С края в край бороздки пометывати!
Этойбыкобылки и сметы нет.
(Там же, стб. 439)
Преисполненный самого глубокого уважения к оратаю, Вольга спрашивает:
—Ай же ты оратай оратаюшко!
Как-то тобя да именём зовут,
Как звеличают по отечеству?
(Там же)
По имени и отчеству звали только господ и достойных людей. Микула ответил Вольге затейливо — и открывается весь замысел песенно-эпического рассказа, его пафос.
Ай же Вольга ты Святославгович!
ржи напашу, в скирды складу,
В скирды складу да домой выволочу,
Домой выволочу, дома вымолочу,
Драни надеру да то я пива наварю,
Пива наварю, мужичков напою,
Станут мужички меня покликивати:
«Ай ты молодой Микулушка Селянинович!»
(Там же)
Это величание — в былине оказалась полностью развита мысль о крестьянском достоинстве пахаря, его превосходстве над дружиной и над самим Вольгой.
Последовательное противопоставление пахаря и воинов во главе с князем проведено через весь эпический рассказ. Композиция пронизана антитезой. Главной мыслью былины определяется характер изображения персонажей. Обдуманно подаются образнотематические детали. Певец не скрывал, чью сторону держит. Упоминание кленовой сошки (в некоторых вариантах она «красного дерева»), шелковых гужей, подробный рассказ о соловой кобылке, да и самый портрет пахаря, его облик и одежда, включение величальных мотивов в завершающие стихи — все характеризует былину как цельное художественное творение. Наблюдаются соответствие эпизодов друг другу, их взаимная дополняемость. Внутренняя упорядоченность частей, их связь между собой указывают — перед нами идейно-художественная система.
Системность наблюдается во всей стилевой структуре былинного рассказа. Отметим главное. Былина состоит из образно-повествовательных строфем: это неравные группы стихов, объединенные между собой собственным строением. Строфема совпадает с предложением-фразой. В варианте, опубликованном П. Н. Рыбниковым17, говорится:
Жаловал его родный дядюшка,
Ласковый Владимир стольнокиевский
Тремя городамы со крестьянамы:
Первыим городом — Гурчевцом,
Другиим городом — Ореховцем,
Третьиим городом — Крестьяновцем.
(Вольга и Микула, стб. 10)
Начало строфемы отмечено повествовательной интонацией, обычной для русской речи при рассказывании, интонация выражена инверсией: «Жаловал... дядюшка // Ласковый Владимир стольнокиевский» (не «Дядюшка жаловал» и пр.). Завершают строфему три
стиха с последовательным перечислением городов; стихи построены одинаково, это — своего рода синтаксический параллелизм.
Показательно, что Рябинин умел перестраивать строфемы, например, делил фразу на два предложения — соответственно изменялись границы строфемы. В варианте, опубликованном А. Ф. Гильфердингом, стихи образовали две строфемы:
Был у него родный дядюшка,
Славный князь Владимир стольнокиевской;
Жаловал его трёма городама всё крестьянамы:
Первыим городом Гурчовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
(Вольга и Микула, стб. 436)
Первая строфема начинается с инверсионного оборота: «Был... дядюшка // Славный князь...» и пр. Вторая — с подобного же оборота: «Жаловал его...» и т. д. Первую строфему заканчивает сообщение о дядюшке, что это именно стольнокиевский князь Владимир. Вторую строфему, как и в варианте из сборника П. Н. Рыбникова, завершает перечисление, какие города получил Вольга.
Песенно-эпическое повествование разворачивается через переход от строфемы к строфеме — и для былины как стилевой системы показательно, что при некотором разнообразии строфемы имеют много общего между собой, обнаруживают повторяемость и единство в построении.
Вот образцы других строфем:
Говорил Вольга таковы слова:
—Бог теби помочь оратаюшко,
А орать да пахать да крестьяновати,
С края в край бороздки пометывати!
(Там же, стб. 436)
У П. Н. Рыбникова — аналогичная строфема, но второй стих слегка изменен: «Божья ти помочь, оратаюшко!» Кроме того, строфема дополнена стихом в полном соответствии с предыдущими: «Коренья, каменья вывертывати!»
Начальный стих строфемы, как обычно, отмечен присутствием инверсированного оборота «Говорил Вольга...» с присоединением специфического оборота «таковы слова». Так начинаются и другие строфемы — всегда появляется неизменное: «Говорил Вольга таковы слова» или «Говорил оратай таковы слова». Завершающие
строфему стихи сближены между собой рифмоидами-созвучиями: «крестьяновати», «пометывати», «вывертывати », а в начало стихов вынесены парные словосочетания: «А орать да пахать», «С края в край», «Коренья, каменья».
Внутри строфем наиболее заметным элементом связи является повторение понятия, важного для певца.
Этот оратай оратаюшко
Гужики ссошкион повыстенул18,
Да кобылкуиз сошкиповывернул,
А со тою онсошкисо кленовенькой,
А й оставил он тутсошкукленовую,