного искусства, регламентации и соответствии жанров и стилей, единстве времени, места и действия в художественном произведении).
Комическое –тип авторской эмоциональности (пафос), который демонстративно обнаруживает нелепость, отклонение от гармонии и соразмерности. К. является в большинстве случаев источником смеха
Композиция –соединение описательно-повествовательных компонентов в произведении.
Конфликт – изображенное в произведении столкновение эмоционально-этических установок персонажей в произведении.
Лирика - род литературы, в котором различные переживания и эмоции принадлежат носителю речи. В качестве самого субъективного литературного рода Л. воссоздает художественную модель сознания.
Лирический герой – носитель переживания в лирическом произведении.
Литературоведение – наука о литературе как виде искусства, о ее возникновении и развитии, особенностях и формах, о закономерностях литературного процесса, литературных направлениях, о способах анализа литературных произведений.
Литературное направление - единство существенных творческих особенностей писателей в пределах конкретного исторического периода, основанное на общности эстетических взглядов и художественных методов.
Литературный процесс –историческое развитие национальной и мировой художественной литературы, определяющее создание новых художественных форм и методов, их расцвет и закономерную смену.
Литота – троп, художественное преуменьшение
Метафора – троп, представляющий собой скрытое сравнение, в котором явления соотносятся по принципу сходства.
Метонимия – троп, в котором явления соотносятся по принципу смежности.
Мир литературного произведения –носитель художественного содержания (смысла) произведения; созданная посредством речи вымышленная предметность.
Миф –сказание, передающее представления людей о мироздании и месте человека в нём.
Модернизм –философско-эстетическое движение к. XIX- первой трети XX в., характеризующееся переоценкой или отвержением аксиологической системы XIX века, поисками нового героя, новых художественных средств и форм.
Мотив - образ, повторяющийся во многообразии вариаций в одном произведении, в творчестве одного или нескольких авторов.
Мотивный анализ – научный метод исследования семиотического объекта как неиерархической совокупности взаимодействующих друг с другом и повторяющихся во многообразии вариантов художественных образов.
Образ художественный –эстетическая, чувственно воспринимаемая данность, закрепленная в определенной системе знаков.
Олицетворение –разновидность метафоры,в которой неодушевленные предметы, природные явления или животные наделяются человеческими свойствами.
Параллелизм – фигура поэтического синтаксиса, состоящая в сопоставлении двух сходных или различных явлений путём одновременного их изображения.
Пейзаж –форма присутствия природы в художественном произведении.
Персонаж –форма присутствия человека или его подобия в литературном произведении.
Пафос(см. Тип авторской эмоциональности).
Постмодернизм – совокупность явлений в культуре и искусстве 2-пол. ХХ в. В произведениях П. образ мира хаотичен, лишен причинно-следственных связей и ценностных ориентиров, а тексты в литературе П. характеризуются пародией, имплицитными (скрытыми) формами авторского присутствия, игровым началом и интертекстуальностью.
Портрет– изображение в художественном произведении наружности персонажа.
Поэтика(теория литературы) –раздел литературоведения, изучающий законы, сущность и особенности словесного художественного творчества.
Поэтический словарь –словесный материал, источником которого в художественном тексте потенциально может служить лексика национального языка.
Размер стихотворный (метр) - повторяющееся константное сочетание ударных и безударных слогов.
Реализм – направление в искусстве и литературе XIX-ХХ в.в., утверждающее обусловленность характеров, поступков и высказываний героев социальной средой и общественными отношениями.
Ритм – упорядоченное повторение каких-либо звуковых, речевых элементов. Р. является основой стиха
Рифма – созвучное окончаний двух или нескольких стихотворных строк. Р. является ритмообразующим компонентом.
Род художественной литературы –тип отношения носителя речи к художественному целому.
Романтизм – литературное направление первой трети XIX в., отрицавшее нормативную эстетику, провозглашавшее самоценность личности, национальное и историческое начала в литературе.
Семиотика – наука, изучающая знаковые системы.
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними
Сентиментализм - направление в западноевропейской и русской литературе в XVIII - нач.XIX, культивирующее в описательно-изобразительной парадигме чувствительное начало. Герои в литературе С. предстают гуманными, способными к состраданию и сопереживанию.