Формы контроля освоения дисциплины
Современный русский язык
Направление подготовки | 031300 Журналистика | |||||||||
Профиль подготовки бакалавра | ||||||||||
Выпускающая кафедра | теории, истории и практики журналистики | |||||||||
Кафедра – разработчик рабочей программы | русского языка и литературы | |||||||||
Семестры изучения | Семестр | Трудо-емкость, час. | Лекций, час. | Практич. занятий, час. | СРС, час. | Форма промежуточного контроля (экзамен/зачет) | ||||
1, 2, 3 | Зачет | |||||||||
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 031300 Журналистика.
Программу составили:
Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа одобрена на заседании кафедры русского языка и литературы.
Заведующий кафедрой: ______________ Козлова Р.М., к.ф.н., профессор.
Программа согласована с выпускающей кафедрой (факультетом)
Заведующий кафедрой теории, истории и практики журналистики: ______________ Агафонова С.Г., к.п.н., доцент.
Декан факультета журналистики: ____________ Фархатова И.Ф., к.ф.н., профессор.
Москва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Разделы рабочей программы:
1. Цели освоения дисциплины.
2. Место дисциплины в структуре основных образовательных программ высшего профессионального образования (ООП ВПО).
3. Структура и содержание дисциплины.
4. Формы контроля освоения дисциплины.
5. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.
6. Материально-техническое обеспечение дисциплины.
Приложение к рабочей программе дисциплины:
1. Модульно-рейтинговая система оценки знаний.
2. Планы семинарских занятий.
3. Вопросы к зачету.
4. Формы проведения занятий.
ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В процессе изучения курса студенты должны овладеть следующими знаниями, навыками и умениями:
· овладеть теоретическими системными знаниями указанных разделов;
· знатьлексические и фразеологические нормы русского языка;
· сформировать полное представление о многоуровневой организации средств выражения в общей системе языка;
· иметьпредставление об общих внутренних законах в развитии языка и влиянии на них социального фактора жизни общества, а также о степени подверженности этому влиянию разных сторон языковой системы;
· выявлять, сопоставлять и обобщать языковые явления;
· усвоить навыки самостоятельной работы и научиться применять полученные знания на практике.
Перечисленные результаты обучения являются основой для формирования следующих компетенций (в соответствии с ФГОС ВПО и требованиями к результатам освоения ООП):
общекультурных:
– ОК-4 – культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь;
– ОК-17 – свободное владение нормами и средствами выразительности русского языка, письменной и устной речью в процессе личностной и профессиональной коммуникации при подготовке журналистских публикаций;
профессиональных:
– ПК-30 – знание фонетических, лексических, грамматических, семантических и стилистических норм современного русского языка в целом и особенностей их применения в практике современных СМИ.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Дисциплина «Современный русский язык» относится к циклу профессиональных дисциплин (базовой части).
Содержание дисциплины служит основой для освоения дисциплин «Стилистика и литературное редактирование», «Риторика».
Необходимыми условиями для освоения дисциплины являются знания, полученные в школе в процессе изучения дисциплины «Русский язык».
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 семестра, 9 зачетных единиц, 324 (130+194) часа.
Во 2-м семестре 3 зачетные единицы, 108 (40+68) часов.
№ раздела (дидактической единицы) | Наименование раздела (дидактической единицы) дисциплины | Виды учебной нагрузки и их трудоемкость, часы | ||||
Лекции | Практические занятия | СРС | Всего часов | |||
Фонетика и фонология | ||||||
Орфоэпия | ||||||
Графика и орфография | ||||||
Морфемика | ||||||
Словообразование | ||||||
ИТОГО: |
Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа студента | |||||
Часы | Тема | Часы | Тема | Содержание | Часы | ||
Раздел 1. Фонетика и фонология | |||||||
Тема 1. Предмет фонетики. Звук речи и три стороны его изучения: акустическая, биологическая, функциональная | Практическое занятие № 1. Фонетика. Фонетическая транскрипция | Подготовка к практическому занятию № 1. Тренировка в транскрипции текстов | |||||
Тема 2. Классификация звуков | Практическое занятие № 2. Артикуляционная и акустическая классификация звуков | Подготовка к практическому занятию № 2 | |||||
Тема 3. Изменения звуков в потоке речи | 2+2 | Практическое занятие № 3–4. Изменение звуков в потоке речи | Подготовка к практическому занятию № 3–4. Подготовка к проверочной работе по теме «Фонетика» | ||||
Тема 4. Фонология. Фонема | Практическое занятие № 5. Фонема как кратчайшая звуковая единица языка | Подготовка к практическому занятию № 5 | |||||
Тема 5. Фонетическое членение речевого потока | 2+2 | Практическое занятие № 6. Фонетическое членение речевого потока. Суперсегментные особенности речевого потока. Практическое занятие № 7. Контрольная работа по фонетике и фонологии | Подготовка к практическому занятию № 6. Подготовка к итоговой контрольной работе по теме «Фонетика и фонология» | ||||
Раздел 2. Орфоэпия | |||||||
Тема 6.Характеристика современного русского литературного произношения | Самостоятельная отработка русского произношения. Подготовка выступлений по теме с использованием технических средств | ||||||
Раздел 3. Графика и орфография | |||||||
Тема 7. Понятие о графике | Подготовить рефераты, выступления с презентациями по теме. | ||||||
Тема 8. Понятие об орфографии | Практическое занятие № 8. Графика. Принципы русской орфографии | Подготовка к практическому занятию № 8. Выполнение заданных упражнений по теме. Подготовка к диктанту | |||||
Раздел 4. Морфемика | |||||||
Тема 9. Понятие о морфемике и морфеме | Практическое занятие № 9. Морфемика. Морфемная структура слова | Подготовка к практическому занятию № 9. Анализ языкового материала | |||||
Тема 10. Состав слова | |||||||
Тема 11. Понятие основы слова | |||||||
Раздел 5. Словообразование | |||||||
Тема 12.Типы образования слов в русском языке | Практическое занятие № 10. Словообразование. Типы образования слов в русском языке | Подготовка к практическому занятию № 10. Анализ языкового материала. Подготовка к контрольной работе по теме «Морфемика и словообразование» | |||||
ИТОГО: 20 ч. лекц., 20 ч. семин., 68 ч. сам. работы | |||||||
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Текущая аттестация студентов производится в дискретные временные интервалы лектором и преподавателем, ведущим практические занятия по дисциплине, в следующих формах:
· письменные домашние задания;
· выполнение заданий на занятии.
Отдельно оцениваются личностные качества студента (аккуратность, исполнительность, инициативность), работа у доски, своевременная сдача письменных домашних заданий.
Рубежная аттестациястудентов производится по окончании раздела (ДЕ) в следующих формах:
· контрольные работы (1 – по фонетике, 2 – по фонетике и фонологии, 3 – по морфемике и словообразованию);
· диктант по орфографии и пунктуации;
· выступления с презентациями по темам «Орфоэпия», «Графика».
Промежуточный контроль по результатам семестра по дисциплине проходит в форме письменного и устного зачета (включает выполнение итоговой контрольной работы по всем темам и беседу по результатам выполнения письменной работы).